Приложение N 2

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации здравоохранения

ФОРМА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕНЕФИЦИАРОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Бенефициар

Группа

Краткая характеристика

Вызов (угроза)

Влияние вызова (угрозы) на бенефициара

Дополнительное негативное влияние вызова (угрозы)

1.

Граждане

граждане

под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи

"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:

ручной ввод;

возможность фальсификации и ошибок;

несогласованность данных;

цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями;

отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования

неполнота информации об оказанной медицинской помощи (без "цифрового двойника" пациента медицинские данные могут быть разрознены и недоступны для различных медицинских учреждений. Это может привести к неполному пониманию медицинскими работниками текущего состояния здоровья пациента, и, как следствие, менее эффективному оказанию медицинской помощи);

нежелательные взаимодействия между лекарственными препаратами, а также нежелательные последствия применения лекарственных препаратов (в условиях отсутствия "цифрового двойника" пациента врач-специалист не всегда может обладать достоверной информацией о заболеваниях, состоянии здоровья пациента и принимаемых пациентом лекарственных средствах). "Цифровой двойник" пациента позволит повысить эффективность мониторинга здоровья пациента в режиме реального времени. Без него медицинским работникам может быть затруднительно отслеживать изменения в состоянии здоровья пациента, требующие оперативного реагирования

при отсутствии единого цифрового источника сведений о пациенте существует риск потери данных из-за физической утраты или повреждения бумажных документов, что может создать сложности при анализе ранее проведенных процедур, поставленных диагнозов пациентам и полученных результатов лабораторных и инструментальных исследований

2.

Медицинские организации и медицинские работники

государство, медицинские работники

под медицинской организацией подразумевается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность

"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:

ручной ввод;

возможность фальсификации и ошибок;

несогласованность данных;

сложность реализации и поддержки множества различных интеграционных взаимодействий между информационными системами различных ведомств, в том числе связанных с нормативными барьерами, для создания полноценных "цифровых двойников";

ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования;

сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;

цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями;

отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования;

данные в информационных системах плохо стандартизованы, несопоставимы, и, как следствие, низкая оперативность информационного обмена между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями

многократный повторный ручной ввод и копирование данных в медицинских документах и различных информационных системах, а также возможные ошибки в данных, вводимых вручную;

без единых "цифровых двойников" обмен медицинскими данными между медицинскими организациями может быть затруднен в связи с возможным несоответствием и неактуальностью данных, отсутствием единого структурированного набора данных о пациенте, обновляющихся в реальном времени

хранение больших объемов бумажных копий документов, требующее наличия физического пространства и приводящее к затратам ресурсов для организации и обслуживания архивов

3.

Органы управления здравоохранением

государство

под органами управления здравоохранением подразумеваются федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, государственные внебюджетные фонды

"цифровые двойники". Сложность в актуализации данных об объекте в режиме реального времени по причине несовершенства способов обработки этих данных, таких как:

ручной ввод;

возможность фальсификации и ошибок;

несогласованность данных;

сложность реализации и поддержки множества различных интеграционных взаимодействий между информационными системами различных ведомств, в том числе связанных с нормативными барьерами, для создания полноценных "цифровых двойников";

ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования;

сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;

цифровой ландшафт системы обязательного медицинского страхования имеет децентрализованный и фрагментированный характер, распределенный между участниками обязательного медицинского страхования и ориентированный на решение частных задач. Информационная модель ориентирована на валовые показатели финансирования и контроля объемов оказанной медицинской помощи без учета специфики региона, рисков ухудшения ситуации с теми или иными нозологиями;

отсутствие предоставляемых в проактивном режиме цифровых услуг для граждан в системе обязательного медицинского страхования;

данные в информационных системах плохо стандартизованы, несопоставимы, и, как следствие, низкая оперативность информационного обмена между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и медицинскими организациями

отсутствие возможности оперировать при принятии управленческих решений первичными достоверными данными о медицинских организациях в режиме реального времени, включая данные о материально-техническом обеспечении, кадровом обеспечении, коечном фонде, что, в свою очередь, снижает эффективность управления в сфере здравоохранения

необходимость использования в работе различных информационных систем, программного обеспечения и технологического стека, что, в свою очередь, создает ограничения при создании и обновлении программного обеспечения, настройке интеграционных профилей

4.

Научные организации

наука

под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития и другие организации

-

отсутствие релевантной информации о клинических центрах, научно-исследовательских организациях не дает возможности научным сотрудникам осуществлять выбор научной траектории, минимизирует возможность набора клинической базы пациентов в различных организациях, затрудняет поиск научного коллектива в зависимости от научных тем и перечня имеющихся компетенций. Отсутствие актуальной информации о состоянии научных разработок по медицинским направлениям не дает возможности долгосрочного планирования развития научной сферы и может приводить к неравномерному распределению ресурсов по центрам и научным направлениям

ввиду отсутствия "цифровых двойников" научных организаций снижается вероятность проведения мультицентровых исследований, и, как следствие, снижается уровень доказательности актуальных тезисов на основе отечественных исследований

5.

Медицинские работники

медицинские работники

под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;

низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;

значительная трата времени для подготовки наборов данных;

недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения

ограничение возможностей диагностики и персонифицированной медицинской помощи (технологии искусственного интеллекта способны осуществлять поддержку пользователей в анализе больших массивов данных, построении закономерностей и прогнозов на их основе в распознавании и анализе медицинской информации с последующим обозначением зон интереса для медицинского работника. Искусственный интеллект может помочь как в ретроспективном анализе данных о пациентах и поиске факторов риска, так и при выборе наиболее эффективной тактики лечения при коморбидных состояниях. Отказ от использования данной технологии может ограничивать специалистов при разработке наиболее эффективных и оптимальных индивидуальных планов лечения)

-

6.

Органы управления здравоохранением

государство

-

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;

низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;

значительная трата времени для подготовки наборов данных;

недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения

при отсутствии технологий искусственного интеллекта обработка и анализ больших объемов данных может стать сложной и трудоемкой задачей. Искусственный интеллект позволит обратить внимание на неочевидные закономерности скрытым тенденциям, которые могут быть полезны для управленческих решений, также отсутствие "цифровых помощников" повышает риск нерационального использования ресурсов в здравоохранении

-

7.

Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для сферы здравоохранения

бизнес

под отечественными производителями и поставщиками информационно-коммуникационных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители оборудования, применяемого в сфере здравоохранения

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;

низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;

значительная трата времени для подготовки наборов данных;

недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения

низкая скорость разработки и внедрения инструментов с применением искусственного интеллекта;

недофинансированность проектов;

ограничение в доступе к массивам данных для обучения нейронных сетей

низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения;

отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения

8.

Научные организации

наука

под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития и другие организации

искусственный интеллект. Недостаточность объема и качества массивов данных для машинного обучения;

низкая скорость внедрения инструментов машинного обучения;

значительная трата времени для подготовки наборов данных;

недостаточное количество квалифицированных специалистов в области разработки ИИ-решений в сфере здравоохранения

увеличение длительности аналитической обработки баз данных приводит к увеличению объема затрат времени и ресурсов на проведение научного исследования;

низкий уровень внедрения инструментов на основе искусственного интеллекта приводит к снижению оптимизации анализа данных;

подбор оптимальной темы научного исследования, анализ уже проведенных исследований (мета-анализ), визуализация результатов исследования, перевод медицинской литературы - лишь немногие этапы научного исследования, сроки проведения которых значительно сократятся при внедрении инструментов искусственного интеллекта

низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения;

отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения

9.

Граждане

граждане

под гражданином подразумевается физическое лицо - объект оказания медицинской помощи

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";

высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;

высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению;

низкая скорость внедрения инструментов контроля за своим здоровьем;

несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

отсутствие контроля за здоровьем в режиме реального времени;

замедление внедрения технологии телемедицинских консультаций в связи с невозможностью отследить фетальные показатели;

несвоевременное обращение граждан за медицинской помощью (прогрессирование хронических заболеваний);

отсутствие "проактивных" сервисов предоставления услуг

сдерживание перехода от реактивной на превентивную модель контроля

10.

Медицинские работники

медицинские работники

под медицинским работником подразумевается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";

высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;

высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;

низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;

несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

замедление перехода к персонифицированному подходу;

невозможность проводить длительную и поступательную терапию

дополнительная нагрузка, связанная с обучением пациентов и отслеживанием сохранности переданного устройства

11.

Научные организации

наука

под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";

высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;

высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;

низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;

несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

ограничение возможностей расширения пациентской базы исследования за счет вовлечения в базу данных с носимых устройств, снижение "чистоты" и корректности проводимых исследований в амбулаторных центрах, так как внедрение носимых устройств позволяет увеличивать частоту получения данных диагностических тестов для определения эффективности и безопасности исследуемого вмешательства в научном исследовании

отсутствие персонифицированного подхода в научных исследованиях затрудняет проработку тезисов в рамках клинических рекомендаций в сложных и неоднозначных клинических случаях

12.

Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для сферы здравоохранения

бизнес

под отечественными производителями и поставщиками информационно-коммуникационных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители оборудования, применяемого в здравоохранении

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";

высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;

высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение их правильному применению;

низкая скорость внедрения инструментов контроля за своим здоровьем;

несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

высокая стоимость производства носимых устройств и разработки их программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения;

низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в сфере здравоохранения

зависимость в большой степени от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья;

отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в области здравоохранения

13.

Органы управления здравоохранением

государство

-

информационная безопасность. Частое использование иностранных решений в области информационно-коммуникационных технологий и отсутствие сопоставимых по техническим характеристикам отечественных аналогов по отдельным классам программного обеспечения

снижение отказоустойчивости информационных систем и программного обеспечения;

риск получения несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;

риск приостановки деятельности медицинских организаций в случае вредоносных атак

затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности

14.

Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для сферы здравоохранения

бизнес

под отечественными производителями и поставщиками информационно-коммуникационных технологий для здравоохранения подразумеваются компании сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители оборудования, применяемого в сфере здравоохранения

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";

высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;

высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;

низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;

несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

высокая стоимость создания и закупки аппаратного обеспечения и разработки программного обеспечения ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения;

зависимость от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья;

отсутствие прямого эффективного взаимодействия со специалистами в сфере здравоохранения;

необходимость реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью

низкая обеспеченность квалифицированными специалистами в системе здравоохранения;

затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационной безопасности

15.

Научные организации

наука

под научными организациями подразумеваются национальные медицинские исследовательские центры, научные коллективы, институты инновационного развития

пилотный проект по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья пациента с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники";

высокие финансовые издержки при внедрении инструментов дистанционного мониторинга;

высокие затраты на внедрение практики широкого использования носимых устройств, включая обучение медицинских работников их правильному применению;

низкая скорость внедрения инструментов контроля за здоровьем пациентов;

несовершенство аппаратного или программного обеспечения при обработке данных

ограничение использования инструментов-помощников для анализа данных (статистические пакеты, базы данных научных исследований) при недостаточном знании научным работником медицинского иностранного языка

введение персональных данных пациентов в незащищенном контуре программного обеспечения