В дополнение к данному документу направлены Рекомендации по организации комплексного сопровождения обучающихся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) СВО (Письмо Минпросвещения России от 29.03.2024 N АБ-1122/07).

VI. Организация сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО

VI. Организация сетевого и межведомственного взаимодействия

для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов

(участников) СВО

Оказание адресной психологической помощи детям ветеранов (участников) СВО, обучающихся в общеобразовательных организациях, при отсутствии педагога-психолога (психолога) в образовательной организации или в случаях, когда необходима специализированная психологическая помощь, возможно в муниципальных и (или) региональных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы).

Положения статьи 42 Федерального закона об образовании устанавливают основы организации психологического сопровождения в сфере образования:

- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, в том числе испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается в образовательных организациях педагогами-психологами (психологами), а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.

На базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы) функционируют (создаются) в субъектах Российской Федерации службы экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи.

В некоторых образовательных организациях высшего образования медицинского профиля создаются медико-социально-реабилитационные центры.

В целях оказания содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников в образовательных организациях высшего образования действуют структурные подразделения ("Центры карьеры"), основной задачей которых является сопровождение обучающихся в вопросах выстраивания их карьерных траекторий и содействие трудоустройству выпускников, в первую очередь детей ветеранов (участников) СВО.

В связи с необходимостью оказания психологической помощи в случаях экстренного реагирования пострадавшим в результате чрезвычайных и экстремальных ситуаций, таких как проявления агрессии, насилия, скулшутинга, травли, суицидального, аддиктивного, девиантного и противоправного поведения, команды экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи обучающимся продолжают работу с охватом детей ветеранов (участников) СВО.

Так как дети ветеранов (участников) СВО отнесены к уязвимой категории обучающихся, им требуется комплексная помощь в социально-психологической адаптации. В зависимости от поведенческих реакций обучающихся, а также от формы проявления переживаний по поводу утраты родителя - участника СВО, которые могут перейти в отклоняющееся поведение, возможно привлекать специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся "Навигатор профилактики" (далее - Навигатор профилактики) направлены Минпросвещения России для использования в работе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минпросвещения России от 13 декабря 2022 г. N 07-8351), и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 27 декабря 2022 г. N 07-8747).

Указанные актуализированные материалы разработаны подведомственным Минпросвещения России ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - МГППУ) и включают в себя комплект памяток для педагогических работников по различным видам девиантного поведения обучающихся, в том числе рекомендации по выявлению признаков и профилактике общественно опасного поведения несовершеннолетних.

Навигатор профилактики логически связан с памятками по видам отклоняющегося поведения:

1) социально-психологическая дезадаптация;

2) раннее проблемное (отклоняющееся) поведение;

3) агрессивное поведение;

4) суицидальное, самоповреждающее поведение;

5) риск нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния);

6) делинквентное поведение;

7) аддиктивное (зависимое) поведение;

8) рискованное поведение.

При актуализации в 2022 году Навигатора профилактики указанные памятки дополнены признаками рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимися на образовательную организацию (признаками риска совершения особо опасного деяния и специальным алгоритмом действий).

Навигатор профилактики опубликован на официальном сайте МГППУ и доступен по ссылке: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour.

При подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического события (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия), требуется незамедлительная организация консультаций обучающегося и его родителей (законных представителей) у профильных специалистов организаций системы здравоохранения.

В случае выраженных признаков развивающегося депрессивного состояния педагог-психолог (психолог) рекомендует родителю (законному представителю) обучающегося обратиться за консультацией к врачу-психиатру. В случае если врач-психиатр не выявил нарушений психической деятельности, обучающийся исключается из группы ПППВ. При отсутствии положительной динамики или при отрицательной динамике в мониторинге у обучающегося за следующий учебный триместр (четверть, полугодие) педагогу-психологу (психологу) рекомендуется предложить родителю (законному представителю) несовершеннолетнего повторно обратиться в врачу-психиатру за консультацией.

Для образовательной организации, в которой обучаются дети целевой группы, пережившие психотравмирующее событие, рекомендуется применить трехуровневую модель адаптации, структурными компонентами которой являются учебная, социально-психологическая и культурная адаптация.

Учебная адаптация детей осуществляется с помощью включения обучающихся во внутришкольную жизнь, в том числе оказания дополнительной помощи в освоении образовательной программы и др.

Социально-психологическая адаптация обучающегося направлена на повышение качества социального взаимодействия участников образовательных отношений, помощь в установлении обучающимся конструктивных взаимоотношений с одноклассниками (одногруппниками), педагогическими работниками образовательной организации.

На уровне социокультурной адаптации обучающегося рекомендуется привлекать к культурно-просветительским мероприятиям.

Работа по включению обучающегося в культурно-образовательное пространство и благоприятный микросоциум позволят существенно снизить риск развития дезадаптационных тенденций и оказать ему содействие в расширении социальных связей, укреплении чувства значимости и формировании стрессоустойчивости.

В случае необходимости принятия дополнительных социальных мер поддержки рекомендуется направить обучающегося для обращения в органы социальной защиты субъекта Российской Федерации.