V. Рекомендации по подготовке экспертного заключения
24. По результатам проведения юридической экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение на бланке согласно приложению. При направлении заключения в орган, принявший акт, сопроводительное письмо не готовится.
25. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае если проводится юридическая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);
повод (поводы) рассмотрения акта (принятие нового акта, внесение в него изменений (дополнений), принятие нового федерального закона, поручение Минюста России или управления по федеральному округу, обращение полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурора, иных органов, а также если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству, и другие);
(см. текст в предыдущей редакции)
предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);
состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность акта для урегулирования общественных отношений;
оценка компетенции принявшего акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
соответствие содержания акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
соответствие формы и текста акта правилам юридической техники.
26. При формулировании замечаний к акту их рекомендуется увязывать с конкретным поводом рассмотрения акта.
При составлении экспертного заключения о соответствии акта федеральному законодательству вывод рекомендуется аргументировать. В том случае, если в акт внесены изменения (дополнения), направленные на устранение выявленных нарушений, рекомендуется отразить это в экспертном заключении.
27. При составлении заключения о несоответствии акта федеральному законодательству рекомендуется наиболее точно описать конкретные нормы рассматриваемого акта, противоречащие положениям Конституции Российской Федерации и (или) федеральным законам, а также иным актам, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. При этом не всегда целесообразно переписывать (воспроизводить) нормы акта, достаточно изложить именно ту его часть, которая содержит несоответствия.
При описании норм акта рекомендуется указывать:
1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) акта субъекта Российской Федерации, противоречащее федеральному законодательству, а также его содержание;
2) нарушенные положения федерального законодательства (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел Конституции Российской Федерации, федерального закона и (или) иного акта органа государственной власти Российской Федерации) и изложение их содержания.
Например: подпунктом * пункта * статьи ** Закона субъекта N Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, находящихся в ведении субъекта N Российской Федерации, в соответствии с законодательством выдает именные разовые и распорядительные лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Данное положение в части выдачи распорядительных лицензий на использование объектов животного мира не соответствует абзацу одиннадцатому статьи 5 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4444; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 17, ст. 1933; N 50, ст. 6246), согласно которому предоставление распорядительных лицензий на использование объектов животного мира относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира.
(в ред. Приказа Минюста РФ от 26.08.2008 N 181)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. Не рекомендуется ограничиваться указанием одних лишь номеров рассматриваемых положений нормативных актов, например: "пункт * статьи * Закона субъекта N Российской Федерации противоречит статье ** Федерального закона".
29. Если вывод о несоответствии нормы акта субъекта Российской Федерации аргументируется несколькими логически взаимосвязанными федеральными нормами, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма акта субъекта Российской Федерации.
30. При составлении заключения по результатам повторной юридической экспертизы указываются только те положения, которые изменяются или дополняются.
(в ред. Приказа Минюста РФ от 26.08.2008 N 181)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. Экспертное заключение территориального органа Минюста России подписывается руководителем территориального органа либо лицом, его замещающим. По решению руководителя территориального органа право подписывать экспертные заключения может быть предоставлено заместителю, курирующему вопросы проведения юридической экспертизы.
(п. 31 в ред. Приказа Минюста РФ от 26.08.2008 N 181)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875