Российская экономика и финансовый рынок в 2022 году столкнулись с широким спектром вызовов, обусловленных беспрецедентным санкционным давлением. Благодаря оперативно принятым антикризисным мерам Банка России и Правительства Российской Федерации ситуация была достаточно быстро стабилизирована. Ключевую роль в этом сыграли выбранные подходы на сохранение рыночных принципов и открытость российской экономики, что обеспечило гибкость и адаптивность системы в меняющихся условиях. Это позволило уже в прошлом году перейти к проектированию и решению перспективных задач в сфере финансового рынка, выработке системных решений, которые будут способствовать развитию российской экономики в новых реалиях.
В 2023 году уже можно говорить о постепенном восстановлении российского финансового рынка и продолжении развития его основных сегментов. При этом для структурных изменений в российской экономике требуются значительные ресурсы, которые на среднесрочном горизонте могут быть обеспечены в первую очередь за счет внутренних источников. И финансовый рынок должен вносить свой вклад в формирование таких ресурсов через механизмы трансформации сбережений в инвестиции.
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов (ОНРФР 24 - 26) - основной среднесрочный документ по вопросам развития отечественного финансового рынка. Данный документ раскрывает основные цели, принципы, направления политики по развитию финансового рынка, а также ключевые задачи, которые будет решать Банк России совместно с Правительством Российской Федерации.
Основные направления развития финансового рынка готовятся на ежегодной основе. При этом ОНРФР 24 - 26 сохранили преемственность с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов, которые уже во многом учитывали новые реалии и вызовы, стоящие перед российской экономикой на современном этапе. При подготовке настоящего документа учитывались комментарии и предложения участников финансового рынка, делового и экспертного сообщества.
В ОНРФР 24 - 26 выделены пять ключевых направлений развития финансового рынка: создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора; защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса; цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры; трансформация системы внешнеторговых платежей и расчетов; обеспечение финансовой стабильности.
Для повышения роли финансового рынка в формировании долгосрочных ресурсов важно создание в разных его сегментах качественных продуктов и инструментов для долгосрочных сбережений и инвестиций, отвечающих потребностям граждан и бизнеса. При этом особое значение имеет развитие рынка капитала, в первую очередь долевого финансирования, которое является наиболее долгосрочным. Важным условием для развития рынка капитала и финансового рынка в целом является укрепление доверия к нему его участников. В связи с этим значимыми направлениями работы остаются обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, в том числе миноритарных акционеров, повышение качества корпоративного управления, предоставление доступа к необходимой для принятия инвестиционных решений информации об эмитентах и инструментах. Это будет способствовать принятию потребителями финансовых услуг и инвесторами обоснованных финансовых решений, что в конечном счете будет способствовать формированию благоприятных условий для повышения благосостояния граждан и бизнеса. Кроме того, одним из значимых механизмов привлечения инвестиций в важные для нашей страны проекты могут стать инструменты финансирования устойчивого развития.
Сохраняет свою актуальность и вектор на цифровизацию финансового рынка, что требует продолжения работы по совершенствованию необходимого правового регулирования, созданию условий для безопасного внедрения цифровых и платежных технологий. При этом важно развивать и адаптировать технологии, включая оборудование и программное обеспечение, с учетом действующих ограничений на их ввоз и обслуживание в России.
Другое значимое направление работы - это выстраивание внешнеторговых и финансовых отношений с дружественными странами, развитие необходимых для этого финансовой инфраструктуры и инструментов, а также регулирования.
При этом залогом устойчивого и бесперебойного функционирования финансового рынка является системная финансовая стабильность. Банк России будет уделять внимание развитию подходов к мониторингу и ограничению системных рисков в новых условиях, совершенствованию инструментов обеспечения финансовой стабильности. Это наряду с поддержанием стабильно низкой инфляции является необходимым условием для нормальной работы финансового рынка и экономики в целом.
Финансовый рынок является неотъемлемой частью экономической системы и его развитие во многом зависит от модели развития российской экономики, подходов к решению стоящих перед ней задач и преодолению вызовов. Банк России и Правительство Российской Федерации вносят вклад в развитие финансового рынка, прежде всего формируя необходимые для этого условия. Однако важное значение для развития имеет вклад каждого участника, готовность финансовых организаций и бизнеса адаптироваться под быстро меняющиеся условия, вырабатывать необходимые решения, выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, формировать доверительную среду, повышать качество и увеличивать ценность предоставляемых финансовых продуктов, инструментов и услуг.
Настоящий документ подготовлен исходя из следующих предпосылок:
- применение преимущественно рыночных методов и подходов, которым отдается предпочтение как наиболее эффективным в решении стоящих задач;
- приоритет интересов потребителей финансовых услуг (граждан и бизнеса), российской экономики в целом как конечных бенефициаров развития финансового рынка при определении целей и задач его развития;
- сохранение открытости российской экономики с перспективой расширения внешнеторговых и финансовых отношений с дружественными странами;
- принятие мер, направленных на поддержку и развитие экономики и финансового рынка, с учетом их влияния на конкурентную среду;
- сохранение или усиление роли государства только в тех сферах и при решении тех задач, с которыми рынок не может справиться эффективно, но которые имеют большое значение для российской экономики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875