|
Бенефициар
|
Группа
|
Краткая характеристика
|
Вызов (угроза)
|
Влияние вызова (угрозы) на бенефициара
|
Дополнительное негативное влияние вызова (угрозы)
|
|
1.
|
Граждане
|
граждане
|
под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи
|
"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:
ручной ввод;
возможность фальсификации и ошибок;
несогласованность данных;
цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями;
отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования
|
неполнота информации об оказанной медицинской помощи (без "цифрового двойника" пациента медицинские данные могут быть разрознены и недоступны для различных медицинских учреждений. Это может привести к неполному пониманию медицинскими работниками текущего состояния здоровья пациента, и, как следствие, менее эффективному оказанию медицинской помощи);
нежелательные взаимодействия между лекарственными препаратами, а также нежелательные последствия применения лекарственных препаратов (в условиях отсутствия "цифрового двойника" пациента врач-специалист не всегда может обладать достоверной информацией о заболеваниях, состоянии здоровья пациента и принимаемых пациентом лекарственных средствах). "Цифровой двойник" пациента позволит повысить эффективность мониторинга здоровья пациента в режиме реального времени. Без него медицинским работникам может быть затруднительно отслеживать изменения в состоянии здоровья пациента, требующие оперативного реагирования
|
при отсутствии единого цифрового источника сведений о пациенте существует риск потери данных из-за физической утраты или повреждения бумажных документов, что может создать сложности при анализе ранее проведенных процедур, поставленных диагнозов пациентам и полученных результатов лабораторных и инструментальных исследований
|
|
2.
|
Медицинские организации и медицинские работники
|
государство, медицинские работники
|
под медицинской организацией подразумевается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность
|
"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:
ручной ввод;
возможность фальсификации и ошибок;
несогласованность данных;
сложность реализации и поддержки множества различных интеграционных взаимодействий между информационными системами различных ведомств, в том числе связанных с нормативными барьерами, для создания полноценных "цифровых двойников";
ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования;
сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями;
отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования;
данные в информационных системах плохо стандартизованы, несопоставимы, и, как следствие, низкая оперативность информационного обмена между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями
|
многократный повторный ручной ввод и копирование данных в медицинских документах и различных информационных системах, а также возможные ошибки в данных, вводимых вручную;
без единых "цифровых двойников" обмен медицинскими данными между медицинскими организациями может быть затруднен в связи с возможным несоответствием и неактуальностью данных, отсутствием единого структурированного набора данных о пациенте, обновляющихся в реальном времени
|
хранение больших объемов бумажных копий документов, требующее наличия физического пространства и приводящее к затратам ресурсов для организации и обслуживания архивов
|
|
3.
|
Органы управления здравоохранением
|
государство
|
под органами управления здравоохранением подразумеваются федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, государственные внебюджетные фонды
|
"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:
ручной ввод;
возможность фальсификации и ошибок;
несогласованность данных;
сложность реализации и поддержки множества различных интеграционных взаимодействий между информационными системами различных ведомств, в том числе связанных с нормативными барьерами, для создания полноценных "цифровых двойников";
ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования;
сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;
цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями;
отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования;
данные в информационных системах плохо стандартизованы, несопоставимы, и, как следствие, низкая оперативность информационного обмена между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями
|
отсутствие возможности оперировать при принятии управленческих решений первичными достоверными данными о медицинских организациях в режиме реального времени, включая данные о материально-техническом обеспечении, кадровом обеспечении, коечном фонде, что, в свою очередь, снижает эффективность управления в сфере здравоохранения
|
необходимость использования в работе различных информационных систем, программного обеспечения и технологического стека, что, в свою очередь, создает ограничения при создании и обновлении программного обеспечения, настройке интеграционных профилей
|
|
4.
|
Научные организации
|
наука
|
под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития и другие организации
|
-
|
отсутствие релевантной информации о клинических центрах, научно-исследовательских организациях не дает возможности научным сотрудникам осуществлять выбор научной траектории, минимизирует возможность набора клинической базы пациентов в различных организациях, затрудняет поиск научного коллектива в зависимости от научных тем и перечня имеющихся компетенций. Отсутствие актуальной информации о состоянии научных разработок по медицинским направлениям не дает возможности долгосрочного планирования развития научной сферы и может приводить к неравномерному распределению ресурсов по центрам и научным направлениям
|
ввиду отсутствия "цифровых двойников" научных организаций снижается вероятность проведения мультицентровых исследований, и, как следствие, снижается уровень доказательности актуальных тезисов на основе отечественных исследований
|
|
5.
|
Медицинские работники
|
медицинские работники
|
под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность
|
искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;
низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных;
недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения
|
ограничение возможностей диагностики и персонифицированной медицинской помощи (технологии искусственного интеллекта способны осуществлять поддержку пользователей в анализе больших массивов данных, построении закономерностей и прогнозов на их основе в распознавании и анализе медицинской информации с последующим обозначением зон интереса для медицинского работника. Искусственный интеллект может помочь как в ретроспективном анализе данных о пациентах и поиске факторов риска, так и при выборе наиболее эффективной тактики лечения при коморбидных состояниях. Отказ от использования данной технологии может ограничивать специалистов при разработке наиболее эффективных и оптимальных индивидуальных планов лечения)
|
-
|
|
6.
|
Органы управления здравоохранением
|
государство
|
-
|
искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;
низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных;
недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения
|
при отсутствии технологий искусственного интеллекта обработка и анализ больших объемов данных может стать сложной и трудоемкой задачей. Искусственный интеллект позволит обратить внимание на неочевидные закономерности скрытым тенденциям, которые могут быть полезны для управленческих решений, также отсутствие "цифровых помощников" повышает риск нерационального использования ресурсов в здравоохранении
|
-
|
|
7.
|
Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для сферы здравоохранения
|
бизнес
|
под отечественными производителями и поставщиками информационно-коммуникационных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители оборудования, применяемого в сфере здравоохранения
|
искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;
низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных;
недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения
|
низкая скорость разработки и внедрения инструментов с применением искусственного интеллекта;
недофинансированность проектов;
ограничение в доступе к массивам данных для обучения нейронных сетей
|
низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения;
отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения
|
|
8.
|
Научные организации
|
наука
|
под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития и другие организации
|
искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;
низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;
значительная трата времени для подготовки наборов данных;
недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения
|
увеличение длительности аналитической обработки баз данных приводит к увеличению объема затрат времени и ресурсов на проведение научного исследования;
низкий уровень внедрения инструментов на основе искусственного интеллекта приводит к снижению оптимизации анализа данных;
подбор оптимальной темы научного исследования, анализ уже проведенных исследований (мета-анализ), визуализация результатов исследования, перевод медицинской литературы - лишь немногие этапы научного исследования, сроки проведения которых значительно сократятся при внедрении инструментов искусственного интеллекта
|
низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения;
отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения
|
|
9.
|
Граждане
|
граждане
|
под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи
|
пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за своим здоровьем;
несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных
|
отсутствие контроля за здоровьем в режиме реального времени;
замедление внедрения технологии телемедицинских консультаций в связи с невозможностью отследить фетальные показатели;
несвоевременное обращение граждан за медицинской помощью (прогрессирование хронических заболеваний);
отсутствие "проактивных" сервисов предоставления услуг
|
сдерживание перехода от реактивной на превентивную модель контроля
|
|
10.
|
Медицинские работники
|
медицинские работники
|
под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность
|
пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;
несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных
|
замедление перехода к персонифицированному подходу;
невозможность проводить длительную и поступательную терапию
|
дополнительная нагрузка, связанная с обучением пациентов и отслеживанием сохранности переданного устройства
|
|
11.
|
Научные организации
|
наука
|
под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития
|
пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;
несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных
|
ограничение возможностей расширения пациентской базы исследования за счет вовлечения в базу данных с носимых устройств, снижение "чистоты" и корректности проводимых исследований в амбулаторных центрах, так как внедрение носимых устройств позволяет увеличивать частоту получения данных диагностических тестов для определения эффективности и безопасности исследуемого вмешательства в научном исследовании
|
отсутствие персонифицированного подхода в научных исследованиях затрудняет проработку тезисов в рамках клинических рекомендаций в сложных и неоднозначных клинических случаях
|
|
12.
|
Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для сферы здравоохранения
|
бизнес
|
под отечественными производителями и поставщиками информационно-коммуникационных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители оборудования, применяемого в здравоохранении
|
пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за своим здоровьем;
несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных
|
высокая стоимость производства носимых устройств и разработки их программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения;
низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в сфере здравоохранения
|
зависимость в большой степени от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья;
отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в области здравоохранения
|
|
13.
|
Органы управления здравоохранением
|
государство
|
-
|
информационная безопасность. Частое использование иностранных решений в области информационно-коммуникационных технологий и отсутствие сопоставимых по техническим характеристикам отечественных аналогов по отдельным классам программного обеспечения
|
снижение отказоустойчивости информационных систем и программного обеспечения;
риск получения несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;
риск приостановки деятельности медицинских организаций в случае вредоносных атак
|
затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности
|
|
14.
|
Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для сферы здравоохранения
|
бизнес
|
под отечественными производителями и поставщиками информационно-коммуникационных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители оборудования, применяемого в сфере здравоохранения
|
пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;
несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных
|
высокая стоимость создания и закупки аппаратного обеспечения и разработки программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения;
зависимость от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья;
отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения;
необходимость реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью
|
низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения;
затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности
|
|
15.
|
Научные организации
|
наука
|
под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития
|
пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";
высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;
высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;
низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;
несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных
|
ограничение использования инструментов-помощников для анализа данных (статистические пакеты, базы данных научных исследований) при недостаточном знании научным работником медицинского иностранного языка
|
введение персональных данных пациентов в незащищенном контуре программного обеспечения
|