Приложение N 3

к стратегическому направлению в области

цифровой трансформации здравоохранения

ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Бенефициар

Негативный сценарий

Целевое состояние

1.

Граждане

граждане не могут получать информацию о своем здоровье в любое удобное время из источника, не связанного с медицинской организацией (доступ к получению всей информации ограничен);

имеющаяся информация на различных этапах оказания медицинской помощи может быть разрознена и недоступна, что влияет на низкий уровень преемственности, на неполное понимание медицинскими работниками текущего состояния здоровья пациента, и, как следствие, на менее эффективное оказание медицинской помощи пациентам;

медицинские данные о пациенте хранятся в разрозненных источниках, в том числе на бумажном носителе, что создает сложности при определении ранее проведенных процедур, корректной постановке диагнозов и анализе результатов лабораторных и инструментальных исследований;

большая часть носимых устройств не интегрирована в систему здравоохранения;

пациенты не могут передавать медицинские данные с носимых устройств в реальном времени, что влияет на своевременное реагирование системы здравоохранения на изменения в состоянии здоровья граждан;

уровень доверия граждан к системе здравоохранения снижается вследствие медлительности предоставления медицинских услуг, отсутствия адресности такого предоставления, а также отсутствия проактивных клиентоцентричных сервисов предоставления услуг

граждане имеют возможность получать информацию о своем здоровье в любое удобное время из источника, не связанного с медицинской организацией;

вся имеющаяся медицинская информация консолидирована и постоянно обновляется в едином цифровом источнике, что обеспечивает ее полноценную преемственность;

проводится эффективный мониторинг состояния здоровья граждан в реальном времени;

пациенты в режиме реального времени передают медицинские данные с носимых устройств и получают персональные рекомендации по поддержанию своего здоровья;

уровень доверия граждан к системе здравоохранения растет вследствие качественного удовлетворения потребностей в различных жизненных ситуациях

2.

Медицинские организации и медицинские работники

значительная часть рабочего времени медицинских работников уходит на многократный повторный ручной ввод и копирование данных в медицинских документах и различных разрозненных информационных системах;

документы по оказанию медицинской помощи и клинические рекомендации хранятся в виде цифровых изображений, не являясь оцифрованными и структурированными, что затрудняет их обработку и актуализацию;

ряд бизнес-процессов в медицинских организациях остается неоптимизированным;

отсутствуют универсальные сквозные цифровые решения;

существует высокий риск угрозы безопасности для медицинских и государственных информационных систем;

у медицинских работников ограничены возможности диагностики и персонифицированной медицинской помощи с использованием технологий искусственного интеллекта;

отсутствие интеграции информационных систем в сфере здравоохранения и необходимого программного обеспечения для получения данных с носимых устройств и их обработки не позволяет медицинским работникам получать дополнительные данные о своих пациентах;

используются стандартные тактики ведения пациентов, замедляется переход к персонифицированному подходу, что осложняет длительное планирование тактики ведения пациента, в том числе из-за отсутствия учета индивидуальных особенностей пациента, его ретроспективных медицинских данных;

медицинские работники не удовлетворены системой здравоохранения, чаще полагаются на опыт (а не регламент), вследствие чего увеличивается отток кадров из сферы здравоохранения, возникает кадровый дефицит специалистов

вся имеющаяся медицинская информация консолидирована и постоянно обновляется в едином цифровом источнике, что обеспечивает ее полноценную преемственность;

порядки оказания медицинской помощи и клинические рекомендации полностью переведены в цифровой вид и интегрированы в медицинские информационные системы;

медицинские сервисы и технологии искусственного интеллекта получают широкое распространение;

оптимизированы бизнес-процессы в медицинских организациях, обеспечена информационная безопасность медицинских и государственных информационных систем;

руководители медицинских организаций проводят анализ деятельности организации, осуществляют планирование и координацию, используя "цифровые двойники";

осуществлен переход со стандартизированного подхода в оказании медицинской помощи к персонифицированному;

внедрены методики эффективного управления кадровым обеспечением и удовлетворенностью специалистов на рабочих местах

3.

Органы управления здравоохранением

управленческие решения в сфере здравоохранения принимаются на основании субъективных вводных и опыта, а не на основании первичных достоверных данных о медицинских организациях в режиме реального времени, включая данные о материально-техническом обеспечении, кадровом обеспечении, коечном фонде, что, в свою очередь, снижает эффективность управления в сфере здравоохранения и ведет к увеличению затрат;

разрозненность информационных систем и технологических решений остается значимой проблемой;

обработка и анализ больших объемов данных осуществляются вручную, что становится сложной и трудоемкой задачей;

большое количество неочевидных закономерностей и тенденций упускаются из анализа и не влияют на итоговые управленческие решения. Увеличивается риск нерационального использования ресурсов в сфере здравоохранения

благодаря внедрению "цифровых двойников" управленческие решения в системе здравоохранения принимаются на основании первичных достоверных данных о медицинских организациях в режиме реального времени;

применяются единые инструменты для принятия управленческих решений в здравоохранении, обеспечивающие консолидацию, полноту и преемственность данных;

обработка и анализ больших объемов данных осуществляются при помощи технологий искусственного интеллекта;

управленческие решения принимаются с учетом всех тенденций и закономерностей, протекающих в сфере здравоохранения процессов;

разработаны единые интегрированные в систему здравоохранения сквозные решения. При разработке государственных информационных систем используется единый подход, тем самым сокращаются финансовые затраты на проектирование;

критическая инфраструктура сферы здравоохранения полностью импортозамещена, повышен класс защиты информационных систем в здравоохранении в области обеспечения информационной безопасности;

внедрены и широко применяются сервисы и системы в сфере здравоохранения с использованием облачных технологий

4.

Научные организации

научные центры осуществляют автономную работу децентрализованно, вне единых тенденций и концепций, зачастую дублируя друг друга;

результаты научной деятельности разрознены и обладают низким уровнем доказательности. Запросы клинической медицины и темы научных разработок зачастую не соответствуют друг другу;

данные клинической практики доступны для анализа только в контуре медицинских организаций и не позволяют осуществлять мониторинг состояния пациента вне системы здравоохранения, что, безусловно, накладывает ограничения на все результаты отечественных медицинских научных исследований;

медицинская наука не позволяет ответить на клинические междисциплинарные вопросы, из-за чего уровень доверия врачей-специалистов к доказательной медицине снижается, повышается степень влияния опыта и традиций внутри медицинских организаций на принятие клинического решения;

не происходит развитие медицинской науки, так как она полноценно не встроена в контур практической медицины, - запросы клинического сообщества плохо представлены в научной среде, выбор тем исследований в научных центрах не продиктован потребностью

созданы кластеры научных и клинических центров, разработаны и реализованы научные концепции, в рамках которых проводятся научные исследования по всей стране (создается эффект синергии);

научные работники имеют возможность использовать исследовательскую мощность как своих, так и внешних организаций;

большинство научных сотрудников - это практикующие врачи-специалисты, которые имеют доступ к научным библиотекам, инструментам анализа данных;

увеличивается общее количество исследований при снижении затраченного времени на проведение таких исследований, а выбранные темы исследований соотносятся с запросами врачей клинической лабораторной диагностики;

полноценно внедрены и повсеместно используются данные клинической практики для увеличения мощности представленных выборок и, как следствие, повышения уровня доказательности результатов исследований;

пациенты участвуют в эпидемиологических исследованиях хронических заболеваний на генеральных выборках за счет использования диагностических данных с носимых устройств;

врачи-специалисты имеют высокую приверженность клиническим рекомендациям, так как в них подробно и четко прописаны алгоритмы действия ведения пациентов в сложных клинических ситуациях при междисциплинарном взаимодействии;

большинство научных исследований осуществляется при наличии актуального клинического запроса со стороны медицинского сообщества, все результаты прикладных исследований используются для формирования тезисов клинических рекомендаций

5.

Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий

в связи с блокировкой российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения, зависимостью от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья затруднено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;

возникают незапланированные остановки на производстве (затягивается производственный цикл), что также влияет на ритмичность производства в смежных отраслях;

возникают сложности использования иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получения и продления лицензий на них;

производители сталкиваются с отсутствием спроса на свою продукцию;

затруднено тиражирование отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;

широко используется электронная продукция, ввезенная через параллельный импорт, а также рост объема теневой экономики

разработаны и внедрены единые правила и требования к технологическому стеку с использованием отечественного аппаратного и программного обеспечения;

снижена зависимость от иностранных технологий, компонентов, ресурсов, сырья;

критическая инфраструктура сферы здравоохранения полностью импортозамещена, повышен класс защиты информационных систем в области обеспечения информационной безопасности;

внедрены и широко применяются сервисы и системы в сфере здравоохранения на базе облачных технологий;

обеспечено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий;

обеспечена непрерывность производственных процессов;

обеспечен высокий уровень тиражирования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий;

обеспечен низкий уровень использования электронной продукции, ввезенной через параллельный импорт, а также снижение объема теневой экономики