3. Общие подходы к оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков
3.1. В оценку возможного ущерба от воздействия климатических рисков рекомендуется включать:
а) выявление климатических рисков опасного, весьма опасного и катастрофического уровней (далее - опасные климатические риски), реализация которых приводит к экономическому ущербу и неэкономическим потерям;
б) формирование перечня климатически уязвимых объектов;
в) оценку возможного прямого и косвенного экономического ущерба, а также возможных неэкономических потерь в разрезе климатически уязвимых объектов;
г) оценку возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации;
д) оценку суммарного размера возможных выплат по страховым случаям, связанным со стихийными бедствиями или опасными природными явлениями (далее - возможные выплаты по страховым случаям).
3.2. Выявление опасных климатических рисков рекомендуется осуществлять в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке климатических рисков, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.
3.3. Для формирования перечня климатически уязвимых объектов рекомендуется использовать характеристики климатически уязвимых объектов, а также формы в виде таблиц, приведенные в разделе 1 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации и в приложении к этому разделу (приложение N 1 к Рекомендациям). Сформированный перечень климатически уязвимых объектов рекомендуется обобщать субъектом адаптации в рамках Национального плана и направлять в Минэкономразвития России.
Для определения объектов, соответствующих характеристикам климатически уязвимых объектов, рекомендуется использовать доступную для субъекта адаптации информацию о наличии объектов капитального строительства, находящихся в зоне воздействия опасных климатических рисков. Данная информация может быть также получена по итогам обобщения информации об эксплуатации объектов капитального строительства, инвентаризации таких объектов или иных мероприятий, проводимых по усмотрению субъекта адаптации.
3.4. При оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков в разрезе климатически уязвимых объектов рекомендуется учитывать возможные экономический ущерб и неэкономические потери, возникновение которых обусловлено реализацией опасных климатических рисков.
При оценке возможного экономического ущерба рекомендуется оценивать возможный прямой экономический ущерб (ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, объектам социальной инфраструктуры, объектам здравоохранения, объектам торговли и снабжения, объектам образования и культуры, объектам транспортной инфраструктуры, объектам промышленности, промышленной инфраструктуры и иным категориям объектов) и возможный косвенный экономический ущерб (ущерб, связанный со снижением выпуска продукции и прекращением оказания услуг, досрочным выбытием фонда и мощностей, остановкой производства и иной деятельности).
В возможные неэкономические потери рекомендуется включать ущерб здоровью, жизни и благосостоянию населения, воздействие на экосистемные услуги и биоразнообразие.
3.5. Для оценки возможных прямого экономического ущерба и неэкономических потерь рекомендуется использовать ретроспективные справки об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации (в части чрезвычайных ситуаций, связанных с реализацией климатических рисков) (рекомендуемый образец приведен в приложении к Методике оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, утвержденной приказом МЧС России от 1 сентября 2020 г. N 631 (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2020 г., регистрационный N 61087) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 24 июля 2022 г. N 740 (зарегистрирован Минюстом России 19 сентября 2022 г., регистрационный N 70141).
3.6. При оценке возможного прямого экономического ущерба могут быть использованы:
а) имеющиеся данные о количестве и восстановительной (первоначальной) стоимости отдельных объектов основных фондов (жилые здания, нежилые здания, сооружения и транспортные средства), ликвидированных вследствие стихийных бедствий и природных катастроф;
б) ретроспективные материалы, обосновывающие выделение целевых субсидий (трансфертов) в целях компенсации субъектам предпринимательской деятельности ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с реализацией климатических рисков.
3.7. Для оценки возможных прямого экономического ущерба и неэкономических потерь от наводнений рекомендуется использовать оценку тяжести людских потерь при аварии гидротехнических сооружений, шкалу тяжести разрушений жилых зданий, шкалу тяжести разрушений промышленных сооружений и шкалу тяжести разрушений элементов транспорта и связи, приведенные в приложениях N 3 - 6 к Методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2020 г. N 516 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61785).
3.8. Результаты оценки возможных прямого экономического ущерба и неэкономических потерь рекомендуется представлять по форме в виде таблицы, приведенной в разделе 2 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям).
3.9. Оценку возможного косвенного экономического ущерба рекомендуется осуществлять на основании информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности в добровольном порядке, о снижении выпуска продукции и прекращении оказания услуг, досрочном выбытии фонда и мощностей, остановке производства и иной деятельности, возможных в результате воздействия климатических рисков.
При оценке возможного косвенного экономического ущерба могут использоваться ретроспективные материалы, обосновывающие выделение целевых субсидий (трансфертов) в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от климатических рисков, на возобновление их деятельности.
Результаты оценки возможного косвенного экономического ущерба рекомендуется представлять по форме, приведенной в разделе 3 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям).
3.10. Оценку возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации рекомендуется проводить по четырем сценариям:
а) сценарий 1: утрата субъектом адаптации всех климатически уязвимых объектов, перечисленных в разделе 1 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям), которые находятся в аварийном техническом состоянии;
б) сценарий 2: утрата субъектом адаптации всех климатически уязвимых объектов, перечисленных в разделе 1 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям), которые находятся в аварийном и ограниченно работоспособном техническом состоянии;
в) сценарий 3: утрата субъектом адаптации всех климатически уязвимых объектов, перечисленных в разделе 1 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям);
г) сценарий 4: утрата субъектом адаптации климатически уязвимых объектов, перечисленных в разделе 1 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям), в случае повторения ранее зафиксированных субъектом адаптации наиболее разрушительных чрезвычайной ситуации природного характера или стихийного бедствия, обусловленных климатическими рисками.
3.11. При оценке возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации по сценариям 1, 2 и 3 рекомендуется использовать данные о возможных потерях и ущербе, указанные субъектом адаптации в разрезе каждого климатически уязвимого объекта, перечисленного в приложении к разделу 1 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям).
3.12. При оценке возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации по сценарию 4 могут использоваться:
а) имеющиеся у субъекта адаптации официальные данные о наиболее разрушительных чрезвычайной ситуации природного характера или стихийном бедствии, обусловленных климатическими рисками, приведенные к ценам 2022 года;
б) ретроспективные обосновывающие материалы, подготовленные субъектом адаптации для рассмотрения вопроса о выделении целевых трансфертов (субсидий) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации, приведенные к ценам 2022 года.
При наличии различающихся оценок возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации рекомендуется использовать максимальное значение.
3.13. Результаты оценки возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации рекомендуется представлять по форме, приведенной в разделе 4 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям).
3.14. Для оценки возможных выплат по страховым случаям рекомендуется использовать данные организаций, находящихся в ведении субъекта адаптации, о страховании имущества по страховым случаям, связанным со стихийными бедствиями или опасными природными явлениями.
Результаты оценки возможных выплат по страховым случаям рекомендуется представлять по форме, приведенной в разделе 5 рекомендуемой формы для представления результатов оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации (приложение N 1 к Рекомендациям).
При организации возмещения ущерба климатически уязвимым объектам с использованием механизма добровольного страхования рекомендуется учитывать перечень и градации климатических рисков, предусмотренные Методическими рекомендациями по оценке климатических рисков, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. N 267.
3.15. При отсутствии информации, указанной в пунктах 3.5 - 3.8, 3.10 - 3.14 Рекомендаций, могут использоваться фиксированные значения характеристик, используемые для оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации, приведенные в приложении N 2 к Рекомендациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875