В Федеральную налоговую службу поступают обращения об условиях применения коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при исчислении земельного налога (далее - налог) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность коммерческими организациями для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая полномочия Минфина России, установленные пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса, по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах, ФНС России направила в Минфин России следующую позицию.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) налоговые ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Исходя из изменений, внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса для применения с налогового периода 2020 года, в Определении Верховного Суда Российской Федерации (далее - Суд) от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530 указано следующее.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации гражданам.
Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
Принимая во внимание изложенное, Судом отмечено, что начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения налоговой ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
В таком случае исчисление налога производится по налоговой ставке в размере, не превышающем 1,5 процента, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса для прочих земельных участков.
Данная позиция Суда доведена до налоговых органов письмами ФНС России от 31.03.2023 N БС-4-21/3826@ и от 12.04.2023 N БС-4-21/4502@.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Изложенная позиция поддержана Департаментом налоговой политики Минфина России (письмо от 16.11.2023 N 03-05-04-02/109494 прилагается) для доведения налоговым органам.
Дополнительно рекомендуем учитывать, что правовые позиции, изложенные в Определениях Суда от 29.05.2017 N 304-КГ17-5122 и от 22.08.2018 N 305-КГ18-11939, не могут применяться налоговыми органами для налоговых периодов, начиная с 2020 года в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Доведите информацию сотрудникам налоговых органов, обеспечивающим исчисление и контроль за полнотой уплаты налога, включая формирование сообщений об исчисленных суммах налога, правовое сопровождение деятельности по рассмотрению жалоб и судебному представительству.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей