V. Составление сводного отчета

19. В отношении проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия сводный отчет должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 15 Правил.

20. Разработчик исходя из степени регулирующего воздействия проекта акта, определяемой согласно пунктам 6(1) и 6(2) Правил, заполняет разделы и пункты сводного отчета с учетом положений подпункта 26.1 пункта 26 и подпункта 28.3 пункта 28 Методики и приложения N 3 к настоящему приказу.

21. В случае представления неполных или недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2.4, 2.10, 3.12, 4.1, 4.2 сводного отчета и Оценкой затрат, такой сводный отчет не оценивается Минэкономразвития России на соблюдение требований к его содержанию и возвращается разработчику без рассмотрения <2>.

--------------------------------

<2> Абзац третий пункта 29 Правил.

В отношении проектов актов, регулирующих отношения исключительно в сфере установления требований к осуществлению функций (полномочий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению функций (полномочий) органов местного самоуправления, не заполняются пункты 2.4, 2.8, 2.10, 3.4 - 3.6, 3.8, 3.14, 3.15, 3.17, 4.1, 4.2 сводного отчета.

22. В случае если разработчиком при подготовке сводного отчета не представлена необходимая информация в соответствии с положениями настоящей главы Методики и приложения N 3 к настоящему приказу, Минэкономразвития России считает невыполненными пункты 15 и 15(1) Правил и возвращает проект акта и сводный отчет разработчику на доработку в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития России в соответствии с абзацем первым пункта 29 Правил.

Заполнение пунктов сводного отчета, указанных в абзаце первом пункта 21 Методики, словами "нет", "отсутствует", путем проставления прочерка, иных символов квалифицируется как ненадлежащее заполнение сводного отчета.

23. Разработчик указывает источники приведенных в сводном отчете информации, и (или) данных, и (или) расчетов, в том числе наименование информации и (или) данных, и прямую ссылку на место размещения соответствующей информации и (или) данных на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащем представленную информацию и (или) данные.

Информация, и (или) данные, и (или) расчеты, приведенные в сводном отчете, должны соответствовать данным, опубликованным в открытых источниках, или данным, приведенным в приложении к сводному отчету, в случае если расчеты, данные или иная информация представлены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках сведений.

24. Заполнение раздела 1 "Общая информация о проекте акта" сводного отчета необходимо осуществлять в соответствии со следующими требованиями:

24.1. В разделе 1 должны быть указаны вид и наименование проекта акта, сведения о разработчике проекта акта, степень регулирующего воздействия проекта акта, идентификационный номер проекта акта (далее - ID проекта акта), сроки размещения уведомления (в случае подготовки и размещения уведомления), сроки проведения публичных обсуждений проекта акта.

24.2. Степень регулирующего воздействия проекта акта указывается в соответствии с главой IV Методики.

В пункте 1.3 сводного отчета разработчик, руководствуясь пунктами 6(1) и 6(2) Правил, осуществляет выбор соответствующей степени регулирующего воздействия проекта акта, в том числе с обоснованием своего выбора в последующих разделах сводного отчета.

24.3. В пункте 1.4 сводного отчета указывается полный ID проекта акта согласно паспорту проекта, размещенному на официальном сайте.

24.4. Заполнение пункта 1.6 сводного отчета производится после проведения публичного обсуждения проекта акта и с учетом его результатов в соответствии с пунктом 21 Правил.

24.5. Сроки проведения публичных обсуждений указываются в соответствии с данными, представленными на официальном сайте. В случае проведения повторного обсуждения проекта акта указываются сроки проведения всех публичных обсуждений.

24.6. В случае если разработчиком проект акта был ранее размещен на официальном сайте в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (далее - Правила раскрытия информации), при этом в дальнейшем в проект акта были внесены изменения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия или среднюю степень регулирующего воздействия, проект акта и сводный отчет в дальнейшем были размещены на официальном сайте с целью проведения публичного обсуждения, то в пункте 1.6 сводного отчета указывается информация о размещении в соответствии с Правилами и Правилами раскрытия информации.

При формировании сводки предложений по результатам публичного обсуждения в соответствии с Правилами она дополняется сводкой предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения в соответствии с Правилами раскрытия информации.

25. Заполнение раздела 2 "Краткое описание проблемы и способов ее решения" сводного отчета необходимо осуществлять в соответствии со следующими требованиями:

25.1. Заполнение раздела 2 сводного отчета следует осуществлять после заполнения разделов 3 - 5 сводного отчета.

25.2. В разделе 2 сводного отчета должно быть указано краткое описание предполагаемого регулирования, в том числе основание для разработки проекта акта, краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, каким образом предлагается решить проблему, на кого будет направлено предполагаемое регулирование, вид контроля и (или) форма оценки соблюдения требований (при наличии), ответственность за неисполнение положений проекта акта (при наличии), относится ли проект акта к соответствующей сфере общественных отношений согласно утвержденному на соответствующий год Плану, разработан ли проект акта в целях снижения затрат субъектов регулирования на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривает ли установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей, устанавливаются ли в проекте акта обязательные требования, затраты субъектов регулирования на соблюдение устанавливаемых обязательных требований (или других положений, не относящихся к обязательным требованиям) за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу нормативного правового акта, какое влияние окажет введение предполагаемого регулирования на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

25.3. В случае если основанием для разработки проекта акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в пункте 2.1 сводного отчета со ссылкой на конкретные структурные единицы соответствующего акта.

В случае если разработка проекта акта производится по инициативе самого разработчика, это прямо указывается в сводном отчете.

В случае если разработка проекта акта обусловлена иными причинами (факторами), в пункте 2.1 сводного отчета необходимо указать такие причины (факторы) с описанием конкретных обстоятельств, характеризующих содержательную сторону их возникновения.

25.4. Пункт 2.2 сводного отчета заполняется на основании информации, указанной в пункте 3.9 сводного отчета, пункт 2.3 сводного отчета заполняется на основании информации, указанной в пункте 3.13 сводного отчета.

25.5. В пункте 2.4 сводного отчета отмечаются все группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предполагаемым регулированием, исходя из данных, представленных в пунктах 4.1, 5.1 и 5.2 сводного отчета.

Разработчику необходимо перечислить все подгруппы субъектов регулирования, указанные разработчиком в пункте 4.1 сводного отчета.

В графе "Укажите численность подгруппы субъектов регулирования" пункта 2.4 сводного отчета указывается численность каждой группы субъектов регулирования, полученная путем суммирования численности подгрупп, указанных в пункте 4.1 сводного отчета.

25.6. В пункте 2.5 сводного отчета указываются виды контроля и (или) формы оценки соблюдения требований при их наличии.

25.7. В пункте 2.6 сводного отчета указываются ссылки на конкретные структурные единицы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми наступает ответственность за неисполнение положений проекта акта (при наличии).

25.8. В пунктах 2.7 и 2.8 сводного отчета отмечается информация в соответствии с пунктами 3.1 и 3.3 сводного отчета соответственно.

25.9. При наличии в проекте акта обязательных требований в пункте 2.9 сводного отчета приводится перечень всех устанавливаемых обязательных требований, исполнение которых связано с затратами субъектов регулирования.

25.10. В пункте 2.10 сводного отчета отмечаются затраты субъектов регулирования на соблюдение устанавливаемых обязательных требований или других положений, не относящихся к обязательным требованиям, за 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу нормативного правового акта исходя из информации, представленной в пункте 4.2 сводного отчета.

25.11. В пункте 2.11 сводного отчета отмечается влияние введения предполагаемого регулирования на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с указанием их уровня исходя из данных, представленных в пунктах 5.1 и 5.2 сводного отчета.

26. Заполнение раздела 3 "Сведения о проекте акта и степени его регулирующего воздействия" сводного отчета необходимо осуществлять в соответствии со следующими требованиями:

26.1. Разработчиком отмечаются критерии выбора в соответствии со степенью регулирующего воздействия проекта акта: для высокой степени регулирующего воздействия проекта акта - в пункте 3.1 сводного отчета, для средней степени регулирующего воздействия проекта акта - в пункте 3.2 сводного отчета, для низкой степени регулирующего воздействия проекта акта - в пункте 3.3 сводного отчета.

Разработчик представляет основания отнесения проекта акта к определенной степени регулирующего воздействия в виде расчетов и (или) пояснений.

26.2. В отношении проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия, определенной исходя из обстоятельств абзаца третьего подпункта "а" пункта 6(1) Правил, в разделе 6 сводного отчета представляется обоснование отнесения положений проекта акта к соответствующей сфере общественных отношений, указанной в абзаце третьем подпункта "а" пункта 6(1) Правил.

В отношении проектов актов, предполагающих установление обязательных требований, разработчиком представляется Оценка затрат.

26.3. В случае если высокая или средняя степень регулирующего воздействия была определена разработчиком в связи с фактом неподтверждения Минэкономразвития России и (или) рабочей группой по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее - рабочая группа) Оценки затрат, то разработчик в разделе 6 сводного отчета указывает реквизиты соответствующего письма Минэкономразвития России и (или) прикладывает копию протокола заседания рабочей группы, содержащего замечания к расчетам, представленным разработчиком в Оценке затрат.

26.4. В отношении проектов актов, предполагающих установление обязательных требований и отнесенных разработчиком к низкой степени регулирующего воздействия, представляются Оценка затрат и копия протокола заседания рабочей группы, подтверждающего произведенную разработчиком оценку затрат субъектов регулирования, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований (при наличии), подготовленного в соответствии с положением о рабочих группах <3>.

--------------------------------

<3> Пункт 7 Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 451.

26.5. В случае отсутствия протокола, указанного в подпункте 26.4 пункта 26 Методики, в разделе 6 сводного отчета указывается информация о непредставлении его рабочей группой с приложением копии письма разработчика в автономную некоммерческую организацию "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации".

26.6. В случае если проект акта разработан в связи с обстоятельствами, указанными в абзаце третьем подпункта "в" пункта 6(1) Правил, то для обоснования целей предполагаемого регулирования, указанных в части 2.1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", разработчику необходимо привести обоснования снижения затрат согласно приложению N 2 к форме сводного отчета, рассчитанных в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утверждаемой Минэкономразвития России в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

26.7. В пункте 3.4 сводного отчета разработчиком приводится информация, подтверждающая соблюдение принципов и условий установления обязательных требований, закрепленных статьями 4 - 9 и 10 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

В данном пункте сводного отчета должны быть отмечены соответствующие условия и принципы и при необходимости указана информация, подтверждающая соответствие проекта акта выбранным разработчиком принципам и условиям установления обязательных требований.

26.8. В пункте 3.5 сводного отчета разработчиком указываются новые (изменяемые) обязательные требования, иные обязанности или ограничения, преимущества для субъектов регулирования.

В случае если проектом акта предполагается установление или изменение обязательных требований, то разработчик может перечислить обязательные требования, выявленные при заполнении формы Оценки затрат. Допускается группировка устанавливаемых обязательных требований, если они имеют один предмет и объект регулирования, в том числе по:

объекту, используемому при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности;

действиям, процессам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности;

результатам таких действий, процессов, деятельности;

субъекту регулирования.

В качестве преимуществ для субъектов регулирования разработчиком может быть представлена информация в том числе об отмене обязательных требований, иных обязанностей или ограничений для субъектов регулирования.

В случае если проект акта не устанавливает обязательных требований, то необходимо указывать прочие обязанности или ограничения для субъектов регулирования, устанавливаемые или изменяемые проектом акта.

26.9. В пункте 3.6 сводного отчета разработчиком указывается информация об отмене обязательных требований, иных обязанностей или ограничений для субъектов регулирования в соответствии с пунктом 8(1) Правил.

Для оценки соразмерности отменяемого регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности оцениваются затраты, обусловленные принятием проекта акта, в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утверждаемой Минэкономразвития России в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Пункт 3.6 сводного отчета заполняется разработчиком только в отношении проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия.

26.10. В пункте 3.7 сводного отчета разработчиком перечисляются виды (группы) общественных отношений, затрагиваемых предполагаемым регулированием, и охраняемые законом ценности, на защиту которых направлено предполагаемое регулирование.

26.11. В пункте 3.8 сводного отчета в целях доказательства существования проблемы и последующей оценки ее актуальности в рамках оценки применения обязательных требований или оценки фактического воздействия и количественного измерения ее масштабов приводится анализ обстоятельств и описание фактически причиненного вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

26.12. В случае разработки проекта акта, направленного на устранение предполагаемого риска, необходимо провести оценку возможных рисков, в том числе с указанием видов охраняемых законом ценностей и возможных конкретных рисков причинения им вреда (ущерба), которые могут проявляться в следующем:

наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (для количественной оценки таких последствий используются данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);

наличие необоснованно высоких расходов применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления трудозатрат, стоимости и продолжительности аналогичных процедур, в том числе в других странах, а также анализа обращений граждан и организаций);

недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;

наличие иных негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.

26.13. В пункте 3.9 сводного отчета с учетом предложений, поступивших в связи с размещением уведомления (при его размещении), и информации, указанной в пункте 3.8 сводного отчета, разработчик формулирует причины проблемы, требующей введения дополнительного правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия ее существования.

26.14. Сформулированная разработчиком проблема должна быть подтверждена конкретными фактическими обстоятельствами, обусловившими возникновение проблемы и существовавшими до ее выявления разработчиком, по всем категориям издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды) и (или) видов дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, бюджетных учреждений (в том числе выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), возникающих у участников соответствующих общественных отношений и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вследствие ее существования.

26.15. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:

обращения участников общественных отношений в органы государственной власти, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;

данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (в том числе данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации);

данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

решения Конституционного Суда Российской Федерации и иных судебных органов;

результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей, действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения;

обращения и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления в органы государственной власти Российской Федерации.

26.16. В пункте 3.10 сводного отчета при определении цели предполагаемого регулирования разработчику необходимо представить количественные параметры, характеризующие динамику достижения целей в ожидаемый срок, а в случае невозможности их представления - качественные параметры результата регулирования, характеризующие результат и сроки введения указанного регулирования.

Указанные в абзаце первом настоящего подпункта условия необходимы в том числе для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования в рамках прохождения оценки применения обязательных требований.

Разработчиком для каждой цели предполагаемого регулирования приводится ожидаемый срок достижения цели.

Заявленные цели регулирования должны быть согласованы с указанной в пункте 3.9 сводного отчета проблемой, требующей введения правового регулирования.

26.17. В пункте 3.10 сводного отчета при формулировании целей предполагаемого регулирования и срока их достижения разработчику необходимо учитывать следующие требования:

цель регулирования должна быть конкретной, измеримой, исключающей размытые формулировки, например "совершенствование", "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень и сроки ее достижения по конкретным значениям показателей результативности, приведенных в индикативных показателях пункта 3.12 сводного отчета;

цель должна быть понятной для лиц, не обладающих специальными профессиональными знаниями;

цель должна быть сформулирована так, чтобы исключалась возможность неоднозначной трактовки результата;

цель регулирования должна обеспечивать выбор средств и методов достижения результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;

характеристики результата не должны подменяться описанием средств достижения;

ожидаемые сроки достижения цели регулирования должны быть конкретными, в случае если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы в 3 - 6 лет, имеющие свои промежуточные результаты.

26.18. Пункт 3.11 сводного отчета должен содержать перечень принципов правового регулирования и нормативных правовых актов Российской Федерации, закрепляющих такие принципы, а также подтверждение соответствия им проекта акта.

Разработчиком может быть указано на соответствие каждой определенной им цели предполагаемого регулирования или проекта акта программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (в случае если такие соответствия можно установить, указываются конкретные положения таких документов).

26.19. В пункте 3.12 сводного отчета разработчик для каждой цели предполагаемого регулирования, указанной в пункте 3.10 сводного отчета, приводит количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования, единицы измерения индикативных показателей, способы их расчета и источники информации.

В случае если показатель не рассчитывается органами государственной статистики, указываются способ его расчета и источники получения информации и (или) данных.

В случае отсутствия информации в пункте 3.12 сводного отчета такой сводный отчет не оценивается Минэкономразвития России на соблюдение требований к его содержанию, установленных настоящей главой Методики, и возвращается разработчику без рассмотрения.

26.20. В пункте 3.13 сводного отчета разработчик:

описывает предлагаемый способ регулирования, в том числе указывает способ решения проблемы, учитывая риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

указывает на соответствие предполагаемого варианта регулирования законодательству Российской Федерации в соответствующей сфере общественных отношений;

указывает альтернативные варианты решения проблемы, в том числе с точки зрения воздействия на конкретные риски охраняемых законом ценностей;

указывает негативные эффекты каждого альтернативного способа регулирования (в том числе может быть приведена количественная и качественная оценка);

приводит обоснование эффективности предполагаемого регулирования решения проблемы с точки зрения защищенности охраняемых законом ценностей (необходимость и достаточность для снижения рисков охраняемых законом ценностей), размера затрат и выгод субъектов регулирования, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, актуальности предполагаемого регулирования, сроков достижения такого же уровня защищенности охраняемых законом ценностей от рисков причинения вреда, который планируется получить вследствие введения предполагаемого регулирования, негативные эффекты предполагаемого регулирования и их сопоставление с альтернативными способами регулирования.

26.21. В пункте 3.14 сводного отчета:

описываются способы регулирования в соответствующей сфере деятельности из международного опыта, с учетом анализа решения проблемы, а также негативные эффекты от данного способа регулирования (количественная и качественная оценка);

указываются международные договоры в соответствующей сфере деятельности, заключенные в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Отсутствие данных в пункте 3.14 сводного отчета требует обоснования неиспользования международного опыта для данного проекта акта. При этом должен быть проанализирован международный опыт в соответствующей сфере деятельности государств - членов Евразийского экономического союза в пункте 3.15 сводного отчета.

26.22. В пункте 3.15 сводного отчета разработчик проводит анализ опыта в рамках Евразийского экономического союза в соответствующей сфере деятельности, а также анализ рисков возникновения препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза при установлении нового регулирования с учетом Методологии квалификации препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза и признания барьеров и ограничений устраненными, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 марта 2023 г. N 41 <4>.

--------------------------------

<4> Является обязательным в соответствии со статьей 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе". Решение вступило в силу 30 апреля 2023 года.

26.23. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска недостижения заявленных им в пункте 3.10 сводного отчета целей регулирования, а также риска нежелательных последствий, предлагаемого разработчиком правового регулирования для субъектов регулирования и лиц, не являющихся таковыми, в пункте 3.16 сводного отчета.

При подготовке сводного отчета разработчиком производятся:

оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достижения целей регулирования);

оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предполагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).

Необходимо описать, какие меры были предприняты либо планируется предпринять для недопущения реализации выделенных рисков.

26.24. При обосновании соразмерности затрат на исполнение обязательных требований лицами, в отношении которых они устанавливаются, с рисками, предотвращаемыми этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота в пункте 3.17 сводного отчета разработчиком оцениваются затраты на исполнение обязательных требований, предусмотренных проектом акта, в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утверждаемой Минэкономразвития России в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

27. Заполнение раздела 4 "Анализ затрат субъектов регулирования" сводного отчета необходимо осуществлять в соответствии со следующими требованиями:

27.1. В пункте 4.1 сводного отчета разработчиком:

указываются основные группы участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты правовым регулированием. Подгруппы субъектов регулирования выделяются исходя из критериев, применимых к конкретной сфере общественных отношений, в целях регулирования которых разрабатывается проект акта. К таким критериям могут быть отнесены вид экономической деятельности, размер предприятия (крупные предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства), территориальная принадлежность и другое;

дается количественная оценка числа участников каждой подгруппы. Число участников подгруппы указывается по состоянию на дату заполнения сводного отчета, допускается представление числа участников на иную дату в случае ее указания.

27.2. Источниками информации о количестве адресатов разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные по видам экономической деятельности, в региональном аспекте, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников или на основании экспертной оценки, результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.

27.3. В пункте 4.2 сводного отчета приводятся суммарные количественные оценки затрат всех субъектов регулирования, возникающих вследствие предполагаемого регулирования на основании заполненной разработчиком формы Оценки затрат. При заполнении пункта 4.2 сводного отчета допускается группировка обязательных требований по общим целевым и (или) функциональным назначениям.

27.4. В случае если предполагаемое регулирование устанавливает обязанности или ограничения либо изменяет их, то для заполнения пункта 4.2 сводного отчета при осуществлении анализа затрат субъектов регулирования разработчику следует заполнять форму Оценки затрат.

Отсутствие информации в разделе 4 сводного отчета является нарушением Правил, сводный отчет не оценивается Минэкономразвития России на соблюдение требований к его содержанию, установленных главой V Методики, и возвращается разработчику без рассмотрения.

28. Заполнение раздела 5 "Анализ влияния на бюджеты Российской Федерации" сводного отчета необходимо осуществлять в соответствии со следующими требованиями:

28.1. В пункте 5.1 сводного отчета разработчик:

указывает предполагаемое количество федеральных органов исполнительной власти;

указывает все функции (полномочия) федеральных органов исполнительной власти, которые предполагается ввести, отменить или изменить проектом акта;

указывает, каким федеральным органом исполнительной власти данные функции будут реализовываться, и описывает предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций;

указывает монетарное значение доходов или расходов федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации, вызванных введением, изменением или отменой функций (полномочий).

В случае если предполагаемое регулирование не повлияет на федеральный бюджет бюджетной системы Российской Федерации, то обоснование такой оценки указывается разработчиком.

28.2. В пункте 5.2 сводного отчета разработчик:

указывает предполагаемое количество органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений (для случаев осуществления функций такими учреждениями);

указывает все функции (полномочия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, которые предполагается ввести, отменить или изменить проектом акта;

указывает, каким органом власти (бюджетным учреждением) данные функции будут реализовываться, и описывает предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций;

указывает монетарное значение снижения доходов или увеличения расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы, вызванных введением, изменением или отменой функций (полномочий).

Для оценки количества органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на которые предполагается распространить проектируемое регулирование, используются реестр муниципальных образований Российской Федерации <5>, данные официального статистического наблюдения.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 151 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации".

Прогноз объема расходов на осуществление новой функции (полномочия) следует производить на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.

28.3. В случае если в проекте акта отсутствуют положения, которыми предполагаются к установлению новые функции (полномочия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или их изменению, указанное отражается в месте для текстового описания пункта 5.2 сводного отчета, а пункты 5.3 - 5.4 сводного отчета не заполняются.

28.4. В пункте 5.3 сводного отчета разработчиком указываются сведения о предполагаемых источниках компенсации расходов на исполнение, новых или изменяемых функций (полномочий) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в случае наличия в проекте акта требований к осуществлению функций (полномочий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению функций (полномочий) органов местного самоуправления.

28.5. В пункте 5.4 сводного отчета приводятся описание последствий реализации проекта акта на развитие отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, примерные расчеты значений негативных и положительных последствий реализации проекта.

29. Заполнение раздела 6 "Дополнительные сведения о предполагаемом регулировании" сводного отчета необходимо осуществлять в соответствии со следующим требованием:

разработчик приводит любые дополнительные сведения, которые подтверждают обоснованность предполагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов;

разработчик указывает сведения, предусмотренные подпунктом 26.3 пункта 26 Методики.

30. Заполнение раздела 7 "Организационные сведения о проекте акта" сводного отчета необходимо осуществлять в соответствии со следующими требованиями:

30.1. В разделе 7 сводного отчета разработчиком:

указываются предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта, наличие и сроки переходного периода, обоснование необходимости установления и сроки проведения эксперимента, а также контактная информация исполнителей разработчика. В случае если отдельные положения нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу;

приводится обоснование необходимости переходного периода, в случае если проектом акта предусматривается установление переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (с указанием таких ограничений), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предполагаемого регулирования.

30.2. Разработчик указывает сроки вступления в силу нормативного правового акта в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", если проектом акта предполагается установление обязательных требований.

В случае если предусматриваются иные сроки вступления в силу нормативного правового акта, необходимо привести обоснование нераспространения требований, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

30.3. В случае если в отношении предполагаемого регулирования, не устанавливающего обязательные требования, планируется проведение эксперимента или эксперимент проведен, то информация об этом должна быть приведена в пункте 7.1 сводного отчета.

При проведении правового эксперимента в отношении предполагаемого регулирования в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" данная информация указывается в пункте 7.1 сводного отчета.

31. Заполнение формы Оценки затрат необходимо осуществлять в соответствии со следующими требованиями:

31.1. В графе "N пункта проекта акта, которым определено требование и его содержание" формы Оценки затрат (далее - графа N 2) разработчик должен дословно привести устанавливаемое обязательное требование в каждой следующей строке исходя из того, что каждый пункт проекта акта, которым устанавливается требование (обязанность или ограничение) и его содержание, указывается отдельно.

При приведении обязательных требований в графе N 2 разработчику необходимо излагать их таким образом, чтобы каждое устанавливаемое обязательное требование формулировалось с указанием объекта установления обязательных требований и содержания обязательного требования.

31.2. При заполнении графы N 2 в целях соблюдения принципа правовой определенности согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" разработчику следует формулировать обязательные требования к одному объекту в виде перечня требований в рамках отдельной структурной единицы, определяя:

осуществляемую деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;

лиц и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;

результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.

31.3. При заполнении графы N 2 содержание устанавливаемого требования выражается через условия, ограничения, запреты, обязанности <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

31.4. В случае если в одной структурной единице проекта акта или в одном предложении содержатся несколько обязательных требований, которые могут быть исполнены независимо друг от друга, при заполнении графы N 2 целесообразно разделить их на отдельные предложения и отразить в отдельных строках таблицы.

31.5. При указании в графе N 2 обязательных требований необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в целях обеспечения гарантий ясности для субъектов предполагаемого регулирования обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними, что в том числе не предполагает формулирования обязательных требований с использованием ссылок на существующие обязательные требования.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду графа "Количество субъектов регулирования, на которые распространяется ОТ (обязанность или ограничение), ед.", а не "Количество субъектов исполнения проектируемых требований".

31.6. В графе "Количество субъектов исполнения проектируемых требований" формы Оценки затрат разработчику необходимо указать количество субъектов регулирования, на которые предполагается распространить обязательное требование, обязанность или ограничение.

31.7. В случае наличия (выявления) затрат на исполнение устанавливаемого обязательного требования того или иного вида разработчиком в соответствующей графе формы Оценки затрат приводится оценка таких затрат в расчете на 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу устанавливаемого обязательного требования.

При выявлении информационных и содержательных издержек, которые могут возникать при исполнении устанавливаемого обязательного требования, данные виды издержек разделяются на временные издержки и издержки, связанные с приобретениями. В соответствующих графах приводится оценка таких издержек в расчете на 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу устанавливаемого обязательного требования.

Оценки затрат (издержек) приводятся в рублях.

31.8. В графах 4 - 9 формы Оценки затрат оценка издержек производится в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утверждаемой Минэкономразвития России в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

31.9. В графе "В первый год введения регулирования" формы Оценки затрат разработчиком указывается суммарная оценка затрат в первый год исполнения устанавливаемого обязательного требования. Суммарная оценка затрат включает в себя:

в полном объеме оценку единовременных временных издержек, в том числе связанных с осуществлением необходимых для исполнения устанавливаемого обязательного требования приобретений;

в полном объеме оценку единовременных приобретений работ, услуг;

оценку иных видов издержек в размере среднегодовых затрат (оценка таких затрат на 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу устанавливаемого обязательного требования, деленная на указанное количество лет).

Расчет оценки указанных издержек производится в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утверждаемой Минэкономразвития России в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

31.10. В графе "На 6 лет с предполагаемой даты вступления в силу устанавливаемого обязательного требования" формы Оценки затрат разработчиком указывается сумма оценок издержек, представленных разработчиком в графах 4 - 8 Оценки затрат.

31.11. При проведении оценки издержек и заполнении граф 4 - 9 формы Оценки затрат разработчик может использовать справочную информацию, размещенную в личном кабинете разработчика на официальном сайте, в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утверждаемой Минэкономразвития России в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Факт использования справочной информации при оценке издержек (затрат) указывается в соответствующей графе формы Оценки затрат с приведением признанного разработчиком аналогичным оцениваемому требования из справочника и в случае использования справочной удельной величины издержек количества объектов расчета, использованного разработчиком для оценки общей суммы затрат (издержек).

В соответствующей графе формы Оценки затрат указывается слово "да" либо слово "нет" в соответствии с фактом использования.

31.12. При проведении анализа издержек (затрат) и заполнении формы Оценки затрат разработчик может использовать калькулятор оценки исполнения обязательных требований при оценке затрат, размещенный в личном кабинете разработчика на официальном сайте.

В соответствующей графе формы Оценки затрат указывается слово "да" либо слово "нет" в соответствии с фактом использования.

31.13. Оценка затрат представляется в Минэкономразвития России в формате xls (xlsx), ods и должна содержать обоснование расчетов, сделанных в графах 4 - 9 Оценки затрат.