V. Особенности планирования и проведения эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в военное время

V. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

С получением соответствующих распоряжений на проведение эвакуации рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:

а) оповещение руководителей эвакуационных органов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

б) развертывание и приведение в готовность эвакуационных органов;

в) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;

г) формирование и вывод пеших колонн к исходным пунктам на маршрутах, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;

д) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

Эвакуация из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и временное размещение вне зон действия поражающих факторов, вызванных всеми видами чрезвычайных ситуаций, остается одним из основных способов защиты населения, направленных на снижение масштабов людских потерь и размеров материального ущерба от производственных аварий и природных катаклизмов, а также от последствий террористических акций.

Особенности проведения эвакуации рекомендуется определять характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

5.1. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются, как правило, следующие варианты эвакуации населения: заблаговременная или экстренная.

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия рекомендуется проводить заблаговременную эвакуацию населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты будет являться краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС рекомендуется проводить экстренную эвакуацию населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Экстренная эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

5.2. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальную эвакуацию рекомендуется проводить в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местную эвакуацию рекомендуется проводить в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом эваконаселение размещается, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.

Региональную эвакуацию рекомендуется осуществлять при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

5.3. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, могут быть выделены следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичную эвакуацию рекомендуется осуществлять при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, беременных женщин, учащихся школ, других образовательных учреждений и других категорий населения по решению органов управления, уполномоченных принимать решение на проведение эвакуации.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения рекомендуется осуществлять руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Планирование, подготовку и управление проведением эвакуации населения рекомендуется возлагать на созданные в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях эвакуационные органы. Порядок привлечения эвакуационных органов к организации и проведению эвакуации населения определяется конкретно складывающейся при чрезвычайной ситуации обстановкой.

Дополнительно к существующим эвакуационным органам для решения задач по организации и управлению при проведении экстренной эвакуации населения из зон ЧС рекомендуется создавать оперативные группы по эвакуации (ОГрЭ).

Эвакуацию населения рекомендуется планировать, организовывать и осуществлять по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, учащихся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

Экстренная эвакуация может осуществляться по территориальному принципу, то есть непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

5.4. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население рекомендуется эвакуировать транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывоза максимально возможного количества людей транспортом с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком. При этом вывод пешим порядком рекомендуется планировать и осуществлять лишь в исключительных случаях, при проведении экстренной эвакуации или недостатке транспорта.

Эвакуированное население рекомендуется размещать в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

В районах размещения рекомендуется:

обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС (располагаются вне зон их действия);

обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей (по первоочередным видам жизнеобеспечения);

контролировать санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае рекомендуется определять условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

При получении достоверного прогноза возникновения ЧС рекомендуется провести подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.

К подготовительным мероприятиям принято относить:

приведение в готовность эвакуационных органов и уточнение порядка их работы;

уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;

подготовка к развертыванию СЭП, ППЭ, ПЭП (при необходимости) пунктов посадки и высадки;

проверка готовности систем оповещения и связи;

приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

5.5. Из пострадавших в результате землетрясений районов в случае нарушения основных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации принимается, как правило, главой администрации субъекта Российской Федерации.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакуационных мероприятий при выходе из строя при землетрясении стационарных элементов территориальных систем оповещения, технических средств массовой информации рекомендуется осуществлять при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Сроки проведения эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны ЧС рекомендуется определять в соответствии с дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транспортных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС рекомендуется организовать их первоочередное жизнеобеспечение.

Из районов, пострадавших в результате землетрясения, рекомендуется проводить эвакуацию населения по производственно-территориальному принципу.

Эвакуацию рекомендуется осуществлять в один этап, как правило, с развертыванием СЭП в пострадавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения, можно использовать городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно размещено в палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, судах водного транспорта.

5.6. Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения рекомендуется принимать на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Критерии принятия решения на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения определяются соответствующими нормативными документами. Радиус зон возможных опасностей определяется в зависимости от типа аварийного реактора.

Эвакуацию населения рекомендуется производить в два этапа:

на первом этапе эвакуируемое население доставляется от мест посадки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;

на втором этапе эвакуируемое население выводится с ППЭ в спланированные места временного размещения.

При необходимости на ППЭ рекомендуется проводить замену или специальную обработку одежды и обуви.

На ППЭ производится, как правило, пересадка населения с "грязного" транспорта на "чистый" транспорт. Загрязненный транспорт после проведения специальной обработки рекомендуется использовать для перевозки эвакуируемого населения на загрязненной территории. "Чистый" транспорт рекомендуется использовать для вывоза населения с ППЭ до мест временного размещения.

Для проведения эвакуации населения при авариях на радиационно опасных объектах рекомендуется использовать для вывоза людей крытый транспорт, обладающий защитными свойствами от радиации.

В целях предотвращения необоснованного облучения, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5.6. В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) рекомендуется проводить экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения рекомендуется планировать заблаговременно по данным предварительного прогноза и производить из тех жилых домов и организаций, которые находятся в зоне возможного заражения.

Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрацию эвакуируемых рекомендуется производить непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии с выбросом АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение рекомендуется производить в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакуируемых в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

5.7. Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также, при необходимости, по прекращении действия селевого потока.

При заблаговременной и экстренной эвакуации население рекомендуется выводить (вывозить) с пути возможного продвижения селевого потока - территории, которая может служить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока рекомендуется проводить заблаговременную эвакуацию населения. Заблаговременная эвакуация проводится, как правило, в один этап по территориальному принципу с развертыванием СЭП или без них.

При формировании селевого потока рекомендуется проводить экстренную эвакуацию населения. Экстренная эвакуация проводится, как правило, по территориальному принципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население по заранее установленным маршрутам выводится за границы этой зоны. На втором этапе в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов рекомендуется проводить сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его к местам временного размещения.

5.8. Эвакуацию населения из лавиноопасных районов рекомендуется проводить при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращении их схода в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.

При угрозе схода снежных лавин проводится заблаговременная эвакуация населения. При заблаговременной эвакуации за пределы поражаемых лавиной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые (в силу особенностей застройки) могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в результате схода лавины ожидаемой мощности.

После схода лавин, при необходимости, проводится экстренная эвакуация. При этом временно проживающему на территории населению, пострадавшему в результате схода лавины (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпийских лагерях), предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эвакуируется в ближайшие нелавиноопасные районы.

5.9. Эвакуацию населения из зон катастрофического затопления рекомендуется проводить при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в паводок в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения рекомендуется проводить заблаговременную эвакуацию. Она носит, как правило, локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуацию рекомендуется проводить по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуацию рекомендуется проводить по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эвакуируемое население рекомендуется вывозить (выводить) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставлять в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения рекомендуется производить экстренную эвакуацию из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуацию рекомендуется производить исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.

При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом оперативным группам, сформированным из личного состава СЭП, рекомендуется организовать вывоз (вывод) эвакуируемого населения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.

В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток (недель).