Документ не применяется. Подробнее см. Справку

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Бережливое производство - концепция управления, основанная на устранении всех видов потерь путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала (синонимы: технологии бережливого производства, бережливые технологии).

Возврат по потоку - перемещение к месту выполнения предшествующих операций процесса с целью продолжения движения по потоку создания ценности.

Время такта - расчетный показатель, отражающий скорость, с которой следует оказывать медицинские услуги, чтобы соответствовать темпу их потребления, исходя из установленного плана, определяемый как отношение доступного рабочего времени за определенный период (например, смена, сутки, месяц и т.д.) к плану на этот период.

Время цикла - фактическое время, необходимое работнику <14> для выполнения операции в рамках определенного процесса.

--------------------------------

<14> В случае выполнения одной и той же операции несколькими работниками в рамках одного процесса, время цикла определяется как отношение среднего фактического времени каждого работника к количеству работников, выполняющих данную операцию.

Выравнивание нагрузки - перераспределение действий между участниками процесса и/или изменение количества участников процесса с целью приведения времени цикла ко времени такта и обеспечения равномерного протекания потока создания ценности.

Завершенный проект по улучшению - проект по улучшению, закрытый в пределах планового срока реализации с достижением целевых значений показателей и оформлением стандартов работы и/или рабочих мест.

Зона комфортных условий ожидания - место в здании поликлиники, предназначенное для обеспечения комфортных условий пребывания пациентов, их законных представителей и членов их семей, а также для лиц, сопровождающих пациентов, на период времени ожидания между приемами.

Информационный центр - инструмент визуального управления процессами, используемый для оперативной оценки результативности деятельности по достижению целей организации, выработки необходимых управленческих решений за счет формирования каналов постоянной обратной связи между участниками процессов внутри и между уровнями управления (синоним: информационный стенд).

Лучшая практика - практика организации процесса поликлиники, основанная на принципах, методах и инструментах бережливого производства, при которой достигаются и поддерживаются лучшие в сравнении с аналогичными практиками других поликлиник значения показателей безопасности, качества, исполнения заказа, затрат и корпоративной культуры, сведения о решениях которой оформлены в виде комплекта документов, включающего описание и стандарты улучшенного процесса.

Новая модель организации оказания медицинской помощи - система мер организационного и управленческого характера, направленная на повышение удовлетворенности граждан доступностью и качеством медицинской помощи, эффективное использование временных, материальных, финансовых и кадровых ресурсов системы здравоохранения, основными принципами организации оказания медицинской помощи в рамках которой являются ориентированность на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов (синонимы: новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь; технологии, направленные на рациональное использование времени пациента и медицинского работника, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг).

Операция - повторяющаяся последовательность действий, приводящая к выполнению задания.

Пересечение потоков пациентов - осуществление последовательного обслуживания пациентов из разных потоков без предварительной записи на одном рабочем месте.

Поликлиника - поликлиника, детская поликлиника или консультативно-диагностический центр, в том числе для детей, являющаяся самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации.

Показатель - характеристика достижения цели, поддающаяся оценке/измерению и используемая для определения эффективности деятельности по ее достижению (стратегической цели, цели).

Поток пациентов - перемещение пациентов с одной целью посещения медицинской организации по цепочке взаимосвязанных процессов или операций.

Поток создания ценности - деятельность, направленная на создание ценности для потребителя, реализуемая при помощи взаимосвязанных процессов/операций от принятия заказа до доставки потребителю, включающая все действия, как создающие, так и не создающие ценность.

Предварительная запись на прием - заблаговременное закрепление в структуре рабочего времени медицинского работника временного интервала для осуществления приема пациента.

Предложение по улучшению - предложение работника или группы работников, направленное на устранение конкретных потерь в деятельности поликлиники, зарегистрированное в установленном порядке.

Проект по улучшению - совокупность последовательных мероприятий, выполняемых рабочей группой в условиях временных и ресурсных ограничений, направленных на оптимизацию повторяющегося процесса с применением принципов, методов и инструментов бережливого производства.

Процесс - совокупность последовательных операций, направленных на создание продукта/услуги для внутреннего и/или внешнего заказчика.

Рабочее место - зона трудовой деятельности работника, оснащенная необходимыми мебелью, инструментами, оборудованием и материалами для выполнения работ, предусмотренных должностной инструкцией.

Система информирования об организации медицинской деятельности поликлиники - организационно-техническая система, направленная на удовлетворение запросов посетителей на информацию, а также проактивное информирование посетителей об организации медицинской деятельности медицинской организации, для принятия решений по вопросам получения медицинской помощи.

Средство передачи информации - инструмент для распространения информации, хранящейся на носителе.

Стандарт - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются характеристики объекта стандартизации, а также правила и принципы в отношении объекта стандартизации (синоним: документ по стандартизации).

Стандарт работы - документ по стандартизации, точно описывающий определенные виды деятельности, порядок и правила их осуществления, установление времени и последовательности их выполнения, необходимого уровня запасов.

Стандарт рабочего места - документ по стандартизации, включающий перечень, количество и схему расположения мебели, инструментов, оборудования и материалов рабочего места, фотографию образцового состояния рабочего места и лиц, ответственных за состояние рабочего места.

Тиражирование лучшей практики - воспроизведение лучшей практики в аналогичных процессах других организаций.

Точка ветвления маршрутов - точка пространства в здании поликлиники, а также на ее территории, в которой у посетителя возникает необходимость в принятии решения о направлении движения к пункту назначения.

Уровень "Новой модели организации оказания медицинской помощи" - соответствие поликлиники целевым значениям определенных критериев "Новой модели организации оказания медицинской помощи".

Ценность - полезность (ожидаемое качество, количество, цена и срок выполнения) с точки зрения заказчика.

Элемент системы информирования - информация, объединенная тематическим содержанием и размещенная на носителе.