2. Основные подходы, используемые при формировании Индекса качества общего образования Российской Федерации

Ориентация на потребности и интересы обучающихся. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является "обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека" <3>. Применение Методологии должно обеспечивать учет образовательных потребностей, интересов и способностей обучающихся. Следовательно, Методология предполагает в том числе соотнесение результатов оценки качества образования с потребностями и интересами обучающихся, а используемые критерии качества образования будут стимулировать развитие образовательных методик, технологий и управленческих механизмов, ориентированных на наиболее полный учет организациями системы образования потребностей и интересов обучающихся, на повышение возможностей для их самореализации.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 3, пункт 7.

Ориентация на ФГОС. Система общего образования в Российской Федерации строится на основе российских образовательных стандартов, устанавливающих в том числе требования к результатам освоения основной образовательной программы. "Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения" <4>. Таким образом, ФГОС направлены на формирование единого образовательного пространства в Российской Федерации, что предполагает формирование единых требований к результатам обучения всех школьников страны. Вместе с тем в процессе реализации мероприятий в рамках настоящей Методологии должно проводиться регулярное обсуждение содержательных приоритетов в образовании с учетом традиций российского образования и современных вызовов с внесением при необходимости новых актуальных требований во ФГОС и образовательные программы.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 11.

Преимущественное использование сложившейся в России системы процедур оценки качества образования. В настоящее время в Российской Федерации сложилась Единая система оценки качества образования (ЕСОКО) на федеральном уровне, включающая оценочные процедуры в рамках государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ), национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР), оценку компетенций педагогических работников. Важное место в системе оценки качества образования занимают результаты государственной итоговой аттестации. Данный комплекс процедур используется для систематической диагностики состояния системы общего образования, для принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем и последующей оценки эффективности принятых мер, для полноценного развития системы образования.

Учет практики международных исследований качества образования. Важную роль в оценке качества российского образования в последние годы играли международные сравнительные исследования, результаты которых позволили выявить особенности в подготовке российских школьников по сравнению со школьниками других стран. Например, участие в международных исследованиях PISA привлекло внимание к развитию функциональной грамотности обучающихся. В настоящее время в Российской Федерации проводится ежегодная оценка функциональной грамотности на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. В оценке участвуют 15-летние обучающиеся общеобразовательных организаций и образовательных организаций среднего профессионального образования. Оценка проводится по трем направлениям: читательская, математическая и естественно-научная грамотность. Данный мониторинг позволяет сохранить преемственность по отношению к расчету показателя.

Проведение ежегодного комплексного анализа данных о качестве образования. Данный подход является важнейшей основой интеграции мероприятий, проведение которых непосредственно предусмотрено в рамках реализации национального проекта "Образование", и всего спектра мероприятий по оценке качества образования, которые проводятся в Российской Федерации. Помимо данных, которые непосредственно связаны с расчетом показателей по указанным направлениям оценки качества образования, анализируются контекстные данные, связанные с образованием. В рамках комплексного анализа выявляются проблемы, тенденции и закономерности, оценивается эффективность принимаемых управленческих решений, выявляется позитивный управленческий опыт, формируются или корректируются критерии оценки качества образования на всех уровнях управления образованием.

Ежегодное общественно-профессиональное обсуждение итогов проекта. Важной частью проекта должен являться ежегодный анализ и общественно-профессиональное обсуждение его результатов, поскольку организация мероприятий в каждый следующий год должна осуществляться с учетом выводов и корректив, полученных по результатам прошедшего года. В том числе, должны обсуждаться вопросы модернизации российского образования, а также приоритеты при отборе объектов для оценки качества образования. Результаты данного обсуждения могут реализовываться, в том числе при совершенствовании всего спектра процедур оценки качества общего образования, рассматриваемых в рамках данной Методологии.