1.4. Цель и задачи воспитательной работы в образовательной организации высшего образования

В данном подразделе необходимо сформулировать и раскрыть цель и задачи воспитательной работы в вузе.

Целеполагание как подфункция планирования в управлении вуза используется в качестве основы для организации управления воспитательной работой. Эффективность достижения поставленных оперативных, тактических и стратегических целей и задач зависит от того, насколько они разделяемы участниками образовательных отношений и сформированы ли в ценностно-целевом ядре организационной культуры вуза.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся": воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".

В этой связи для определения цели воспитательной работы в вузе необходимо учитывать цели воспитания, цели сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также профессиональные особенности вуза и особенности традиций и культуры субъекта Российской Федерации, в котором расположен вуз.

Пример описания цели воспитательной работы в вузе:

Цель воспитательной работы - создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Вузу необходимо создавать условия для личностного, профессионального и физического развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Для реализации поставленной цели необходимо определить ряд задач, которые будут направлены на реализацию воспитательной деятельности сотрудниками вуза с учетом развития и формирования студентов как высоконравственных личностей, воспитанных в духе уважения к традиционным ценностям, обладающим актуальными знаниями и умениями, способными реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовых к мирному созиданию и защите Отечества.

Пример описания задач воспитательной работы в вузе:

- развитие мировоззрения и актуализация системы базовых ценностей личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;

- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности и ответственности в деловых отношениях;

- исключение деструктивного информационно-психологического воздействия, обеспечение развития социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

- выявление и поддержка талантливых обучающихся, формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;

- формирование культуры и этики профессионального общения;

- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде;

- повышение уровня культуры безопасного поведения;

- развитие личностных качеств и установок (ответственности, дисциплины, самоорганизации), социальных навыков (эмоционального интеллекта, ориентации в информационном пространстве, скорости адаптации, коммуникации; умения работать в команде) и управленческими способностями (навыков принимать решения в условиях неопределенности и изменений, управления временем, лидерства, критического мышления).