III. Порядок составления программы социальной адаптации

31. В случае подтверждения права заявителя на государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии с пунктом 3 Правил органу социальной защиты населения рекомендуется:

а) направлять заявителю уведомление о необходимости составления программы социальной адаптации с указанием даты явки заявителя в орган социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания;

б) назначить ответственного сотрудника из числа сотрудников органа социальной защиты населения (далее - куратор) с целью проведения собеседования с гражданином.

32. С целью составления программы социальной адаптации куратором проводится собеседование в дистанционной форме или лично при обращении в орган социальной защиты населения с гражданином, обратившимся с заявлением, для выяснения жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов (отсутствия дохода) семьи или одиноко проживающего гражданина, в том числе:

а) отсутствие доходов от трудовой деятельности у трудоспособного члена семьи или одиноко проживающего гражданина по состоянию здоровья;

б) банкротство или ликвидация предприятия;

в) отсутствие доступных мест в организациях дошкольного образования, осуществляющих уход за малолетним ребенком;

г) отсутствие подходящих вакантных рабочих мест по месту жительства;

д) недостаточный уровень доходов от трудовой деятельности из-за низкооплачиваемой работы у трудоспособных членов семьи или одиноко проживающего гражданина;

е) иные обстоятельства, обосновывающие отсутствие доходов.

При выяснении жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов (отсутствия дохода) семьи или одиноко проживающего гражданина, не используется имущественный критерий, а также не проводится оценка использования трудового потенциала гражданина (правило "нулевого дохода").

33. При проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации уточняется следующая информация:

а) цель получения государственной социальной помощи на основании социального контракта;

б) предполагаемый срок заключения социального контракта;

в) уровень образования;

г) опыт работы;

д) наличие предложений от заявителя по составу мероприятий программы социальной адаптации;

е) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;

ж) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;

з) иная информация, необходимая для составления программы социальной адаптации.

При проведении собеседования куратор подтверждает указанное в заявлении основное мероприятие социального контракта (поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации).

При проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации куратор информирует заявителя о следующей информации:

а) о правах и обязанностях каждой из сторон, возникающих при заключении социального контакта;

б) об ответственности за неисполнение условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации;

в) о проведении мониторинга в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта;

г) о дополнительных основаниях для отказа в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта в заключении повторного социального контракта в случаях, предусмотренных Правилами и Методическими рекомендациями.

34. В зависимости от предполагаемого основного мероприятия социального контракта уточняются следующие обстоятельства:

По основному мероприятию "поиск работы":

а) наличие регистрации в качестве безработного или ищущего работу;

б) отрасль текущего (предыдущего) места работы;

в) причины желания сменить текущее место работы (сферу деятельности);

г) наличие регистрации на портале "Работа в России";

д) наличие образования и его уровень;

е) текущее направление (отрасль) трудовой деятельности;

ж) желаемое направление (отрасль) трудовой деятельности;

з) наличие неформальной текущей трудовой деятельности (в какой сфере);

и) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

к) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

л) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

м) потребность в получении юридической помощи;

н) наличие актуального резюме для работодателей, отражающего опыт работы заявителя и его навыки;

о) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;

п) потребность в получении психологической помощи в целях комфортной адаптации в рабочем коллективе;

р) причины нетрудоустройства до реализации социального контракта;

с) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;

т) причины получения заработной платы ниже минимального размера оплаты труда (при выявлении такого факта).

К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию "поиск работы" привлекаются: органы занятости населения, органы местного самоуправления, иные организации в сфере труда и занятости.

По основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":

а) отрасль создаваемого объекта предпринимательской деятельности;

б) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в налоговом органе в качестве самозанятого;

в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;

г) наличие опыта в выбранной сфере;

д) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

е) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

ж) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

з) наличие бизнес-плана <1>;

--------------------------------

<1> Рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации единые требования к бизнес-плану, а также методику оценки бизнес-плана.

В методике оценки бизнес-плана рекомендуется отразить положения для оценки возможности получения заявленного в бизнес-плане дохода, спроса на товары и услуги, рентабельности и т.д.

Исполнительным органам субъектам Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области социальной защиты, и органам социальной защиты населения рекомендовано составить типизацию бизнес-планов, а также подготовить готовые бизнес-планы.

и) потребность в помощи в составлении бизнес-плана;

к) потребность в получении юридической помощи;

л) потребность в получении лицензии для реализации проекта в выбранной сфере;

м) наличие в составе семьи иного члена семьи, который не трудоустроен и не зарегистрирован в качестве безработного или ищущего работу;

н) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;

о) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход.

К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" привлекаются: исполнительные органы субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющие полномочия в области регулирования сельского хозяйства, органы занятости населения, органы местного самоуправления, торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации.

По основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства":

а) направление личного подсобного хозяйства;

б) постановка на учет в налоговом органе в качестве самозанятого;

в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;

г) наличие опыта деятельности в выбранной сфере;

д) наличие плана развития личного подсобного хозяйства <2>;

--------------------------------

<2> Рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации единые требования к плану развития личного подсобного хозяйства.

е) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

ж) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

з) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

и) наличие земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства;

к) потребность в получении юридической помощи;

л) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;

м) наличие в составе семьи иного члена семьи, который не трудоустроен и не зарегистрирован в качестве безработного или ищущего работу;

н) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход.

К разработке программы социальной адаптации по мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства" привлекаются: исполнительные органы субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области регулирования сельского хозяйства, организации в сфере сельского хозяйства, в том числе центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, органы местного самоуправления.

По основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации":

а) предполагаемая гражданином причина возникновения у гражданина трудной жизненной ситуации;

б) цель использования выплачиваемых средств (приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви и т.д.);

в) наличие образования и его уровень;

г) потребность в получении психологической помощи;

д) потребность в получении юридической помощи;

е) занятость трудоспособных членов семьи заявителя и (или) обоснованность причин их незанятости;

ж) наличие регистрации в центре занятости в качестве безработного или ищущего работу;

з) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;

и) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;

к) наличие в составе семьи иного члена семьи, который не трудоустроен и не зарегистрирован в качестве безработного или ищущего работу.

К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации" привлекаются органы местного самоуправления.

Все сведения, полученные в ходе собеседования с гражданином, заносятся в анкету, форму которой рекомендуется утвердить приложением к программе социальной адаптации. По итогам собеседования анкета подписывается куратором и гражданином.

35. Программа социальной адаптации составляется куратором совместно с гражданином, а также с участием органов, указанных в пункте 1 Методических рекомендаций.

В программе социальной адаптации рекомендуется указывать активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта в зависимости от основного мероприятия.

В программе социальной адаптации по основному мероприятию "поиск работы" рекомендуется отражать необходимость проведения мониторинга процесса трудоустройства гражданина в целях проведения анализа причин нетрудоустройства гражданина по итогам реализации социального контракта, а также получения заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.

С целью реализации основных мероприятий, за исключением осуществления иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, возможно включение мероприятия программы социальной адаптации по прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.

36. Органам социальной защиты населения в целях повышения эффективности (реализации индивидуального подхода) составления программы социальной адаптации рекомендуется разработать систему профайлинга (типологизации) граждан с учетом различных трудных жизненных ситуаций. Перечень типовых трудных жизненных ситуаций приведен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.

Профайлинг (типологизация) граждан осуществляется по следующим критериям:

а) тип трудной жизненной ситуации;

б) причины, по которым среднедушевой доход гражданина (семьи гражданина) ниже прожиточного минимума;

в) глубина бедности гражданина (семьи гражданина);

г) семейное положение гражданина;

д) наличие детей в семье гражданина и их количество;

е) категория семьи (одиноко проживающего гражданина), которым оказывается государственная помощь на основании социального контракта по иным мероприятиям, направленным на преодоление трудной жизненной ситуации.

37. Исходя из условий жизни гражданина (семьи гражданина) в программу социальной адаптации могут быть включены иные виды поддержки в соответствии с пунктом 35 Правил, а также с учетом приложения N 1 к Методическим рекомендациям.

Куратором проводится анализ получаемых гражданином (семьей гражданина) мер поддержки, а также мер поддержки, которые гражданин (семья гражданина) потенциально может получать. По итогам такого анализа куратор информирует гражданина о возможных мерах социальной поддержки и оказывает содействие в оформлении необходимых документов, а также в подаче заявлений на них.

При заключении с гражданином социального контракта по основным мероприятиям "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" и "ведение личного подсобного хозяйства" органы социальной защиты населения совместно с представителями исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центры "Мой бизнес", организаций в сфере сельского хозяйства, в том числе центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров информируют гражданина о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства (в зависимости от выбранного основного мероприятия), действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также оказывают содействие в оформлении заявлений и документов на получение указанных мер.