Методические рекомендации по разработке адаптированных учебно-методических материалов с учетом требований "универсального дизайна", применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Методические рекомендации по разработке
адаптированных учебно-методических материалов с учетом
требований "универсального дизайна", применения электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий
Методические рекомендации по разработке АУММ с учетом требований "универсального дизайна", применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предоставляют возможность преподавателям создавать АУММ по модулю (дисциплине) в форме ЭОР.
ЭОР ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применении новых методов и форм обучения, доступных для всех категорий студентов различных нозологий. Материал в ЭОР представляется с учетом их особых образовательных потребностей в виде аудиоматериалов, видеоматериалов (материалы лекций, методические материалы для выполнения практических заданий и самостоятельной работы, тестирования), текстографически, визуально (презентации).
- сопровождаются технической возможностью настройки аудиоматериалов, видеоматериалов (материалы лекций, методические материалы для выполнения практических заданий и самостоятельной работы, прохождения текущего контроля, промежуточной аттестации);
- содержат функцию настройки скорости и громкости звука для лучшего восприятия учебного материала, тексты лекций студент может скачать и просматривать в нужном ему режиме необходимое количество раз. - содержат функцию изменения настроек видеоизображения (увеличения/уменьшение размера шрифта, изменения цвета текста и заливки экрана, изменение интервалов текста) в зависимости от особенностей здоровья обучающихся.
Электронный образовательный ресурс по адаптированному модулю (дисциплине) предназначен:
- для организации самостоятельной деятельности обучающихся с инвалидностью;
- организации индивидуализированной образовательной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося с инвалидностью преподавателями;
- организации групповой учебной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.
При разработке АУММ модуля (дисциплины) в его структурные компоненты необходимо вносить элементы адаптации. При этом некоторые структурные компоненты АУММ сохраняются в полном объеме и в адаптации не нуждаются, иные в адаптации нуждаются (табл.).
|
Аннотация АУММ модуля (дисциплины) Указываются: 1.1. основное содержание дисциплины 1.2. результаты обучения |
|||
|
Организационно-методический раздел АУММ модуля (дисциплины) Указываются: 2.1. концепция модуля (дисциплины) 2.2. место модуля (дисциплины) в структуре АОПОП ВО 2.3. целевая группа обучающихся с инвалидностью 2.4. цели и задачи адаптированного модуля (дисциплины) для всех нозологических групп обучающихся с инвалидностью 2.5. перечень планируемых результатов адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью. |
|||
|
Методические рекомендации для обучающихся с инвалидностью по освоению адаптированного модуля (дисциплины) (с учетом нозологии) 3.1. тематический план адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью 3.2. фермы текущей и промежуточной аттестации 3.3. содержание адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью, обеспечивающее достижение планируемых результатов 3.4. технологии реализации адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью, описывается использование дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью |
Адаптируется в пунктах, 3.2, 3.4. |
В пункте 3.2 указывается в какой форме проводится текущая и промежуточная аттестация в соответствии с нозологической группой обучающихся с инвалидностью (проверка письменных работ, контроль работы на оборудовании, устные ответы и др.). В пункте 3.4. указывается вариативность использования дистанционных технологий для обучающихся с инвалидностью (использование сетевой технологии; кейсовой технологии; видеоконференций, общение в чате; общение посредством голосовых сообщений) |
|
|
Методические рекомендации для обучающихся с инвалидностью по освоению адаптированного модуля (дисциплины) (с учетом нозологии) 4.1. общие рекомендации по организации образовательной деятельности 4.2. рекомендации обучающимся разных нозологических групп по учету индивидуальных образовательных потребностей и состояния здоровья 4.2.1. обучающимся с нарушением слуха 4.2.2. обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 4.2.3. обучающимся с нарушением зрения 4.2.4. обучающимся с иными ограничениями функций жизнедеятельности |
Адаптируется в пункте 4.2., подпунктах 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4. |
В пункте 4.2. указываются рекомендации по использованию специального оборудования индивидуального и коллективного пользования, по активизации компенсаторных возможностей в процессе освоения модуля (дисциплины), по применению специального программного обеспечения (4.2.1. в дистанционном формате: в распоряжение обучающихся с нарушением слуха предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Для использования видеолекций обучающимися с нарушениями слуха всех уровней, от тугоухости до полной глухоты, видеоряд сопровождается текстовой бегущей строкой. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю; 4.2.2. в дистанционном формате обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю; 4.2.3. в дистанционном формате обучающимся с нарушением зрения предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом и, что важно, звуковыми пояснениями по материалу курса, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю; 4.2.4. в дистанционном формате обучающимся с иными ограничениями функций жизнедеятельности предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом и устными пояснениями, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю. Такая форма материала позволяет произвести индивидуальные настройки по зрительному восприятию, звуку и скорости воспроизводства информации. Для всех нозологических групп обучающимся с инвалидностью текущий и промежуточный контроль организован в форме тестирования. (Тесты в онлайн режиме с использованием дистанционных технологий. Тесты изложены в формате, удобном для визуального восприятия) |
|
|
Методические рекомендации по преподаванию адаптированного модуля (дисциплины) (с учетом нозологии нарушения) 5.1. общие правила и рекомендации по организации образовательной деятельности 5.2. методические рекомендации по работе с обучающимися с инвалидностью каждой нозологии 5.2.1. обучающиеся с нарушением слуха 5.2.2. обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5.2.3. обучающиеся с нарушением зрения 5.2.4. обучающиеся с иными ограничениями функций жизнедеятельности |
В пункте 5.1. указываются: - общие рекомендации по организации труда преподавателя, планированию образовательной деятельности по преподаванию адаптированного модуля (дисциплины); - рекомендации по применению образовательных технологий В пункте 5.2. Указываются: - общие особенности обучающихся с инвалидностью различных нозологий; - особые образовательные потребности; - перечень условий для обеспечения доступности и качества преподавания адаптированного модуля (дисциплины) с учетом состояния здоровья. |
||
|
Учебно-методическое обеспечение адаптированного модуля (дисциплины) 6.1. Перечень основной учебной литературы 6.2. Перечень дополнительной учебной литературы 6.3. Перечень учебно-методической литературы для самостоятельной работы 6.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Указывается укомплектованность электронно-библиотечной системы печатными и электронными изданиями по модулю (дисциплине) адаптированных к ограничениям здоровья и восприятия информации: - в печатной форме; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла. |
||
|
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по адаптированному модулю (дисциплине). |
Указывается наличие технических средств обучения (далее - ТСО) общего и специального назначения, программного обеспечения для преподавания адаптированного модуля (дисциплины) для различных групп студентов с учетом ограничений их здоровья. |
||
|
Фонд оценочных средств для проведения аттестации по адаптированному модулю (дисциплине). |
Представляются материалы для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации адаптированные с учетом ограничений здоровья обучающихся различных нозологий с применением тексто-графических материалов, аудиоматериалов, которые сопровождаются технической возможностью настроек видеоизображения, аудиовоспроизведения. |
||
|
Методические материалы к адаптированному модулю (дисциплине). |
Представляются конкретные учебные материалы лекций (конспекты лекций, презентаций и др.), материалы для практических занятий, и самостоятельной работы, которые могут быть использованы для проведения лекционных, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы обучающихся и адаптированные к их образовательным потребностям |
В качестве примера представления учебного материала с учетом требований "универсального дизайна", применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий представлены в Приложении 1.
Перечень ТСО общего назначения, специальные ТСО, применяемые при преподавании с учетом требований "универсального дизайна", электронного обучения, дистанционных образовательных технологий представлен в Приложении 2.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875