Приложение N 9

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 30.06.2023 N 168

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Департамент конституционного законодательства (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Основные задачи Департамента, помимо указанных в типовом положении о структурном подразделении Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденном настоящим приказом (далее - типовое положение):

1) обеспечение реализации функций Минюста России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, правового регулирования организации местного самоуправления;

2) обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, правовой определенности и системности вводимого регулирования, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании и соблюдения правил юридической техники, а также отсутствия в них коррупциогенных факторов в сферах конституционного законодательства, в том числе защиты общественно-политических прав и свобод человека и гражданина, законодательства о выборах и референдумах, законодательства об организации единой системы публичной власти в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении.

3. Департамент осуществляет полномочия, указанные в типовом положении, а также следующие полномочия:

1) участвует в проведении или проводит правовую и антикоррупционную экспертизы проектов федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов по следующим вопросам:

защиты общественно-политических прав и свобод человека и гражданина;

законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан;

законодательства о выборах и референдумах;

законодательства, определяющего конституционно-правовой статус сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации;

законодательства в сфере полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по утверждению положений о федеральных органах исполнительной власти;

законодательства, устанавливающего общие принципы организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации;

законодательства, устанавливающего общие принципы организации и деятельности местного самоуправления в единой системе публичной власти;

формирования и организации законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

законодательства в сфере государственного контроля (надзора) за деятельностью органов, входящих в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации, и их должностных лиц, а также контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления переданных им для осуществления полномочий (за исключением полномочий Минюста России (его территориальных органов) по нормативно-правовому регулированию и осуществлению им государственного контроля (надзора);

миграционного законодательства, за исключением вопросов трудовой миграции;

законодательства о Государственном гербе Российской Федерации, Государственном флаге Российской Федерации и Государственном гимне Российской Федерации;

законодательства о статистическом учете;

законодательства, устанавливающего правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (за исключением вопросов образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, а также образования общин коренных малочисленных народов);

законодательства о наименованиях географических объектов;

законодательства, устанавливающего правовые основы гарантий предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, за исключением вопросов, связанных с реализацией процедур оказания государственных услуг, обеспечение предоставления которых отнесено к компетенции соответствующих структурных подразделений Минюста России;

2) в случае, если в проекте нормативного правового акта, вносимом на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо в проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона содержатся положения, которыми устанавливаются, изменяются, передаются, исключаются или изымаются полномочия, в том числе отдельные функции, права и обязанности, подлежащие осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, оценивает такой проект нормативного правового акта (проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона) на предмет наличия или отсутствия в нем иного правового регулирования отношений, связанных с установлением, изменением, передачей, исключением или изъятием полномочий, в том числе отдельных функций, прав и обязанностей, подлежащих осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, чем это предусмотрено федеральными законами, устанавливающими общие принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации и общие принципы организации местного самоуправления в единой системе публичной власти;

3) проводит правовую экспертизу:

проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подготовленных в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2018 N 780;

проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в Министерство юстиции Российской Федерации, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, письмам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или по инициативе Департамента на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

соглашений, заключенных между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий;

4) проводит правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

5) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

6) обобщает практику наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями и делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, осуществляет подготовку на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

7) проводит мониторинг организации и развития местного самоуправления;

8) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус" посредством ведения государственного реестра указанных актов в электронном виде;

9) проводит государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

10) ведет реестр соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий в электронном виде;

11) участвует в пределах компетенции в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России;

12) организует и контролирует деятельность территориальных органов Минюста России по:

проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

ведению государственного реестра уставов муниципальных образований;

ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации;

проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.