1.1. Правовые основания для создания в вузе психологической службы

1.1. Правовые основания для создания в вузе психологической службы.

Правовую основу для создания и функционирования психологической службы образовательных организаций высшего образования составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (последняя редакция);

- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";

- Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";

- Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации от 29.08.2022 N ВФ/1-КИ;

- План мероприятий по реализации Концепции развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации на период 2022/23 учебного года (письмо Минобрнауки России от 21.09.2022 N МН-11/2950);

- приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575);

- Иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере высшего образования и молодежной политики, затрагивающие вопросы организации деятельности психологических служб в образовательных организациях высшего образования.

Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации определяет цели, задачи, принципы, основные направления и эффекты реализации государственной политики в сфере развития системы психологического сопровождения обучающихся в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, в том числе в части реализации закрепленного в статье 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" академического права обучающихся на психологическую помощь как одного из условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся.

Согласно п. 2 статьи 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в частности, к ним относятся психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся.

Понятие "Охрана здоровья" определено в статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". При этом охрана здоровья граждан понимается как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии с п. 1 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, реализуемая на основе существующей нормативно-правовой базы и в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Этой же статьей создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации отнесено к компетенции образовательной организации. При этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. Таким образом, именно психологическая служба как профильное структурное подразделение выступает одним из важнейших инструментов для создания в образовательной организации высшего образования необходимых условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, создания в вузе психологически безопасной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогических работников.

Деятельность психологической службы как структурного подразделения образовательной организации высшего образования регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации, которые образовательная организация разрабатывает самостоятельно. Локальными нормативными актами определяются основные направления работы психологической службы, штатное расписание подразделения вуза, выполняющего функции психологической службы, а также формулируются должностные обязанности сотрудников психологической службы.

Локальный нормативный акт - "Положение о психологической службе образовательной организации высшего образования" - разрабатывается на основе "Типового положения о психологической службе образовательной организации высшего образования" (далее - Типовое положение, см. приложение N 1 настоящих методических рекомендаций), утвержденного протоколом заседания Межведомственной рабочей группы Минобрнауки России от 14.09.2022 N 2.

Типовое положение содержит описание обязательного минимума квалифицированной психологической помощи обучающимся и сотрудникам образовательной организации высшего образования, который может быть расширен в соответствии с имеющимися административными, кадровыми, материальными ресурсами образовательной организации и предшествующим опытом работы психологической службы.

Минимальный пакет локальных нормативных актов, таким образом, включает:

- положение о психологической службе образовательной организации высшего образования;

- штатное расписание образовательной организации высшего образования, включая психологическую службу как структурное подразделение;

- регламенты внутривузовского и межведомственного взаимодействия для организации при необходимости комплексной психолого-медико-социальной помощи обучающимся и работникам.

- план работы психологической службы на учебный год;

- перечень должностных обязанностей, прав и ответственности, который формулируется либо в должностных инструкциях, либо включается в трудовые договоры с сотрудниками.

В Концепции определено, что федеральная сеть психологических служб создается с учетом уже имеющегося опыта психологического сопровождения образовательной деятельности в вузах. В зависимости от предпочитаемой модели (психологическая служба, центр психологического консультирования, психологическая клиника или психолого-медико-социальная служба) организацией определяется название психологической службы. Так, в вузах России наблюдается широкий спектр названий, среди которых: центры психологической поддержки студентов, университетские психологические клиники, психологические службы университетов, службы психологического сопровождения обучающихся, центры психологического консультирования, центры психологической помощи и поддержки, медико-психологические центры, центры практической психологии, службы психологической поддержки, центры социально-психологической поддержки и личностного развития и т.п. Представляется важным, чтобы название структурного подразделения максимально соответствовало тем видам психологической помощи и сопровождения, которые обозначены в локальных нормативных актах вуза.

Психологическая служба осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности и согласно Концепции призвана оказывать психологическую помощь обучающимся и работникам в ситуациях личностного и/или профессионального кризиса, оказывающих негативное влияние на образовательный процесс.

Согласно статье 216.3 "Обеспечение права работников на санитарно-бытовое обслуживание" Трудового кодекса Российской Федерации санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются комнаты для отдыха в рабочее время и комнаты психологической разгрузки. В методических рекомендациях "Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности", разработанных научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН МР 2.2.9.2311-07 от 18.12.2007, определены требования к оснащению комнат психологической разгрузки аудио- и видеоматериалами для проведения сеансов релаксации.

Финансирование психологической службы, согласно Концепции, осуществляется из средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также средств, выделяемых на организацию методического обеспечения образовательной деятельности и организацию проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики.

В целях расчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в сфере образования и науки федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям Минобрнауки России определяются итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры.

Одной из составляющих базовых нормативов затрат являются "затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами". В письме Минобрнауки России от 29.04.2021 NN МН-11/419-ЕД, МН-18/806-АО руководителям образовательных организаций высшего образования "О расходовании средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися" определен порядок формирования Перечня мероприятий по указанным направлениям.

В соответствии с данным письмом "оздоровительные мероприятия направлены на охрану и укрепление здоровья обучающихся, профилактику заболеваний, усиление иммунитета, повышение работоспособности, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима здорового питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и не связаны с медицинским вмешательством". Следовательно, мероприятия, связанные с сохранением здоровья и психологического благополучия обучающихся образовательных организаций высшего образования, при наличии обоснования могут быть включены в локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность психологической службы, и финансироваться в соответствии с рекомендациями, указанными в письме.