Программа на 2025 год утв. Росрыболовством 20.12.2024.

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) в области рыболовства

и сохранения водных биологических ресурсов

Госконтроль в области рыболовства осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами.

Состояние госконтроля в области рыболовства характеризуется:

количеством контролируемых лиц, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

суммой вреда (ущерба), причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

суммой вреда (ущерба), причиненного в результате нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, возмещенного в добровольном и принудительном порядке;

количеством конфискованных судов и орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

В силу части 6 статьи 43.2 Закона о рыболовстве госконтроль в области рыболовства осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Общее количество проведенных территориальными органами Росрыболовства в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в связи с поступлением информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания составило 42 (из них: инспекционных визитов - 1, документарных проверок - 31, выездных проверок - 10).

По результатам таких контрольных (надзорных) мероприятий было выявлено 42 нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечено к административной ответственности 26 должностных и юридических лиц, наложено административных штрафов на общую сумму 1 млн. 144 тыс. руб., общая сумма уплаченных и взысканных штрафов составила 1 млн. 261 тыс. руб. (с учетом поступления сумм штрафов по постановлениям прошлых лет).

По информации территориальных органов Росрыболовства основными нарушениями обязательных требований являются:

загрязнение водных объектов рыбохозяйственного значения в результате сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод;

использование водозаборных и иных гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, отвечающих нормативным требованиям;

загрязнение водных объектов рыбохозяйственного значения продуктами ГСМ, нефтепереработки и нефтью, отходами при работе различных механизмов;

нарушения обязательных требований при добыче общераспространенных полезных ископаемых в акватории водных объектов рыбохозяйственного значения и их водоохранных зонах, при дноуглубительных работах;

нарушения обязательных требований при добыче полезных ископаемых в акватории водных объектов рыбохозяйственного значения и их водоохранных зонах;

нарушения обязательных требований при осуществлении строительных работ в акватории водных объектов рыбохозяйственного значения и их водоохранных зонах, а также нарушения установленного режима сброса вод гидротехническими сооружениями;

размещение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы, без согласования с Росрыболовством или его территориальными органами, а также без применения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;

нарушение условий пользования рыболовными участками;

нарушение Правил рыболовства;

нарушение условий разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, требований ведения документации, предоставления отчетности.

Закон о контроле и постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям.

Такой подход предполагает, что выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будет осуществляться контроль за деятельностью данного контролируемого лица.

В соответствии с установленными показателями результативности и эффективности деятельности, в 2022 году Росрыболовством достигнут ключевой показатель госконтроля в области рыболовства. Вместе с тем при анализе индикативных показателей выявлены проблемы при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности. Статистика согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, инициированных территориальными органами Росрыболовства со дня начала действия Закона о контроле по 31 декабря 2022 г., показывает отрицательную динамику осуществления Росрыболовством контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта (объектов) госконтроля в области рыболовства.

Сравнительный анализ осуществления госконтроля в области рыболовства за период 2018 - 2022 годы показывает значительное снижение привлечения контролируемых лиц к ответственности за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Вместе с тем согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России уровень преступности в сфере незаконного оборота водных биоресурсов и рыбной продукции не снижается.

Общее количество контролируемых лиц, осуществляющих установленные для них виды рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) во внутренних водах Российской Федерации (за исключением морских вод) в 2022 г. составило 2721, которые, с учетом выделяемых им квот, практически бесконтрольно добывают (вылавливают) значительные объемы водных биоресурсов.

Следует отметить, что ключевыми наиболее значимыми рисками в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, аквакультуры (рыбоводства) в зависимости от видов объектов контроля на сегодняшний день являются:

для контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в сфере рыболовства - риск причинения вреда (ущерба) водным биоресурсам и (или) среде их обитания в результате нарушения правил рыболовства;

для контролируемых лиц, осуществляющих деятельность по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добычи, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и в их водоохранных зонах, сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, разработке месторождений полезных ископаемых, а также внедрению новых технологических процессов и осуществлению иной деятельности - риск причинения вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания в результате осуществления указанной деятельности с нарушением правил охраны водных биоресурсов и (или) правил охраны среды обитания или путей миграции водных биоресурсов либо без применения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;

для контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в сфере аквакультуры (рыбоводства) - риск причинения вреда (ущерба) водным биоресурсам и среде их обитания вследствие нарушения положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления вышеуказанного вида деятельности.

В рамках реформы контрольной (надзорной) деятельности, наряду с отменой плановых контрольных (надзорных) мероприятий, существенно снизилось количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Вместе с тем территориальными органами Росрыболовства проводятся профилактические мероприятия по предупреждению нарушений законодательства, в том числе работа по разъяснению обязательных требований и доведению заинтересованным лицам информации об ответственности за их нарушение. Всего в 2022 году территориальными органами Росрыболовства проведено 21660 профилактических мероприятий.

Так, например в 2022 году (в сравнении с 2021 годом):

контролируемым лицам объявлено 844 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2021 году - 68);

проведено 843 профилактических визита (в 2021 году - 0), из них 479 обязательных профилактических визитов (в 2021 году - 0);

размещено 5993 статей по вопросам контрольной (надзорной) деятельности в печатных и электронных (интернет) средствах массовой информации (в 2021 году - 3615), из них 1322 - в отраслевых средствах массовой информации (в 2021 году - 1223);

организовано 931 выступление в средствах массовой информации (в 2021 году - 760), включая 715 репортажей на телевидении (в 2021 году - 582) и 216 выступлений на радио (в 2021 году - 178);

проведено 1856 публичных мероприятий (лекций, круглых столов, семинаров) (в 2021 году - 1901);

проведено 16068 консультирований (в 2021 году - 5783).

Также на официальном сайте Росрыболовства и сайтах территориальных органов Росрыболовства регулярно размещаются новостные материалы, касающиеся актуальных вопросов предупреждения нарушений и охраны среды обитания водных биоресурсов, в территориальных органах Росрыболовства круглосуточно работают телефоны "горячей линии".

На сайте Росрыболовства создан раздел, в котором аккумулируется необходимая контролируемым лицам информация в части госконтроля в области рыболовства.

Следует отметить, что в случае, если проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления вида государственного контроля (надзора) не предусмотрено, необходимость разработки критериев риска и категорирования объектов контроля на обязательной основе отсутствует. Вместе с тем Росрыболовством в Положении о госконтроле в целях осуществления профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям установлены следующие критерии отнесения объектов контроля к определенной категории риска (высокий риск, средний риск, низкий риск).

Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:

по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 закона о рыболовстве;

по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.

Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:

по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;

по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) их водоохранных зонах;

по разработке общераспространенных полезных ископаемых на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;

по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.

Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:

по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 закона о рыболовстве;

по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 закона о рыболовстве;

по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.