КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация приложений дана в соответствии с официальным текстом документа.

Приложение N 2

Утверждены

протоколом девятого заседания

Межведомственной координационной

комиссии по реализации Стратегии

повышения финансовой грамотности

в Российской Федерации

на 2017 - 2023 годы

от 27 июня 2023 г.

N 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ НАПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТРУКТУРНЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)/РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ,

НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Настоящие Методические рекомендации по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации)/региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения (далее - Методические рекомендации, программы повышения финансовой грамотности населения) разработаны во исполнение пункта 1.3 протокола восьмого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее - Стратегия), утвержденного Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым и Председателем Банка России Э.С. Набиуллиной от 27 марта 2023 г. N 12-12-11/ВН-13657/ПРГ-59-6-1/641, в целях определения подходов к содержательному наполнению программ повышения финансовой грамотности населения, разрабатываемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными учреждениями Банка России.

2. Основаниями для разработки программ повышения финансовой грамотности населения являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы <1>, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, ведомственный проект "Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)", являющийся структурным элементом государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.

--------------------------------

<1> После завершения срока реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, основанием будет являться соответствующий отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации до 2030 года.

3. При разработке (актуализации) программ повышения финансовой грамотности населения рекомендуется:

руководствоваться положениями Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ <2>;

--------------------------------

<2> Разработаны во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".

учитывать положения действующих документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, связанных с государственной политикой в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Муниципальным образованиям, входящим в состав соответствующего субъекта Российской Федерации, рекомендуется при реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, руководствоваться положениями Методических рекомендаций.

5. При описании стратегических приоритетов программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется в том числе отражать:

оценку текущего состояния и прогноз развития государственной политики в сфере реализации программы повышения финансовой грамотности населения;

анализ рисков реализации программы повышения финансовой грамотности населения и описание мер управления рисками реализации программы повышения финансовой грамотности населения.

6. При установлении целей, задач, показателей и ожидаемых результатов реализации программы повышения финансовой грамотности населения, а также периода и этапов реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется руководствоваться положениями Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ и учитывать региональные особенности.

7. Цели программы повышения финансовой грамотности должны способствовать формированию у большинства граждан субъекта Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также воздействие на ценности человека с помощью продукции креативных индустрий.

8. Для достижения поставленных целей в программу повышения финансовой грамотности населения рекомендуется включать следующие задачи:

разработка и утверждение критериев и требований к образовательным программам, направленным на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, с последующим мониторингом качества планируемых и/или реализуемых программ;

внедрение и своевременная актуализация образовательных программ, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, в систему образования Российской Федерации на всех уровнях, развитие институциональной инфраструктуры и учебно-методических ресурсов образовательного сообщества;

обеспечение доступности и создание равных возможностей для всех целевых групп населения к обучению по программам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;

развитие кадрового потенциала, в том числе путем подготовки и регулярного повышения квалификации педагогических работников и преподавателей образовательных организаций, иных специалистов в области финансового просвещения, а также обеспечения их методического сопровождения;

формирование и закрепление навыков осознанного финансового поведения, развитие механизмов информирования населения по актуальным вопросам финансовой грамотности, в том числе в области цифровых услуг, финансовой киберграмотности и кибергигиены, в инвестиционной, пенсионной, налоговой, бюджетной и жилищной сферах, ведение просветительской деятельности в отношении социально уязвимых групп населения, таргетированная работа с целевыми аудиториями;

поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации, а также развитие инструментов участия граждан в бюджетном процессе (в том числе механизма инициативного бюджетирования);

обеспечение доступности финансовых услуг (включая доступность проверенной информации о соответствующих финансовых услугах) для всех целевых групп населения, в том числе проживающих в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах;

расширение опыта использования населением финансовых продуктов и услуг, сопровождаемое экспертизой (как со стороны регулятора, так и со стороны гражданского общества) качества и потребительской ценности предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг;

разработка механизмов сбалансированного партнерства государства, гражданского общества и бизнеса, формирование доверительного отношения граждан к финансовым институтам;

формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступное информирование и ответственное консультирование по вопросам использования финансовых продуктов;

популяризация знаний в области финансовой грамотности в жилищной сфере, а также навыков использования современных финансовых инструментов;

развитие движения волонтеров финансового просвещения;

расширение каналов коммуникации с населением с помощью самых современных и популярных методов доведения информации, включая цифровые;

обеспечение финансовой безопасности, включая формирование у граждан правильных установок и паттернов (моделей) поведения для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективную борьбу с мошенничеством, повышение финансовой защищенности потребителей;

формирование и продвижение базовых навыков и установок по финансовой киберграмотности и кибергигиене для всех целевых групп населения в целях предупреждения использования их платежных инструментов (платежных реквизитов) при совершении противоправных действий;

формирование и развитие правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программы повышения финансовой грамотности населения.

9. В программу повышения финансовой грамотности населения могут включаться дополнительные цели и задачи, сформированные на основе оценки текущего состояния и прогноза развития государственной политики в сфере реализации программы повышения финансовой грамотности населения, национальных, культурных и религиозных особенностей населения, а также на основе анализа действующих документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации, связанных с государственной политикой в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.

10. В программе повышения финансовой грамотности населения рекомендуется определять целевые группы населения, к которым следует относить:

обучающихся дошкольных образовательных организаций;

обучающихся общеобразовательных организаций;

обучающихся профессиональных образовательных организаций;

обучающихся образовательных организаций высшего образования;

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

людей с ограниченными возможностями здоровья;

взрослое (экономически активное) население;

лиц предпенсионного и пенсионного возрастов;

волонтеров финансового просвещения;

субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан;

безработных граждан, стоящих на учете в службах занятости населения.

11. В показатели реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется включать показатели, указанные в приложении N 1 к Методическим рекомендациям, (но не ограничиваться данными показателями).

12. Мероприятия программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется формировать с учетом следующих направлений:

создание (развитие) необходимой устойчивой инфраструктуры (в том числе создание регионального центра финансовой грамотности (в случае отсутствия соответствующего центра));

подготовка и развитие квалифицированного кадрового состава в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения с учетом потребностей субъекта Российской Федерации (включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, педагогических работников и преподавателей образовательных организаций, иных специалистов в области финансового просвещения), в том числе путем взаимодействия с федеральными методическими центрами повышения финансовой грамотности населения;

разработка и апробация новых образовательных программ и материалов;

внедрение и развитие образовательных программ на всех уровнях системы образования;

содействие укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей через обеспечение и защиту прав человека в финансовой сфере, укрепление семьи через повышение качества жизни и борьбу с бедностью, развитие навыков рационального потребления в контексте формирования экономики предложения - приоритет финансовой культуры над материальными ценностями;

популяризация тематики финансовой грамотности и финансовой культуры;

привлечение общественного интереса к различным аспектам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, включая лучшие практики в данной сфере, позитивный и негативный опыт взаимодействия человека и финансовой организации;

повышение уровня доступности информации по тематике финансовой грамотности и финансовой культуры для населения, в том числе проживающего в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах;

подготовка и организация мероприятий (в том числе с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества), направленных на финансовое просвещение и информирование различных целевых групп населения, в том числе указанных в пункте 10 Методических рекомендаций;

содействие распространению, а также участие и поддержка мероприятий по финансовой грамотности федерального уровня в субъекте Российской Федерации;

развитие наставничества и волонтерского движения по финансовой грамотности;

развитие и популяризация инструментов участия граждан в бюджетном процессе (в том числе механизма инициативного бюджетирования), а также обеспечение размещения актуальной бюджетной информации в открытом и понятном формате для широкого круга лиц;

использование лучших практик и поддержка частных и общественных инициатив в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения;

развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем организации взаимодействия с Ассоциацией развития финансовой грамотности для реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения;

проведение мероприятий, нацеленных на повышение финансовой грамотности в жилищной сфере, распространение знаний о способах и инструментах улучшения жилищных условий;

создание и развитие цифровых ресурсов в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения;

популяризация различных аспектов финансовой культуры среди представителей средств массовой информации и блогосферы;

организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

13. При подготовке и реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется учитывать лучшие практики, разработанные представителями субъектов Российской Федерации и другими участниками реализации мероприятий Стратегии, с использованием цифровых ресурсов, указанных в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.

14. При формировании перечня мероприятий для достижения целей программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется дополнительно использовать информацию в разрезе компонентов, указанных в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

15. Информацию о мероприятиях программы повышения финансовой грамотности населения с детализацией до контрольных точек рекомендуется отражать в плане реализации программы повышения финансовой грамотности населения.

16. В анализе рисков реализации программы повышения финансовой грамотности населения и описании мер управления рисками реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется предусмотреть:

идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации программы повышения финансовой грамотности населения (качественную и (или) количественную оценку факторов рисков);

описание мер управления рисками реализации программы повышения финансовой грамотности населения.

При определении перечня рисков реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется учитывать следующие риски:

риски, связанные с законодательной и правовой базой, нарушением сроков принятия необходимых правовых актов для обеспечения реализации программы повышения финансовой грамотности населения;

недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация участников реализации программы повышения финансовой грамотности населения по выполнению поставленных задач;

недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения;

организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией программы повышения финансовой грамотности населения, слабое взаимодействие между исполнителями программы повышения финансовой грамотности населения, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий;

социальные риски, связанные со слабой активностью населения в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей и задач реализации программы повышения финансовой грамотности населения;

недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения.

17. Управление реализацией программы повышения финансовой грамотности населения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным учреждением Банка России на условиях системного партнерства и паритета.

К реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется привлекать широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей программы повышения финансовой грамотности населения.

18. Вопросы согласования и координации действий, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориального учреждения Банка России и других участников программы повышения финансовой грамотности населения целесообразно делегировать полномочному координационному органу (совету или комиссии) (далее - координационный орган).

В состав координационного органа рекомендуется включать представителей финансового органа субъекта Российской Федерации и территориального учреждения Банка России на правах партнерства и сопредседательства, представителей иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также заинтересованных организаций.

Полномочия, вопросы компетенции и порядок работы координационного органа определяются его положением.

К полномочиям координационного органа рекомендуется относить общее руководство действиями участников реализации программы повышения финансовой грамотности населения, в том числе определение стратегических направлений работы, общий контроль за реализацией программы повышения финансовой грамотности населения, контроль и оказание содействия в реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения.

19. С целью оказания аналитической поддержки работе координационного органа рекомендуется создавать экспертный совет по финансовой грамотности, в состав которого войдут представители экспертного и научного сообщества, ведущих образовательных и финансовых (включая некоммерческие и общественные) и иных организаций, эксперты и иные участники программы повышения финансовой грамотности населения.

К задачам экспертного совета могут относиться:

подготовка предложений по мерам, направленным на привлечение внимания населения к проблематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в целях возрастания интереса к развитию своих финансовых знаний;

подготовка предложений по реализации мероприятий, проектов и программ, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения;

формирование предложений по запросам гражданского общества;

предоставление экспертного суждения по содержанию образовательных программ и просветительской деятельности в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, а также подготовка предложений по их совершенствованию;

предоставление экспертного суждения по проектам документов, разрабатываемых в целях реализации программ повышения финансовой грамотности населения;

анализ лучших региональных практик в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, а также подготовка предложений по их масштабированию;

формирование предложений по повышению эффективности реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения.

20. В рамках реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется создавать региональный центр финансовой грамотности.

К основным функциям регионального центра финансовой грамотности могут быть отнесены:

обеспечение проведения мероприятий плана реализации программы повышения финансовой грамотности населения;

координация реализации отдельных проектов и/или работ с различными целевыми группами населения;

развитие сотрудничества с представителями финансового рынка и экспертным сообществом;

развитие взаимодействия с Ассоциацией развития финансовой грамотности;

содействие в проведении мероприятий плана реализации программы повышения финансовой грамотности населения во взаимодействии с координационным органом, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

оказания информационной и консультационной поддержки различным целевым группам населения;

развитие сотрудничества с федеральными методическими центрами повышения финансовой грамотности населения;

проведение мониторинга хода реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения.

21. Мониторинг реализации программы повышения финансовой грамотности населения может быть ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации программы повышения финансовой грамотности населения от ранее запланированных результатов.

22. Утвержденный отчет о реализации программы повышения финансовой грамотности населения, подготовленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с привлечением территориального учреждения Банка России по форме, указанной в приложение N 4 к Методическим рекомендациями, направляется в официальном порядке в Минфин России и Банк России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным (далее - отчет).

23. В случае отклонений от сроков реализации программы повышения финансовой грамотности населения или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры программы повышения финансовой грамотности населения, в отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации программы повышения финансовой грамотности населения и их обоснование.

24. Финансовое обеспечение реализации программы повышения финансовой грамотности населения отражается с учетом положений, установленных Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ.

25. Сроки реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется синхронизировать с документами, указанными в пунктах 2 и 3 Методических рекомендаций.

26. При необходимости в программу повышения финансовой грамотности населения в установленном порядке могут вноситься изменения, в том числе на основании предложений, поступивших от участников реализации программы повышения финансовой грамотности населения, предварительно рассмотренных координационным органом.