2.1. Перед началом работы машинист крана должен:
надеть спецодежду и спецобувь, подготовить и проверить исправность других СИЗ, предусмотренных технологией производства работ. Спецодежду застегнуть на все пуговицы (молнии), свободные концы заправить. Карманы спецодежды освободить от посторонних предметов с острыми концами (краями). Снять с себя ювелирные украшения (кольца, цепочки, браслеты и т.п.);
получить от непосредственного руководителя задание на выполнение работ и ключ-марку на управление козловым краном в порядке, установленном в структурном подразделении;
пройти целевой инструктаж по охране труда;
ознакомиться с проектом производства работ (далее - ППР) или технологической картой (далее - ТК), разработанных для проведения погрузочно-разгрузочных работ и размещения грузов;
ознакомиться с записями в вахтенном журнале;
осмотреть место производства погрузочно-разгрузочных работ, зону перемещения груза и убедиться в отсутствии на кране и подкрановом пути ремонтного персонала и посторонних лиц;
убедиться в наличии ограждения и обозначения предупредительными знаками места производства работ козловым краном, оснащенным грейфером или электромагнитом;
ознакомиться с порядком, местом складирования и характером грузов, подлежащих перемещению (габариты, масса, опасные свойства и др.) и схемой строповки;
проверить устройства для зацепки груза в соответствии со схемой строповки. Масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность крана;
осмотреть крановые пути и тупиковые упоры и убедиться в отсутствии посторонних предметов на подкрановых путях;
провести осмотр крана, грузозахватных механизмов, приспособлений и тары.
2.2. При проверке СИЗ следует убедиться, что они соответствуют следующим требованиям:
каска защитная не должна иметь механических повреждений корпуса, нарушения целостности внутренней оснастки. Применять каску, попавшую под удар, и с истекшим сроком эксплуатации запрещается;
защитные очки, респираторы, защитные рукавицы (перчатки) не должны иметь механических повреждений и загрязнений;
диэлектрические перчатки не должны иметь каких-либо дефектов и повреждений (отверстия, трещины, пузыри, надрезы, неоднородные включения не каучукового характера, проводящие электрический ток, складки, защемления, раковины), загрязнений и увлажнений. Проверять отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток необходимо путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности;
диэлектрические ковры, боты и галоши не должны иметь механических повреждений (надрывов, разрезов, отслоений, наличия посторонних жестких включений и т.п.), загрязнений и увлажнений.
На диэлектрических перчатках, ботах и галошах должен быть нанесен штамп с датой следующего очередного испытания. Использовать диэлектрическую обувь и перчатки с истекшим сроком испытания запрещается.
2.3. При осмотре крана перед началом работы машинист должен:
осмотреть кран визуально в доступных местах (без выхода на конструкции крана) и убедиться в исправности металлоконструкции, сварных, заклепочных и болтовых соединений, ходовой части, противоугонных захватов, блокировочных устройств;
проверить наличие и исправность рабочего освещения крана и зоны производства работы;
проверить наличие таблички с обозначениями учетного и заводского номеров крана, паспортной грузоподъемности и дат следующих технических освидетельствований (полного и частичного);
проверить состояние электродвигателей в доступных местах, троллеи или гибких токоподводящих кабелей, токоприемников, панелей управления, защитного заземления;
проверить закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов крана, перил и ограждений галерей, площадок, лестниц крана;
проверить в кабине управления состояние пола (отсутствие выбоин, неровностей, масляных пятен и т.п.), остекления окон, наличие и исправность защитных ограждений нижних и боковых смотровых окон, в том числе дополнительного наружного ограждения нижнего смотрового окна;
проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;
осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
проверить наличие закрытых калиток и предупредительных плакатов в местах выхода на галереи;
убедиться в отсутствии посторонних предметов на металлоконструкции крана, которые могут при движении упасть с крана;
проверить наличие и исправность звукового сигнального устройства;
проверить наличие и состояние диэлектрического ковра, диэлектрических перчаток и галош (бот) в кабине крана;
проверить комплектность средств пожаротушения, наличие свободных проходов к местам входа и выхода;
проверить наличие аптечки первой помощи.
Осмотр крана в темное время суток следует производить только при достаточном освещении зоны производства работ <6>.
--------------------------------
<6> ГОСТ Р 54984-2012. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля.
2.4. При осмотре крана машинист должен использовать защитные рукавицы, защитную каску и, при необходимости, светильник с автономным питанием, систему обеспечения безопасности работ на высоте.
2.5. При проведении осмотра все механизмы крана должны быть отключены, а на рукоятке главного рубильника вывешен знак безопасности "Не включать - работают люди".
2.6. При осмотре и подготовке крана к работе машинисту запрещается:
самостоятельно ремонтировать узлы, механизмы, приборы, электро- и прочее оборудование крана, а также троллейные провода и токоприемники;
осматривать и чистить кран при включенном рубильнике, установленном в кабине, и подключать кран к источнику электропитания;
производить осмотр крана при наличии на нем груза в подвешенном состоянии;
касаться неизолированных токоведущих частей электрооборудования, находящегося под напряжением;
2.7. Машинисту крана запрещается приступать к работе, если в результате осмотра крана обнаружены:
трещины или остаточные деформации в металлоконструкции крана, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций крана;
неработоспособность заземления, электрооборудования, указателей, ограничителей (ограничители рабочих параметров и ограничители рабочих движений), регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защитных ограждений;
недопустимый износ ходовых колес, элементов механизмов и тормозов;
повреждение или отсутствие зажимов крепления канатов или ослабление их болтов;
повреждение грузового каната с числом обрывов проволок или износом, превышающим установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также с оборванной прядью или местным повреждением;
наличие дефектов механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;
повреждение деталей тормозов или механизмов крана;
превышение износа крюка в зеве 10% и более от первоначальной высоты сечения, а также неисправность устройства, замыкающего зев крюка, и нарушение крепления крюка в обойме;
неисправность или отсутствие блокировки, звукового сигнального прибора, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;
повреждение канатных блоков или полиспастов;
повреждение или отсутствие ограждений механизмов, нижних и боковых окон в кабине крана, токоведущих частей электрооборудования;
отсутствие или повреждение заземления;
неисправность кранового пути и (или) тупиковых упоров;
повреждение или отсутствие противоугонных средств;
истечение срока технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра крана.
2.8. При подъеме (спуске) по лестнице на кран машинист должен держаться за поручни обеими руками.
2.9. После осмотра крана перед пуском его в работу машинист должен опробовать вхолостую и проверить исправность действия всех механизмов и оборудования, в том числе электрической аппаратуры, тормозной системы, блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране.
2.10. При выявлении неисправностей козлового крана машинист, не приступая к работе, должен отключить кран с помощью рубильника, сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и доложить об этом непосредственному руководителю и лицу, ответственному за содержание подъемных сооружений (далее - ПС) в работоспособном состоянии.
Устранение неисправностей козлового крана осуществляет ремонтный персонал структурного подразделения. До устранения выявленной неисправности с подтверждением соответствующей записью в вахтенном журнале приступать к работе на кране машинисту запрещается.
2.11. При осмотре съемных грузозахватных приспособлений (далее также - СГП, стропы) машинист крана должен убедиться в их исправности и в наличии на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности.
При проверке СГП следует применять защитные рукавицы.
2.12. Запрещается эксплуатация СГП (цепных и канатных строп, колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев), у которых:
имеются трещины любых размеров и расположения;
отсутствуют или повреждены маркировочные бирки;
имеются трещины на опрессовочных втулках;
повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
имеется смещение каната в заплетке или втулках;
отсутствуют или повреждены предохранительные замки на крюках;
имеется износ поверхности элементов или местные вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
имеются остаточные деформации, приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
имеются места сосредоточения обрывов проволок;
имеется поверхностный и внутренний износ и коррозия;
имеется разрыв одной или нескольких прядей;
имеется местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
уменьшена площадь поперечного металлического сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
имеется деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;
имеются повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
имеется интенсивность возрастания остаточного удлинения после приработки каната;
имеются повреждения резьбовых соединений и других креплений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875