Методические рекомендации, доведенные данным документом, применяются с 1 января 2024 года.

IV. Определение способа изучения объектов ВФА

Изучение объектов ВФА может осуществляться:

1) сплошным способом (рекомендуется применять в случае, когда изучаемая совокупность операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, документов, информации состоит из небольшого количества (например, с начала текущего года было выполнено всего 5 операций (действий) по формированию и заключению контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд); в случае когда сплошной способ изучения требует меньших трудозатрат (например, при анализе соответствия проектов распределения бюджетных средств методике распределения); в случае, если выборочный способ не обеспечит получение аудиторских доказательств (например, при анализе отдельных положений документов учетной политики об обесценении активов выборочный способ изучения этой совокупности информации не применяется);

2) выборочным способом (осуществляется на основе понимания членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) изучаемых объектов ВФА, целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков (например, оценка бюджетных рисков показала, что нарушения (недостатки) происходят при осуществлении конкретного типа операций (действий) при заполнении документа). Выборочный способ применяется к набору однородных данных, документов, операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (например, аудиторская выборка не включает одновременно акты о списании материальных запасов и акты о списании бланков строгой отчетности).

Отбор конкретных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, документов, информации осуществляется в случае, если их достаточно для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия (например, для решения вопросов аудиторского мероприятия необходимо изучить конкретные положения ведомственного (внутреннего) акта). Выводы, сделанные о конкретных операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур, документах, информации, не могут быть распространены на всю их совокупность (например, при наличии противоречий между положениями порядка проведения инвентаризации активов и обязательств и положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в отношении основных средств вывод о нарушении требований к такому порядку не может быть распространен на положения в отношении нематериальных активов).

В случаях, когда необходимо сделать вывод обо всей совокупности операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, документов, информации на основе изучения менее 100% элементов такой совокупности, формируется аудиторская выборка.