См. Обзор методологических подходов (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2023 - 2024 годах).

Налог на доходы физических лиц

В БК РФ установлены требования по обязательной передаче части НДФЛ на местный уровень во всех субъектах Российской Федерации кроме городов федерального значения. По итогам 2022 г. превышение среднего норматива отчислений от НДФЛ в местные бюджеты уровня 30% зафиксировано в 63 субъектах РФ. Лидерами по передаче НДФЛ на местный уровень стали Ненецкий автономный округ (общая доля НДФЛ в местных бюджетах составила 49,4%), Республика Калмыкия (45,7%) и Республика Алтай (42,4%). Без учета городов федерального значения средняя доля поступлений НДФЛ в местные бюджеты составила 32,0%.

Среди федеральных округов самая высокая доля НДФЛ на местном уровне зафиксирована в Северо-Кавказском федеральном округе (34,4%).

Несмотря на большое число регионов, которые передавали нормативы отчислений от НДФЛ местным бюджетам сверх норм, установленных БК РФ, общий объем такого превышения составил около 2%.

В городах федерального значения средняя доля поступлений НДФЛ в местные бюджеты в общем объеме поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет субъекта РФ составила 0,20 - 0,63%.

В целях повышения доходной базы муниципальных образований на территории многих субъектов Российской Федерации действует механизм замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ. В 2022 г. в Белгородской, Брянской, Тверской областях таким образом заменялось свыше 50% расчетного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), а в Московской области - свыше 90%.