4. Рекомендации по формированию проектов по развитию общественной территории муниципального образования, в том числе мероприятий (результатов) по обустройству туристского центра города на территории муниципального образования в соответствии с туристским кодом центра города
4. Рекомендации по формированию проектов
по развитию общественной территории муниципального
образования, в том числе мероприятий (результатов)
по обустройству туристского центра города на территории
муниципального образования в соответствии
с туристским кодом центра города
4.1. В части процедуры определения туристского центра города уполномоченным исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется:
(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 14.05.2025 N 314)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) осуществить разработку проектов границ территории туристского центра города с привлечением проектной, научно-исследовательской или другой организации, обладающей опытом работ по развитию городской среды и экономики туризма, по инициативе органов государственной власти Российской Федерации, и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) органов местного самоуправления;
б) произвести определение границ территории туристского центра города согласно материалам по обоснованию границ такой территории туристского центра, основанным на социально-демографических, культурно-исторических, архитектурно-градостроительных и социально-экономических исследованиях;
в) обеспечить утверждение границ территории туристского центра органом местного самоуправления по итогам межведомственного обсуждения и необходимого общественного обсуждения и (или) общественно-экспертного обсуждения;
г) предусмотреть размещение информации о границах территории туристского центра на официальных сайтах администрации муниципального образования и уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, городского (сельского) поселения, муниципального округа, городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.1.1. Формирование проектов по развитию общественной территории муниципального образования, в том числе мероприятий (результатов) по обустройству туристского центра города на территории муниципального образования в соответствии с туристским кодом центра города рекомендуется обеспечивать для муниципальных образований с населением от 1,5 тыс. до 2 млн человек, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и имеющих в своем составе кварталы исторической застройки на площади до 100 га с размещенными в ее границах объектами туристского притяжения, обладающими благоприятными условиями для посещения и объединенными в единое привлекательное архитектурно-культурное пространство.
(п. 4.1.1 введен Приказом Минэкономразвития России от 14.05.2025 N 314)
4.2. В части подготовки материалов по обоснованию границ территории туристского центра города уполномоченным исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется учесть:
(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 14.05.2025 N 314)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) сведения о расположенных на территории туристского центра города объектах туристского притяжения, концентрации объектов показа (памятников истории и культуры, музеев, панорамных площадок, прогулочных и парковых зон, гостиниц, пешеходных улиц, зон торговли туристскими продуктами);
б) характеристику застройки территории туристского центра города и перечень архитектурно и исторически ценных градоформирующих объектов с точки зрения туриста;
в) результаты анализа существующей планировочной структуры, ее элементов и возможности дальнейшего развития (уличной сети, пешеходно-ориентированной части кварталов и их частей) в целях обеспечения доступности и связанности основных туристских ресурсов в границах туристского центра города;
г) показатели соотношения между пространствами туристского центра (свободными, готовыми к освобождению, застроенными, озелененными);
д) результаты анализа композиционно-видовых связей туристского центра (панорам);
е) результаты анализа существующих туристских связей, системы пересечения потоков (туристов, горожан, предприятий, эксплуатационных служб);
ж) результаты анализа и зон концентрации туристского потока в границах туристского центра города в текущем и прогнозном состоянии;
з) показатели концентрации туристских ресурсов на единицу площади с учетом нанесения на карту при условии сопоставимой удаленности объектов друг от друга;
и) возможность размещения общедоступных пешеходных улиц, зон отдыха, парков, мест проведения публичных мероприятий в границах выделенной территории туристского центра города, а также территорий, потенциально пригодных для данных видов использования;
к) исключение из границ туристского центра города объектов и территорий, к которым невозможно обеспечить качественную и безопасную доступность и беспрепятственное использование неограниченным кругом лиц, а также объектов, недоступных для публичного посещения, требующих специальных условий сохранения и обслуживания (объектов охраны и объектов закрытого или ограниченного доступа);
л) исключение из территории туристского центра города участков, расположенных вблизи источников экологического загрязнения, препятствующих комфортному использованию территорий (исключаются территории до границ обеспечения приемлемых показателей качества окружающей среды);
м) исключение туристских ресурсов и объектов посещения, находящихся в аварийном состоянии, в том числе в случае непригодности или нецелесообразности восстановления, из границ территории туристского центра либо обеспечение их временной блокировки для посещения туристами. В случае высокой концентрации не подлежащих восстановлению объектов на единицу площади рекомендуется обеспечить исключение из границ туристского центра города территории с такими объектами;
н) фокусное размещение (концентрацию) до 60 процентов всех объектов туристского показа, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, в границах туристического центра города.
4.3. В части формирования программы развития территории туристского центра города рекомендуется обеспечить наличие и качественное функционирование следующих объектов туристской инфраструктуры на территории туристского центра города:
а) классифицированные гостиницы, включая центральную гостиницу города и (или) исторические, бутик- и дизайн-отели, отражающие аутентичность муниципального образования;
б) объекты общественного питания разного ценового уровня, включая обязательное наличие ресторана локальной кухни (при производстве блюд, в которых используется преимущественно сельскохозяйственная продукция, произведенная не далее 200 километров от месторасположения ресторана);
в) объекты общественного питания для туристов, включая кофейни с обеспечением графика работы с 8 утра, и объекты общественного питания с возможностью оказания услуг для туристской группы от 60 человек одновременно;
г) туристские информационные центры, оснащение публичных сенсорных информационных терминалов и инфокиосков, цифровых стендов, пилонов и иных интерактивных решений нового поколения в удобной доступности для туристов, в том числе маломобильных групп;
(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 14.05.2025 N 314)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) система туристской навигации, включая указатели на русском и английском языках на все объекты показа туристского центра города. На усмотрение уполномоченного органа муниципального образования система туристской навигации может быть дополнена информацией на местном и (или) ином иностранном языке и (или) цифровой информационной системой, содержащей данные об объектах показа и туристских маршрутах;
е) информационная, интегрированная с цифровыми решениями туристская экскурсионная навигация, в том числе для туристов с ограниченными возможностями здоровья, включая матричные штрихкоды (QR-коды) на ключевых объектах показа с возможностью перехода на соответствующие платформы, предоставляющие туристам в текстовом и (или) аудиоформате и (или) на жестовом языке круглосуточное сопровождение путевой и иной экскурсионно-познавательной информацией с применением языковой адаптации;
ж) центральный рынок и (или) рынок выходного дня как стилизованный интегрированный коммерческий объект, включающий пространства для реализации продукции местных сельхозпроизводителей и (или) производителей локальных товаров народно-художественных промыслов и сувенирной продукции, а также предприятия общественного питания в целях проведения гастрономических событий и дегустаций;
з) выделенные площадки в целях проведения в соответствии с отдельной дорожной картой городских ярмарок в границах туристского центра города, а также сезонных и (или) культурно-массовых мероприятий, привлекающих жителей города и туристов. Стилистическое оформление таких событий и ярмарочного пространства может соответствовать утвержденным дизайн-стандартам и регламентам муниципального образования;
и) круглогодичные всепогодные вандалоустойчивые малые архитектурные формы, включая уличные арт-объекты и фотозоны, подчеркивающие уникальную идентичность города, а также не менее одной смотровой панорамной площадки с уличными биноклями;
к) выделенные парковки туристических автобусов и городского легкового такси и размещение соответствующих дорожных знаков (например, "Место остановки легкового такси", "Парковка" с сопутствующими информационными табличками);
л) сеть общественных всесезонных туалетов (санитарных зон), пользование которыми должно осуществляться на безвозмездной или низкомаржинальной основе, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства;
м) система раздельного сбора мусора в местах расположения объектов туристского посещения;
н) помещения для торговли товарами, актуальными для туристов и жителей, включая товары локальных дизайнеров и производителей сувениров и иных товаров, офисы турагентств и туроператоров, круглосуточные аптеки и банкоматы в свободном доступе (включая сервисы по обмену валюты, снятию наличных денежных средств);
о) безопасная сеть туристских прогулочных маршрутов, включая пешеходное уличное пространство без автомобильного движения в границах туристского центра города;
п) маршруты безопасного велосипедного передвижения в границах туристского центра города, включая размещение объектов сервиса и проката велосипедов и связанного оборудования, сеть велопарковок;
р) адаптированный для горожан и туристов транспорт;
с) декоративная фасадная подсветка зданий, формирующих привлекательный облик туристского центра города;
т) разработка специальных решений по выражению идентичности местного сообщества (туристского бренда города, поселения, муниципального образования) как нематериального актива, связанного с туристским центром города, совместно с локальными сообществами, ассоциациями дизайнеров и архитекторов, краеведами, молодыми профессионалами. В указанные решения могут входить названия, и (или) термины, и (или) символы, и (или) изображения, и (или) логотипы, и (или) дизайн-стандарты (регламенты), использующиеся для подчеркивания уникальности и формирования привлекательности туристского центра города;
у) система безопасности пребывания туристов в границах туристского центра города, включая, но не ограничиваясь системой "тревожная кнопка", мобильными постами полиции;
ф) бесперебойно функционирующие элементы доступной среды, приспособленные для нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе поручни, подъемники, пандусы, сигнальные устройства (визуальные, звуковые, тактильные и прочие средства ориентации, информации и сигнализации).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875