Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Нормы и нормативы размещения библиотек

13. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками <3>.

--------------------------------

<3> Абзац первый статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон N 78-ФЗ).

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 2 статьи 15 Закона N 78-ФЗ.

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек приведены в таблице N 1 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

14. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится в том числе организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 38 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории субъекта Российской Федерации целесообразно создание молодежных отделений в универсальных библиотеках.

15. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Для наиболее эффективного библиотечного обслуживания органам местного самоуправления муниципальных, городских округов, муниципальных районов рекомендуется организация библиотечных объединений - централизованных библиотечных систем <6> (далее - ЦБС), представляющих собой учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. Одна из библиотек ЦБС наделяется статусом и функциями центральной библиотеки.

--------------------------------

<6> Абзац шестой статьи 1 Закона N 78-ФЗ.

16. В городском и муниципальном округе, городском поселении может быть создана общедоступная библиотека, которая может наделяться статусом центральной библиотеки.

В жилых районах городского и муниципального округа, городского поселения могут быть созданы филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.

Для городского округа с населением менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 библиотека.

Для муниципального округа с населением менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 библиотека.

Для городского поселения с численностью населения менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 сетевая единица.

При определении минимально необходимого количества библиотек в городском/муниципальном округе для городских и муниципальных округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, к расчету принимается население округа за вычетом населения сельских населенных пунктов. Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского и муниципального округов, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тысячу человек.

17. В городских и муниципальных округах, городских поселениях может быть создана библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 7 тысяч человек (далее - детская библиотека).

При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.

В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.

Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 7 тысяч человек, то в таких городских поселениях целесообразно создать детскую библиотеку.

На уровне городского и (или) муниципального округа решение об открытии филиалов специализированных библиотек (или специализированных отделов универсальных библиотек) может приниматься в зависимости от числа потенциальных пользователей-инвалидов.

18. Межпоселенческая библиотека может создаваться независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе в целях осуществления следующих функций координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района:

по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек;

по формированию универсального фонда документов;

по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики.

19. Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, может располагаться в административном центре сельского поселения.

Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека может создаваться исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тысячу жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов может предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением либо при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) может организовывать работу филиала на базе специализированного помещения или библиотечный пункт выдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

Филиалы общедоступной библиотеки либо библиотечные пункты выдачи могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или муниципального округа, городского поселения). Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и приниматься к расчету в качестве сетевых единиц.

Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.

Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, принимается с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 1.1 статьи 23 Закона N 78-ФЗ.

При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения органам местного самоуправления целесообразно учитывать транспортную и шаговую доступность, а именно:

в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети рекомендуется применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения);

в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения рекомендуется применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

20. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках <8>. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению целесообразно предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

--------------------------------

<8> Абзац первый пункта 2 статьи 8 Закона N 78-ФЗ.

21. Пользователям библиотек независимо от места проживания следует обеспечить доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.

Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет" и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, могут относиться:

фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий, централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;

фонды Президентской библиотеки.

Точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам рекомендуется оборудовать адаптивными программными и аппаратными средствами для инвалидов по зрению в соответствии с ГОСТ Р 51645-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. N 1773-ст.

22. На всех административно-территориальных уровнях рекомендуется использовать внестационарные комплексы библиотечного обслуживания населения с применением библиомобилей, библиобусов и мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), библиотечные пункты.