IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения, соблюдение которых является

обязательным в соответствии с настоящей Программой,

если такие положения не предусмотрены актами общего

регулирования или отличаются от них

13. К эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима допускаются сельскохозяйственные беспилотные авиационные системы, имеющие акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима (далее - акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации), с нанесенными государственными, регистрационными и учетными опознавательными знаками гражданских воздушных судов Российской Федерации. Оформление акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации осуществляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов, с учетом следующих особенностей:

а) к категории сельскохозяйственных относятся беспилотные авиационные системы, имеющие следующие конструктивные ограничения:

высота полета не более 15 метров от поверхности земли (истинная высота);

скорость полета относительно земной поверхности (путевая скорость) не более 16 метров в секунду;

б) сельскохозяйственные беспилотные авиационные системы должны быть оснащены системами:

аварийного прекращения полета;

избегания столкновений с препятствиями;

ограничения зоны полета при выполнении рабочего полета;

сохранения и (или) передачи во внешнюю информационную систему данных о сельскохозяйственной беспилотной авиационной системе, маршруте и параметрах полета;

в) не подлежат применению положения Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, указанные в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 12 настоящей Программы;

г) функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов при допуске к эксплуатации пилотируемых воздушных судов Федеральным агентством воздушного транспорта, выполняет субъект экспериментального правового режима - оператор экспериментального правового режима, который несет ответственность за соблюдение порядка допуска сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима.

Выполнение работ по допуску сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в соответствии с настоящей Программой производится по выбору эксплуатанта сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы оператором экспериментального правового режима или организациями, имеющими сертификат разработчика авиационной техники, аттестат аккредитации испытательной лаборатории или центра или аттестат аккредитации сертификационного центра, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта, которые должны привлекать специалистов, имеющих авиационно-техническое образование по направлениям подготовки, закрепленным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2016, принятом и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст;

д) акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации выдается оператором экспериментального правового режима - организацией, указанной в подпункте "а" пункта 32 настоящей Программы, несущей ответственность за соблюдение порядка выдачи такого акта;

е) заявитель (субъект экспериментального правового режима или его представитель) подает заявку на получение акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации оператору экспериментального правового режима - организации, указанной в подпункте "а" пункта 32 настоящей Программы. К заявке на получение акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации наряду с документами, указанными в пунктах 7 и 8 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, прилагаются:

свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна;

описание станции внешнего пилота, параметров канала радиосвязи, используемого для управления беспилотным воздушным судном, в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 59519-2021 "Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования" и ГОСТ Р 59520-2021 "Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота";

ж) при оценке годности сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в дополнение к требованиям, указанным в пунктах 29, 30, 32 - 47 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, оценивается наличие и работоспособность следующих систем, обязательных для сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы:

система аварийного прекращения полета беспилотного воздушного судна, которая должна приводиться в действие оператором вручную, автоматически при потере связи с наземной станцией управления сельскохозяйственной беспилотной авиационной системой и обеспечивать возврат беспилотного воздушного судна в точку начала полета или посадку в месте, где была активирована процедура прекращения полета;

система предотвращения столкновения с препятствиями, которая должна обеспечивать автоматическое обнаружение наземных препятствий в направлении полета беспилотного воздушного судна, которые не позволят безопасно продолжить выполнение полетного задания. Дистанция обнаружения должна обеспечивать полную остановку на расстоянии не менее 2 метров от препятствия при полете на максимально возможной горизонтальной скорости для данного типа беспилотного воздушного судна. После полной остановки система должна обеспечить зависание беспилотного воздушного судна в месте и на высоте остановки до принятия внешним пилотом решения о дальнейших действиях и посадку в точке остановки в случае, если невозможно продолжать полет по техническим причинам. В случае если система позволяет реализовать облет препятствия сверху, должно соблюдаться ограничение высоты полета - 15 метров;

система принудительного ограничения зоны полета, которая должна обеспечивать возможность ограничивать рабочую область полета беспилотного воздушного судна независимо от внешних факторов природного характера. При пересечении установленной границы должен автоматически активироваться возврат в пределы зоны полета или осуществляться посадка беспилотного воздушного судна.

Для беспилотных воздушных судов, максимальная скорость полета которых превышает 16 метров в секунду, а высота полета более 15 метров, должны быть реализованы технические решения, которые позволяют принудительно ограничить при выполнении операций по внесению средств защиты растений скорость полета 16 метрами в секунду, истинную высоту полета - 15 метрами.

Беспилотное воздушное судно должно быть оборудовано бортовыми навигационными огнями, а также проблесковым маяком белого или оранжевого цвета, обеспечивающим угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.

Для сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, использующих двигатели внутреннего сгорания в качестве силовой установки или ее элемента, должны применяться системы защиты топливных баков от разлива топлива при выполнении жесткой посадки с высоты 15 метров.

Сельскохозяйственная беспилотная авиационная система должна обеспечивать сохранение и передачу во внешние информационные системы данных о выполненных полетах, включающих дату и время выполнения полета, лог-файлов в форматах kml или kmz, а также идентификатора сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;

з) программу проведения работ по оценке сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в соответствии с пунктом 8 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов разрабатывает оператор экспериментального правового режима - организация, указанная в подпункте "а" пункта 32 настоящей Программы;

и) акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации наряду со сведениями, перечисленными в пункте 11 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, должен содержать сведения о внешнем пилоте, проводившем оценку соответствия беспилотного воздушного судна требованиям к летной годности и охране окружающей среды при выполнении контрольных полетов (облетов);

к) при подтверждении соответствия сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы требованиям, определенным в соответствии с подпунктом "е" настоящего пункта, заявителю (субъекту экспериментального правового режима или его представителю) выдается акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 1;

л) на экземпляры сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, выпускаемых серийно, допускается выдавать акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации на основании ранее выданного акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы идентичной модели.

В этом случае заявитель (субъект экспериментального правового режима или его представитель) подает заявку на получение акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации оператору экспериментального правового режима - организации, указанной в подпункте "а" пункта 32 настоящей Программы. К заявке на получение акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации прилагаются заверенные копии:

документов, подтверждающих право собственности на сельскохозяйственную беспилотную авиационную систему или владение сельскохозяйственной беспилотной авиационной системой на ином законном основании;

свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна;

ранее выданного акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы идентичной модели.

При оценке годности сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима на основе ранее выданного акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации оператор экспериментального правового режима - организация, указанная в подпункте "а" пункта 32 настоящей Программы, выполняет оценку:

соответствия сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы серийному образцу, на который ранее был выдан акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации;

наличия на беспилотном воздушном судне государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов;

технической готовности к эксплуатации путем проведения контрольного полета (облета) оцениваемого экземпляра сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы.

14. Субъекты экспериментального правового режима допускаются к выполнению работ по внесению средств защиты растений в рамках экспериментального правового режима при условии включения их в реестр эксплуатантов опытного района. Включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района осуществляется в случае принятия оператором экспериментального правового режима положительного решения по результатам оценки субъекта экспериментального правового режима, порядок проведения которой установлен Порядком выполнения авиационных работ, с учетом следующих особенностей:

а) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в рамках экспериментального правового режима:

должен обеспечить поддержание летной годности, соблюдение требований по наземному и техническому обслуживанию сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем;

может принимать на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, имеющих временное свидетельство внешнего пилота сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы (экспериментальный правовой режим), выданное в соответствии с требованиями, указанными в пункте 15 настоящей Программы;

б) функции уполномоченного органа осуществляет оператор экспериментального правового режима, который несет ответственность за соблюдение порядка допуска эксплуатантов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем к выполнению работ по внесению средств защиты растений;

в) сведения о сертификате летной годности беспилотного воздушного судна, предусмотренные частью 3 приложения N 2 к Порядку выполнения авиационных работ, не указываются. В отношении субъектов экспериментального правового режима указывается акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации;

г) оператор экспериментального правового режима осуществляет ведение реестра эксплуатантов опытного района;

д) к внесению средств защиты растений в опытном районе допускаются субъекты экспериментального правового режима, включенные в реестр эксплуатантов опытного района;

е) подтверждение соответствия эксплуатанта сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы установленным требованиям производится оператором экспериментального правового режима в следующем порядке:

субъект экспериментального правового режима направляет оператору экспериментального правового режима в бумажном виде заявление на включение в реестр эксплуатантов опытного района, подписанное руководителем заявителя, с приложением к нему основных данных и документов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку выполнения авиационных работ;

оператор экспериментального правового режима рассматривает указанное заявление в течение 10 рабочих дней;

при необходимости подтверждения достоверности представленных заявителем основных данных и определения соответствия заявителя требованиям настоящей Программы представитель оператора экспериментального правового режима выполняет выездную проверку по месту нахождения (месту фактического осуществления деятельности) заявителя (в случае выполнения выездной проверки срок рассмотрения заявления увеличивается на 10 рабочих дней);

ж) по результатам рассмотрения указанного заявления оператор экспериментального правового режима принимает одно из следующих решений:

при подтверждении соответствия заявителя установленным требованиям - о внесении эксплуатанта сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в реестр эксплуатантов опытного района с направлением заявителю уведомления о принятом решении и данных учетной записи в реестре опытного района не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем окончания проверки;

при выявлении несоответствия заявителя установленным требованиям - об отказе во внесении эксплуатанта сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в реестр эксплуатантов опытного района с направлением заявителю мотивированного отказа не позднее 3-го рабочего дня со дня окончания проверки.

15. К эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем субъектов экспериментального правового режима допускаются внешние пилоты беспилотных авиационных систем с беспилотными воздушными судами максимальной взлетной массой менее 30 килограммов, прошедшие подготовку по программам, соответствующим требованиям подпункта "а" настоящего пункта, специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота, внешнего пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя), пилота сверхлегкого воздушного судна, прошедшие практическую подготовку и проверку практических навыков управления сельскохозяйственными беспилотными авиационными системами, а также лица старше 18 лет, имеющие законченное среднее образование, прошедшие теоретическую и практическую подготовку, проверку практических навыков управления сельскохозяйственными беспилотными авиационными системами, с учетом следующих особенностей:

а) теоретическая подготовка проводится авиационными учебными центрами или образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и персонал, обладающий соответствующей квалификацией. Программа теоретической подготовки разрабатывается образовательным учреждением и утверждается оператором экспериментального правового режима.

Программа теоретической подготовки должна включать следующие учебные дисциплины:

общие сведения о воздушном законодательстве - не менее 2 часов;

использование воздушного пространства, особенности применения сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима - не менее 2 часов;

авиационная безопасность и безопасность полетов - не менее 2 часов;

авиационная метеорология - не менее 2 часов;

основы аэродинамики и динамики полета воздушных судов вертикального взлета и посадки - не менее 2 часов;

устройство беспилотного воздушного судна, станции внешнего пилота, навесного оборудования, программного обеспечения для полета и выполнения операций по защите растений - не менее 4 часов;

авиационные силовые установки и источники энергии - не менее 4 часов;

технология выполнения авиационно-химических работ - не менее 4 часов;

безопасность при выполнении авиационно-химических работ - не менее 2 часов.

Обучение может проводиться в очной или дистанционной форме. Аттестация проводится очно. По результатам успешной аттестации образовательным учреждением выдается справка о завершении теоретической подготовки по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем по форме согласно приложению N 2;

б) практическая подготовка внешних пилотов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем проводится в авиационных учебных центрах, образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в организациях - эксплуатантах опытного района. Организации, осуществляющие практическую подготовку внешних пилотов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, должны иметь соответствующие типы сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, наземную инфраструктуру и персонал, имеющий практический опыт эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем и их полезной нагрузки. Подготовка проводится по программам, согласованным с оператором экспериментального правового режима. Программа должна включать не менее 6 практических полетов общей продолжительностью не менее 1 часа, включающих взлет и посадку до полного приземления. Для типов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, которые предусматривают возможность ручного режима управления полетом, программа должна включать не менее 20 минут полетов в режиме ручного пилотирования с 3 взлетами и посадками;

в) к прохождению практической подготовки допускаются лица, имеющие справку о прохождении теоретической подготовки в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, а также специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота, внешнего пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя), пилота сверхлегкого воздушного судна.

В ходе практической подготовки внешними пилотами приобретаются следующие навыки с учетом особенностей осваиваемой сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы:

развертывание сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы из транспортного положения;

проведение предполетной подготовки сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы и ее элементов;

выбор точки старта;

подготовка и загрузка в беспилотное воздушное судно полетного задания;

проверка всех узлов управления;

порядок запуска и действий персонала;

облет препятствий, соблюдение высотного режима;

действия при изменении метеоусловий;

действия при потере связи с беспилотным воздушным судном;

перечень и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту;

возможные поломки, ремонт и эксплуатация сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем;

анализ полетов и ошибок пилотирования;

средства безопасности сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы и их применение;

г) практические навыки внешнего пилота по эксплуатации сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы проверяются при выполнении реального полета беспилотного воздушного судна, в ходе которого претендент должен с соблюдением установленных ограничений самостоятельно выполнить подготовку к полету и полет, в том числе:

составить план полета;

проанализировать метеорологическую и аэронавигационную обстановку в районе выполнения работ и принять решение на вылет;

выполнить предполетную подготовку в соответствии с документами, предусмотренными осваиваемым типом сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;

выполнить взлет, полет по составленному плану, посадку.

По результатам выполнения заданий практического экзамена составляется протокол, в котором отражается качество выполнения контрольных упражнений по 10-балльной шкале. В ходе практического экзамена ведется видеозапись, которая является неотъемлемой частью протокола, подлежит хранению до срока окончания действия экспериментального правового режима и предоставляется оператору экспериментального правового режима по запросу.

По результатам успешного подтверждения практических навыков организация, проводившая обучение и проверку практических навыков, выдает справку об успешной проверке практических навыков управления сельскохозяйственными беспилотными авиационными системами по форме согласно приложению N 3 с указанием типов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, на которых проводилось обучение, количества и продолжительности практических полетов. Справка заверяется должностными лицами, проводившими проверку практических навыков;

д) выдачу свидетельства внешнего пилота сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем по форме согласно приложению N 4 осуществляет оператор экспериментального правового режима при предъявлении:

справки о завершении теоретической подготовки или свидетельства пилота, внешнего пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя), пилота сверхлегкого воздушного судна;

справки об успешной проверке практических навыков управления сельскохозяйственной беспилотной авиационной системой и видеозаписи практического экзамена;

документа, подтверждающего соответствие требованиям к состоянию здоровья по результатам медицинского освидетельствования, выполненного в соответствии с пунктом 16 настоящей Программы.

Оператор экспериментального правового режима несет ответственность за соблюдение порядка выдачи свидетельств внешних пилотов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем;

е) срок действия временного свидетельства внешнего пилота сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы ограничен сроком действия экспериментального правового режима, в рамках которого оно выдано.

16. При медицинском освидетельствовании внешних пилотов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем подлежат применению порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами и форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 1092н.

К выполнению функций внешних пилотов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем допускаются лица, по состоянию здоровья соответствующие требованиям, предъявляемым к водителям транспортных средств категории "B".

К выполнению функций внешних пилотов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем без дополнительного медицинского освидетельствования допускаются лица, имеющие действующее свидетельство о прохождении врачебно-летной экспертизы авиационного персонала гражданской или экспериментальной авиации, выданное в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437, или Федеральными авиационными правилами "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации", утвержденными приказом Российского авиационно-космического агентства от 24 июня 2003 г. N 80, соответственно.

Беременные и кормящие женщины к выполнению функции внешних пилотов не допускаются.

17. Субъекты экспериментального правового режима при выполнении работ по внесению средств защиты растений обязаны обеспечить наличие на месте размещения станции внешнего пилота и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц следующие документы или их заверенные в установленном порядке копии:

свидетельство о государственной регистрации беспилотного воздушного судна;

акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации;

временное свидетельство внешнего пилота сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы (экспериментальный правовой режим);

документ, подтверждающий включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района;

руководство по летной эксплуатации сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;

руководство по производству полетов (в части, относящейся к порядку подготовки и выполнения полета);

журнал учета налета и выполнения регламентных работ сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;

свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката;

технологическая карта приготовления и внесения применяемого вещества;

страховые полисы ответственности членов внешнего экипажа и владельца сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;

разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

18. Использование воздушного пространства субъектами экспериментального правового режима осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) при выполнении работ по внесению средств защиты растений в пределах прямой видимости на высоте не более 30 метров от земной поверхности на удалении не менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и 2 километров от посадочных площадок запрещения или ограничения использования воздушного пространства не устанавливаются;

б) использование воздушного пространства осуществляется на основании плана полета, который субъект экспериментального правового режима направляет в орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации не позднее чем за 3 часа до начала выполнения работ;

в) при эксплуатации сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы запрещается выполнять полеты над элементами инфраструктуры, в том числе автомобильными дорогами и трубопроводами, проложенными открытым способом, объектами газоснабжения, производственными площадками, линиями электропередачи;

г) ответственность за предотвращение столкновений с любыми материальными объектами в воздухе и наземными препятствиями при выполнении работ возлагается на внешнего пилота сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы.

19. Эксплуатант опытного района, осуществляющий эксплуатацию сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в рамках экспериментального правового режима, должен обеспечить передачу данных о фактических условиях эксплуатации сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в режиме реального времени, в том числе:

маршрут полета;

истинную высоту полета;

путевую скорость полета;

идентификатор субъекта экспериментального правового режима;

регистрационный номер сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;

контактные данные внешнего пилота.

При обоснованном отсутствии технической возможности передачи данных в режиме реального времени субъект экспериментального правового режима обеспечивает их сохранение и передачу оператору экспериментального правового режима на съемных носителях информации или по сети передачи данных в течение 1 суток после завершения работы.

20. Для внесения средств защиты растений могут использоваться все типы препаратов, включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Не допускается превышение норм расхода действующего вещества и увеличение кратности обработок, указанных в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также применение пестицидов в период установленного срока ожидания (периода после последней обработки препаратами до сбора урожая).

Сельскохозяйственные беспилотные авиационные системы могут применяться для внесения средств защиты растений независимо от возможности использования других способов внесения.

Субъекты экспериментального правового режима обязаны соблюдать следующие требования безопасности при внесении средств защиты растений:

при внесении средств защиты растений применяются требования, установленные пунктом 282 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3;

с 1 января 2024 г. разрешается применять требования, установленные пунктом 279 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, при соблюдении следующих условий:

внесение средств защиты растений должно проводиться при скорости ветра не более 4 метров в секунду;

скорость полета беспилотного воздушного судна при внесении средств защиты растений не должна превышать 25 километров в час;

высота полета беспилотного воздушного судна при внесении средств защиты растений не должна превышать 2 метра над поверхностью обрабатываемых растений;

внесение средств защиты растений в почву (гранулы, растворы, порошки, сжиженные газы) разрешается только с помощью специальной аппаратуры (фумигаторы, аппликаторы);

рабочие растворы разрешается готовить:

на специальных растворных узлах и заправочных площадках (пунктах), территория которых должна быть забетонирована;

на временных площадках, при этом грунт утрамбовывают;

непосредственно в емкостях (баках).

Заправочные площадки выбирают с учетом расположения полей и культур, подлежащих обработке. На площадках должны находиться аппаратура для приготовления рабочих растворов, резервуары с водой, баки с герметичными крышками и приспособления для заполнения резервуаров опрыскивателя (насос, шланги), весы с разновесами, мелкий вспомогательный инвентарь, метеорологические приборы, а также аптечка, мыло, полотенце, рукомойник, средства индивидуальной защиты (респиратор, очки, перчатки), специальная одежда. Кроме тары с препаратами, на площадке должны находиться емкости с водой и гашеной известью. Для мытья рук, очистки специальной одежды вода должна соответствовать гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды;

до приготовления рабочего раствора и перед заполнением емкости опрыскивателя необходимо еще раз проверить соответствие препаратов их наименованию и назначению. Обязательной систематической проверке подлежит также качество приготовленного рабочего раствора (соответствие рабочего раствора заданной рецептуре);

перед началом работ по приготовлению рабочих растворов необходимо проверить исправность смесителей, наличие в баках фильтров и состояние мешалок;

доставку средств защиты растений к месту работы и заправку опрыскивателей следует осуществлять при помощи специальных или приспособленных заправщиков. Наполнение емкостей контролируется только по уровнемеру. Запрещается открывать люк и проверять наполнение визуально, а также заправлять опрыскиватели без наличия в них фильтров. При заполнении емкостей необходимо находиться с подветренной стороны. Нельзя допускать попадания препаратов на открытые части тела. При случайном попадании на открытые части тела работающего препарат нужно немедленно удалить с помощью ватных тампонов, а затем обмыть эти места мыльной водой;

количество препаратов, находящихся на площадке, не должно превышать норму однодневного использования;

запрещается оставлять без охраны средства защиты растений или приготовленные рабочие растворы;

при внесении необходимо внимательно следить за работой машин, а при опрыскивании - за соответствием давления в напорной магистрали скорости движения агрегата, соблюдением заданной нормы расхода. Не допускать образования огрехов и передозировки рабочей жидкости или средств защиты растений;

применение пестицидов в животноводстве, для борьбы с бытовыми насекомыми, обработки лесов против клещей и гнуса осуществляется в соответствии с руководством по медицинской дезинсекции "Р 3.5.2.2487-09. 3.5.2. Дезинсекция. Руководство по медицинской дезинсекции", утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2009 г.;

применение пестицидов для борьбы с переносчиком клещевого энцефалита должно осуществляться в соответствии с приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 9 апреля 1990 г. N 141.

21. Назначение радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, входящих в состав беспилотных авиационных систем, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным решением Государственной комиссии по радиочастотам.

Использование указанных радиоэлектронных средств при отсутствии оформленных в установленном порядке разрешительных документов на право использования радиочастотного спектра для организации каналов управления, контроля и передачи данных в соответствии с положениями Федерального закона "О связи" не допускается.