2. Рекомендации по достижению требований к содержанию и результатам освоения образовательных программ по финансовой грамотности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО, ФОП НОО и Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности
2. Рекомендации по достижению требований к содержанию и результатам освоения образовательных программ по финансовой грамотности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО, ФОП НОО и Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности.
Формирование финансовой грамотности является обязательным в 1 - 4 классах, это закреплено в ФГОС НОО. В новом ФГОС НОО элементы финансовой грамотности включены в требования к результатам освоения предметов "Математика" и "Окружающий мир" (пп. 7 п. 43.4 и пп. 9 п. 43.5 ФГОС НОО).
Так, в п. 43.4 ФГОС НОО закреплено, что предметные результаты по учебному предмету "Математика" в предметной области "Математика и информатика" должны обеспечивать:
1) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов.
В разделе 162 федеральной рабочей программы по учебному предмету "Математика" ФОП НОО перечислены планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные), на достижение которых направлено изучение математики в начальной школе.
Сравнительный анализ планируемых результатов освоения программы по математике по годам и планируемых результатов формирования финансовой грамотности обучающихся показывает, что они во многом совпадают.
Приоритетом образовательного результата включения вопросов финансовой грамотности в учебные программы по математике становится формирование и развитие способностей обучающегося действовать в реальной жизненной ситуации. Достижение этого результата осуществляется средствами математического содержания курса.
В таблице 1 представлены планируемые результаты освоения учебной программы по математике.
Таб. 1
|
Личностные результаты
|
- Применять математику для решения практических задач в повседневной жизни в сфере личных и семейных финансов;
- Оценивать практические ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения жизненных проблем, в том числе в вопросах личных и семейных финансов.
|
|
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия
|
- Устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие);
- Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка).
|
|
Метапредметные результаты
Универсальные регулятивные учебные действия
|
- Выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
|
|
Предметные результаты
|
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
Пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
- Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
- Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
- Группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- Использовать при выполнении практических заданий единицы величины стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
- Сравнивать величины стоимости, устанавливая между ними соотношение "больше/меньше на";
- Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами "все", "каждый"; проводить одно - двух шаговые логические рассуждения и делать выводы;
- Подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- Использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: массы (грамм, килограмм), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
- Сравнивать величины стоимости, устанавливая между ними соотношение "больше/меньше на/в";
- Называть, находить долю величины (половина, четверть);
- Знать и использовать в практических ситуациях (покупка товара, выполнение расчетов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
- Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира, в предметах повседневной жизни (например, ценник, этикетка).
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
- Выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям:
достоверность/реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;
- Использовать при решении задач единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), стоимости (копейка, рубль) и др.;
- Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки;
- Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример;
- Извлекать и использовать для решения практических задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира, в предметах повседневной жизни (например, счет, прайс-лист, объявление);
- Использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма.
|
В федеральной рабочей программе по учебному предмету "Математика" ФОП НОО отмечается, что изучение математики в начальной школе имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат такие ценности математики, как познание закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в обществе (например, составление личного и семейного бюджета, расчет стоимости товара, сравнение расходов и доходов);
Например, в разделе "Числа и величины" 3 класс, изучается следующее содержание:
- Стоимость (единицы - рубль, копейка);
- Установление отношения "дороже/дешевле на/в";
- Соотношение "цена, количество, стоимость" в практической ситуации.
Данные понятия и знания составляют базовую основу разделов "Платежи и покупки" и "Цены на товары и услуги", входящих в первую предметную область "Деньги и операции с ними" Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, разработанной и утвержденной в целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
Решение арифметических примеров с разными величинами стоимости, объяснение полученных результатов, способствует формированию элементов финансовой грамотности и формированию функциональной грамотности обучающихся.
В таблице 2 представлены разделы и содержание федеральной рабочей программы по математике в начальной школе и соответствующие им элементы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Таб. 2
|
Федеральная рабочая программа по учебному предмету
|
Единая рамка компетенций по финансовой грамотности
|
|
Раздел
|
Предметное содержание
|
Предметная область, раздел
|
Результат
|
|
"Математика", 2 класс
|
|
Числа и величины
|
Числа в пределах 100. Запись равенства, неравенства. Величины. Сравнение. Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач.
|
1. Деньги и операции с ними.
Цены на товары и услуги
|
Проверять чеки и квитанции после совершения покупок
|
|
Текстовые задачи
|
Расчетные задачи на увеличение/уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз.
|
1. Деньги и операции с ними.
Цены на товары и услуги
|
Уметь правильно считать сдачу
|
|
"Математика", 3 класс
|
|
Числа и величины
|
Стоимость (единицы - рубль, копейка); установление отношения "дороже/дешевле на/в". Соотношение "цена, количество, стоимость" в практической ситуации.
|
1. Деньги и операции с ними.
Платежи и покупки
|
Цены на товары и услуги
|
|
Текстовые задачи
|
Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчет времени, количества), на сравнение (разностное, кратное).
Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
|
1. Деньги и операции с ними.
Платежи и покупки
|
Цены на товары и услуги
|
|
"Математика", 4 класс
|
|
Текстовые задачи
|
Анализ зависимостей, характеризующих процессы: работы (производительность, время, объем работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач.
Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчета количества, расхода, изменения.
Задачи на нахождение доли величины, величины по ее доле.
|
1. Деньги и операции с ними.
Платежи и покупки
|
Цены на товары и услуги
Уметь сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой
|
|
Математическая информация
|
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах.
Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет.
Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме.
Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста).
|
1. Деньги и операции с ними. Цены на товары и услуги
|
Уметь сравнивать и сопоставлять цены на разные товары
Знать, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у разных продавцов
Осознавать, что деньги необходимо хранить в безопасном месте
|
Также вопросы финансовой грамотности нашли свое отражение в планируемых результатах освоения учебного предмета "Окружающий мир" предметной области "Обществознание и естествознание (окружающий мир)" п. 43.5 <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Таб. 3
|
Личностные результаты
|
- Первоначальные представления о человеке как члене общества, в том числе участника финансовых отношений;
- Осознание прав и ответственности человека как члена общества и участника финансовых отношений;
- Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека, как основного источника получения дохода;
- Ответственное потребление и отношение к результатам труда и деньгам.
- Осознанное восприятие достоверности информации
|
|
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия
|
- Понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.
Умение анализировать информацию на предмет ее достоверности
|
|
Метапредметные результаты
Универсальные регулятивные учебные действия
|
- Предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях;
- Оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
|
|
Предметные результаты
|
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- Оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту;
- Ориентироваться в правилах безопасного поведения в Интернете.
- Понимать факт существования кибермошенников
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- Безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в Интернет;
Различать формы финансового кибермошенничества
Знать основы противодействия им.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- Различать расходы и доходы семейного бюджета;
- Использовать различные источники информации об обществе, финансах для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- Безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет;
Ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
Знать виды финансового кибермошенничества и правила противодействия им
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
- Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- Осуществлять безопасный поиск ресурсов и верифицированной информации в Интернете.
Знать последствия взаимодействия с кибермошенниками
Знать основные правила поведения после взаимодействия с кибермошенниками
|
Анализ федеральных рабочих программ показал, что только программа по окружающему миру содержит элементы финансовой грамотности как самостоятельные дидактические единицы. Так, в 3 классе в раздел "Человек и общество" включены темы финансовой грамотности "Семейный бюджет" и "Финансовая безопасность".
В таблице 4 представлены разделы и содержание федеральной рабочей программы по учебному предмету "Окружающий мир" в начальной школе и соответствующие им элементы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Таб. 4
|
Федеральная рабочая программа по учебному предмету
|
Единая рамка компетенций по финансовой грамотности
|
|
Раздел
|
Предметное содержание
|
Предметная область, раздел
|
Результат
|
|
"Окружающий мир", 1 класс
|
|
Правила безопасной жизнедеятельности
|
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
|
1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда
|
Иметь представление о цифровых инструментах
|
|
"Окружающий мир", 2 класс
|
|
Правила безопасной жизнедеятельности
|
Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
|
1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда
|
Иметь представление о цифровых инструментах.
Иметь представление о безопасном поведении в Интернете
|
|
"Окружающий мир", 3 класс
|
|
Человек и общество
|
Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Значение труда в жизни человека и общества.
Особенности труда людей родного края, их профессии.
|
2. Планирование и управление личными финансами.
Доходы и расходы семейного и личного бюджета.
Финансовое планирование.
|
Знать, что такое личные и семейные доходы и пути их повышения.
Знать, что такое личные (семейные) расходы и каковы общие принципы управления расходами человека и семьи.
Понимать необходимость вести учет доходов и расходов (бюджет).
Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека
|
|
Правила безопасной жизнедеятельности
|
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
|
1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда
|
Иметь представление о цифровых инструментах.
Иметь представление о безопасном поведении в Интернете, защите персональных данных
|
|
"Окружающий мир", 4 класс
|
|
Правила безопасной жизнедеятельности
|
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
|
1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда
|
Иметь представление о цифровых инструментах.
Иметь представление о безопасном поведении в Интернете, защите персональных данных.
Знать правила защиты персональных данных в цифровой среде
|
Младшие школьники по всем возрастным показателям уже готовы к изучению финансовой грамотности, поэтому вполне обоснованно и логично включение отдельных тем в обязательные предметы. Сравнительный анализ содержания образования в начальных классах и содержания финансовой грамотности показал, что в основном младшие школьники изучают базовые темы, входящие в первую предметную область "Деньги и операции с ними" Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, что объясняется недостаточностью у младших школьников знаний и опыта распоряжения деньгами.
Видится очень важным изучение базовых тем по финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира. Именно на эти знания, начальные навыки опирается дальнейшее освоение обучающимися компетенций финансовой грамотности, являющейся составной частью функциональной грамотности, на формирование которой нацелена реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Для успешного решения этих задач для учителей и обучающихся начальных классов разработано достаточно большое число методических и образовательных ресурсов. Ниже приведены отдельные ресурсы, которые будут полезны для учителей начальных классов.