6.2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СПОРТИВНО-АДАПТИВНЫХ ШКОЛ

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, являются:

- спортивные школы (в том числе спортивно-адаптивные школы);

- спортивные школы олимпийского резерва (Рисунок 3).

Рисунок 3

Рисунок 3. Единое спортивное пространство. Межведомственное взаимодействие.

В соответствии с положениями статей 23, 31, 32 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта вправе реализовывать:

- организации дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

- образовательные организации, для которых реализация дополнительных общеобразовательных программ не является основной целью их деятельности;

- организации, осуществляющие обучение;

- индивидуальные предприниматели.

В число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, также входят центры олимпийской подготовки (центры паралимпийской подготовки), училища олимпийского резерва, а также школы-интернаты спортивного профиля, которые могут создаваться в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, как структурные подразделения.

С 01.01.2023 организации, реализующие программы спортивной подготовки (к дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные образовательные программы спортивной подготовки), переведены в статус образовательных. Организации, реализующие на 01.01.2023 программы спортивной подготовки, должны были получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 01.09.2023. Действие временной лицензии прекращается в тот день, когда будет принято решение о внесении в реестр записи о предоставлении бессрочной лицензии.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, относится к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, для получения лицензии (в том числе временной) организации, реализующей программы спортивной подготовки, необходимо обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, на территории которого она зарегистрирована.

Подпунктом "а" пункта 5 Положения установлено лицензионное требование к соискателю лицензии о наличии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам. Исходя из вышеизложенного, спортивные базы, относящиеся к категории "здания, строения, сооружения" (объекты капитального строительства) и используемые для реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, подлежат лицензированию в качестве адресов мест осуществления образовательной деятельности.

Вместе с тем к объектам, не являющимся объектами капитального строительства (например, лыжные трассы), объектам, используемым для спортивных соревнований (велотреки, автомобильные, лыжные трассы и т.п.) или зрелищных мероприятий, а также относящимся к категории "территория" (например, водоемы), указанное лицензионное требование не применяется, и, следовательно, лицензированию в качестве адресов мест осуществления образовательной деятельности они не подлежат.

Кроме того, вступили в силу ряд нормативно-правовых актов, вносящих следующие изменения (нововведения):

- федеральные стандарты спортивной подготовки будут утверждаться не реже чем 1 раз в 4 года;

- срок действия федеральных стандартов спортивной подготовки не превышает 4 года. По истечении указанного срока федеральные стандарты спортивной подготовки не применяются;

- проекты примерных программ готовит Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" и направляет их на согласование в Департамент спорта высших достижений Минспорта России;

- при подготовке проекта примерной программы используются в том числе правила видов спорта, включенные во Всероссийский реестр видов спорта, правила видов спорта, утвержденные международными спортивными организациями (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), результаты научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта, основные вопросы теории и методики физического воспитания и спорта, методы оценки физического развития и физической работоспособности в зависимости от возраста и физической подготовленности, современные методики спортивной тренировки и соревновательной деятельности, методы планирования тренировочного процесса, современные методы тренировочной работы со спортсменами, положения нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта, а также предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, общероссийских спортивных федераций и иных организаций;

- соискатель лицензии уведомляет лицензирующий орган о начале осуществления указанной деятельности путем направления заявления с использованием единого портала госуслуг, регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) либо информационных систем Рособрнадзора;

- устанавливается форма заявления о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности организациям, реализующим программы спортивной подготовки;

- утверждена примерная форма договора об образовании по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. Предметом такого договора является оказание образовательной услуги по обучению в рамках дополнительной образовательной программы спортивной подготовки и федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта, в соответствии с учебными планами. Договором определяются обязанности исполнителя, заказчика обучающего, порядок взаимодействия сторон и порядок оплаты услуг;

- добровольная аккредитация на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки. Основными критериями при добровольной аккредитации будут являться требования к тренерскому составу (в том числе к уровню образования и профессиональной подготовленности), материально-техническому и иному ресурсному обеспечению, осуществлению тренировочного и соревновательного процессов, выполнению переводных нормативов спортсменами в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта. Реестр организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

- для обучающихся с ОВЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки с учетом особенностей психофизического развития таких обучающихся и обеспечивают создание специальных условий в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

- педагогическая деятельность по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки для обучающихся с ОВЗ осуществляется лицами, уровень квалификации которых соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту", профессиональным стандартом "Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" или профессиональным стандартом "Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту".

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) тренеры, работающие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки до дня вступления его в силу, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не позднее 01.09.2023, но не ранее чем с момента выдачи указанным организациям временной лицензии на осуществление образовательной деятельности при условии отсутствия у таких лиц ограничений на занятие педагогической деятельностью, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Таким образом, перевод может быть осуществлен с момента выдачи временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее 01.09.2023.

В связи с этим необходимо ориентироваться на основные организационные структуры организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по адаптивному спорту, и внедрять условия эффективной деятельности организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по адаптивному спорту, в том числе научно-методическое и медицинское обеспечение.