1.2. Концептуально-ценностные основания и принципы организации воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования

Содержание данного раздела посвящено описанию базовых ценностей и принципов организации воспитательного процесса в вузе.

Приоритетной задачей государственной политики в Российской Федерации является формирование устойчивой системы национальных ценностей, пронизывающей все уровни образования.

При разработке Рабочей программы воспитания и Календарного плана воспитательной работы и содержания воспитательной деятельности рекомендуется руководствоваться:

- положениями Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", в котором определены следующие традиционные духовно-нравственные ценности, такие как: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

- положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в которой определены следующие ценностные ориентиры: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины;

- положениями Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";

- положениями Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

При организации воспитательной деятельности и реализации Рабочей программы воспитания в вузе следует руководствоваться принципами:

- системности и целостности, учета единства и взаимодействия составных частей воспитательной системы вуза (содержательной, процессуальной и организационной);

- природосообразности (как учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей личности и зоны ближайшего развития), приоритета ценности здоровья участников образовательных отношений, социально-психологической поддержки личности и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- культуросообразности образовательной среды, ценностно-смыслового наполнения содержания воспитательной системы и организационной культуры вуза, гуманизации воспитательного процесса;

- субъект-субъектного взаимодействия в системах "обучающийся - обучающийся", "обучающийся - академическая группа", "обучающийся - преподаватель", "преподаватель - академическая группа";

- событийности воспитания, предполагающий определение системы событий, являющихся не только привлекательными для студентов, но и обладающих воспитательным потенциалом;

- вариантивности - направлен на реализацию специфики воспитательной деятельности в вузе с учетом особенностей его социокультурной среды, возможностей ресурсного обеспечения, поликультурного своеобразия участников воспитательных отношений, а также ориентация на удовлетворение потребностей студентов в реализации себя в различных видах личностно-значимой и социально-ориентированной деятельности;

- приоритета инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнерства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;

- соуправления как сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельности выбора вариантов направлений воспитательной деятельности (в зависимости от традиций вуза, его специфики, отраслевой принадлежности и др.);

- информированности, полноты информации, информационного обмена, учета единства и взаимодействия прямой и обратной связи.

Приведенные выше принципы организации воспитательной деятельности согласуются с методологическими подходами к организации воспитательной деятельности в вузе.