Методические рекомендации по разработке адаптированных учебно-методических материалов с учетом требований "универсального дизайна", применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Методические рекомендации по разработке

адаптированных учебно-методических материалов с учетом

требований "универсального дизайна", применения электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий

Методические рекомендации по разработке АУММ с учетом требований "универсального дизайна", применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предоставляют возможность преподавателям создавать АУММ по модулю (дисциплине) в форме ЭОР.

ЭОР ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применении новых методов и форм обучения, доступных для всех категорий студентов различных нозологий. Материал в ЭОР представляется с учетом их особых образовательных потребностей в виде аудиоматериалов, видеоматериалов (материалы лекций, методические материалы для выполнения практических заданий и самостоятельной работы, тестирования), текстографически, визуально (презентации).

Учебные материалы в ЭОР:

- сопровождаются технической возможностью настройки аудиоматериалов, видеоматериалов (материалы лекций, методические материалы для выполнения практических заданий и самостоятельной работы, прохождения текущего контроля, промежуточной аттестации);

- содержат функцию настройки скорости и громкости звука для лучшего восприятия учебного материала, тексты лекций студент может скачать и просматривать в нужном ему режиме необходимое количество раз. - содержат функцию изменения настроек видеоизображения (увеличения/уменьшение размера шрифта, изменения цвета текста и заливки экрана, изменение интервалов текста) в зависимости от особенностей здоровья обучающихся.

Электронный образовательный ресурс по адаптированному модулю (дисциплине) предназначен:

- для организации самостоятельной деятельности обучающихся с инвалидностью;

- организации индивидуализированной образовательной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося с инвалидностью преподавателями;

- организации групповой учебной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.

При разработке АУММ модуля (дисциплины) в его структурные компоненты необходимо вносить элементы адаптации. При этом некоторые структурные компоненты АУММ сохраняются в полном объеме и в адаптации не нуждаются, иные в адаптации нуждаются (табл.).

N

Структура АУММ модуля (дисциплины)

Адаптируемый компонент АУММ модуля (дисциплины)

Элемент адаптации

1.

Аннотация АУММ модуля (дисциплины)

Указываются:

1.1. основное содержание дисциплины

1.2. результаты обучения

Не адаптируется

-

2.

Организационно-методический раздел АУММ модуля (дисциплины)

Указываются:

2.1. концепция модуля (дисциплины)

2.2. место модуля (дисциплины) в структуре АОПОП ВО

2.3. целевая группа обучающихся с инвалидностью

2.4. цели и задачи адаптированного модуля (дисциплины) для всех нозологических групп обучающихся с инвалидностью

2.5. перечень планируемых результатов адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью.

Не адаптируется (носит универсальный характер)

-

3.

Методические рекомендации для обучающихся с инвалидностью по освоению адаптированного модуля (дисциплины) (с учетом нозологии)

Указываются:

3.1. тематический план адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью

3.2. фермы текущей и промежуточной аттестации

3.3. содержание адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью, обеспечивающее достижение планируемых результатов

3.4. технологии реализации адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью, описывается использование дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированного модуля (дисциплины) для обучающихся с инвалидностью

Адаптируется в пунктах, 3.2, 3.4.

В пункте 3.2 указывается в какой форме проводится текущая и промежуточная аттестация в соответствии с нозологической группой обучающихся с инвалидностью (проверка письменных работ, контроль работы на оборудовании, устные ответы и др.).

В пункте 3.4. указывается вариативность использования дистанционных технологий для обучающихся с инвалидностью (использование сетевой технологии; кейсовой технологии;

видеоконференций, общение в чате; общение посредством голосовых сообщений)

4.

Методические рекомендации для обучающихся с инвалидностью по освоению адаптированного модуля (дисциплины) (с учетом нозологии)

Указываются

4.1. общие рекомендации по организации образовательной деятельности

4.2. рекомендации обучающимся разных нозологических групп по учету индивидуальных образовательных потребностей и состояния здоровья

4.2.1. обучающимся с нарушением слуха

4.2.2. обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

4.2.3. обучающимся с нарушением зрения

4.2.4. обучающимся с иными ограничениями функций жизнедеятельности

Адаптируется в пункте 4.2., подпунктах 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4.

В пункте 4.2. указываются рекомендации по использованию специального оборудования индивидуального и коллективного пользования, по активизации компенсаторных возможностей в процессе освоения модуля (дисциплины), по применению специального программного обеспечения

(4.2.1. в дистанционном формате: в распоряжение обучающихся с нарушением слуха предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Для использования видеолекций обучающимися с нарушениями слуха всех уровней, от тугоухости до полной глухоты, видеоряд сопровождается текстовой бегущей строкой. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю;

4.2.2. в дистанционном формате обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю;

4.2.3. в дистанционном формате обучающимся с нарушением зрения предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом и, что важно, звуковыми пояснениями по материалу курса, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю;

4.2.4. в дистанционном формате обучающимся с иными ограничениями функций жизнедеятельности предоставляется курс видеолекций в формате Microsoft PowerPoint. Данные лекции представляют собой сжатый конспект устных лекций, сопровождаемых видеорядом и устными пояснениями, для закрепления изученного материала, а также при подготовке к промежуточному контролю. Такая форма материала позволяет произвести индивидуальные настройки по зрительному восприятию, звуку и скорости воспроизводства информации.

Для всех нозологических групп обучающимся с инвалидностью текущий и промежуточный контроль организован в форме тестирования. (Тесты в онлайн режиме с использованием дистанционных технологий. Тесты изложены в формате, удобном для визуального восприятия)

5.

Методические рекомендации по преподаванию адаптированного модуля (дисциплины) (с учетом нозологии нарушения)

Указываются:

5.1. общие правила и рекомендации по организации образовательной деятельности

5.2. методические рекомендации по работе с обучающимися с инвалидностью каждой нозологии

5.2.1. обучающиеся с нарушением слуха

5.2.2. обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5.2.3. обучающиеся с нарушением зрения

5.2.4. обучающиеся с иными ограничениями функций жизнедеятельности

Адаптируется в полном объеме во всех пунктах

В пункте 5.1. указываются:

- общие рекомендации по организации труда преподавателя, планированию образовательной деятельности по преподаванию адаптированного модуля (дисциплины);

- рекомендации по применению образовательных технологий

В пункте 5.2. Указываются:

- общие особенности обучающихся с инвалидностью различных нозологий;

- особые образовательные потребности;

- перечень условий для обеспечения доступности и качества преподавания адаптированного модуля (дисциплины) с учетом состояния здоровья.

6.

Учебно-методическое обеспечение адаптированного модуля (дисциплины)

6.1. Перечень основной учебной литературы

6.2. Перечень дополнительной учебной литературы

6.3. Перечень учебно-методической литературы для самостоятельной работы

6.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Не адаптируется

Указывается укомплектованность электронно-библиотечной системы печатными и электронными изданиями по модулю (дисциплине) адаптированных к ограничениям здоровья и восприятия информации:

- в печатной форме;

- в форме электронного документа;

- в форме аудиофайла.

7.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по адаптированному модулю (дисциплине).

Не адаптируется

Указывается наличие технических средств обучения (далее - ТСО) общего и специального назначения, программного обеспечения для преподавания адаптированного модуля (дисциплины) для различных групп студентов с учетом ограничений их здоровья.

8.

Фонд оценочных средств для проведения аттестации по адаптированному модулю (дисциплине).

Адаптируются

Представляются материалы для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации адаптированные с учетом ограничений здоровья обучающихся различных нозологий с применением тексто-графических материалов, аудиоматериалов, которые сопровождаются технической возможностью настроек видеоизображения, аудиовоспроизведения.

9.

Методические материалы к адаптированному модулю (дисциплине).

Адаптируется

Представляются конкретные учебные материалы лекций (конспекты лекций, презентаций и др.), материалы для практических занятий, и самостоятельной работы, которые могут быть использованы для проведения лекционных, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы обучающихся и адаптированные к их образовательным потребностям

В качестве примера представления учебного материала с учетом требований "универсального дизайна", применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий представлены в Приложении 1.

Перечень ТСО общего назначения, специальные ТСО, применяемые при преподавании с учетом требований "универсального дизайна", электронного обучения, дистанционных образовательных технологий представлен в Приложении 2.