I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, в части осуществления ими действий, направленных на возврат просроченной задолженности (далее соответственно - государственный контроль (надзор), контролируемые лица, перечень кредитных и микрофинансовых организаций).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон о защите прав) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, при осуществлении контролируемыми лицами действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц.

3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой судебных приставов (далее - контрольный (надзорный) орган) и ее территориальными органами.

4. Государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица:

а) в центральном аппарате контрольного (надзорного) органа:

руководитель контрольного (надзорного) органа;

заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа, который в соответствии с распределением обязанностей курирует деятельность структурного подразделения центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), должностной инструкцией которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе в федеральной территории "Сириус" (далее - заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа);

руководитель структурного подразделения центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в федеральной территории "Сириус", и его заместитель, должностными регламентами (должностными инструкциями) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе в федеральной территории "Сириус" (далее соответственно - руководитель структурного подразделения контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя структурного подразделения контрольного (надзорного) органа);

иные федеральные государственные служащие структурного подразделения центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), должностными регламентами (должностными инструкциями) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

б) в территориальных органах контрольного (надзорного) органа:

руководители территориальных органов контрольного (надзорного) органа и их заместители, курирующие в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурного подразделения территориального органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), должностной инструкцией которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее соответственно - руководитель территориального органа контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя территориального органа контрольного (надзорного) органа);

руководители структурных подразделений территориальных органов контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), и их заместители, должностными регламентами (должностными инструкциями) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

иные федеральные государственные служащие структурных подразделений территориальных органов контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), должностными регламентами (должностными инструкциями) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).

5. Должностные лица, уполномоченные на проведение конкретного профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа или его территориального органа о проведении профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия.

6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия, являются:

а) руководитель контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа;

б) руководитель структурного подразделения контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя структурного подразделения контрольного (надзорного) органа;

в) руководитель территориального органа контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя территориального органа контрольного (надзорного) органа.

7. В целях настоящего Положения под объектом государственного контроля (надзора) понимается деятельность контролируемых лиц по возврату просроченной задолженности, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о защите прав.

При осуществлении государственного контроля (надзора) деятельность контролируемого лица как объекта государственного контроля (надзора) может быть отнесена к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска):

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) низкий риск.

8. Учет объектов государственного контроля (надзора), отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска осуществляются контрольным (надзорным) органом и его территориальными органами в государственном реестре профессиональных коллекторских организаций и в перечне кредитных и микрофинансовых организаций.

9. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска контрольный (надзорный) орган и его территориальные органы исходят из информации о видах и количестве нарушений, допущенных контролируемым лицом при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, установленных вступившими в законную силу решениями судов и постановлениями по делам об административных правонарушениях.

10. Объект государственного контроля (надзора) относится к высокой категории риска в случаях:

а) однократного в течение предыдущего календарного года грубого нарушения:

профессиональной коллекторской организацией одного или нескольких требований, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 6 (за исключением нарушений, повлекших причинение вреда жизни или здоровью должника или иных лиц либо их имуществу), частью 1 статьи 7 Федерального закона о защите прав;

кредитной или микрофинансовой организацией одного или нескольких требований, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 6 Федерального закона о защите прав (за исключением нарушений, повлекших причинение вреда жизни или здоровью должника или иных лиц либо их имуществу);

б) неоднократного (2 раза и более) в течение предыдущего календарного года нарушения:

профессиональной коллекторской организацией одного или нескольких требований, предусмотренных частями 5 и 7 статьи 4, частями 4 и 5 статьи 5, пунктами 4 - 6 части 2, частями 3, 8 - 10 статьи 6, частью 9 статьи 7, частями 5, 7 и 11 статьи 8, статьей 10, пунктами 4 и 11 части 1, частями 2, 4 - 6 статьи 13, пунктами 3 - 7 статьи 17 Федерального закона о защите прав;

кредитной или микрофинансовой организацией одного или нескольких требований, предусмотренных частями 5 и 7 статьи 4, частями 4 и 5 статьи 5, пунктами 4 - 6 части 2, частями 3, 8 - 10 статьи 6, частью 9 статьи 7, частями 5, 7 и 11 статьи 8, статьей 10, пунктами 3 и 4 статьи 17, а также с 5 августа 2024 г. частью 7 статьи 17.1 Федерального закона о защите прав.

11. Объект государственного контроля (надзора) относится к значительной категории риска в случаях:

а) однократного в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 10 настоящего Положения;

б) неоднократного (2 раза и более) в течение предыдущего календарного года нарушения:

профессиональной коллекторской организацией одного или нескольких требований, предусмотренных частями 3 - 8 и 10 статьи 7, частями 1 и 1.1 статьи 9, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона о защите прав;

кредитной или микрофинансовой организацией одного или нескольких требований, предусмотренных частями 3 - 8 и 10 статьи 7, частями 1 и 1.1 статьи 9 Федерального закона о защите прав.

12. Объект государственного контроля (надзора) относится к средней категории риска в случаях:

а) однократного в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 11 настоящего Положения;

б) неоднократного (2 раза и более) в течение предыдущего календарного года нарушения:

профессиональной коллекторской организацией требований, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 10.1 части 1, частью 3 статьи 13 Федерального закона о защите прав;

кредитной или микрофинансовой организацией требования, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав.

13. Объект государственного контроля (надзора) относится к низкой категории риска в случае однократного в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 12 настоящего Положения, а также при недопущении за указанный период нарушений требований Федерального закона о защите прав, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.

14. При внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций, а также сведений о кредитной и микрофинансовой организации в перечень кредитных и микрофинансовых организаций категория риска определяется как низкая.