3.7. Особенности создания цифровых копий аудиовизуальных документов

Особенности создания цифровых копий аудиовизуальных документов обусловлены спецификой процессов создания этих документов, а также их учета и обеспечения сохранности в архивах. К аудиовизуальным документам относятся: кино-, фото-, фонодокументы, видеофонограммы.

Перед оцифровкой аудиовизуальных документов следует провести проверку их физико-химического, технического и биологического состояния <50> (технический контроль), включающую выявление наличия повреждений и дефектов механического, физико-химического и биологического происхождения; проверку качества изображения (для кино-, фотодокументов и видеофонограмм) и звучания (для фонодокументов, звуковых кинодокументов и видеофонограмм).

--------------------------------

<50> П. 11.1 Правил 2020 г.

Для кинопленок и магнитных лент на ТАЦ-основе прежде всего проводится оценка степени их химического разложения в результате возникновения "уксусного синдрома". Для кинопленок на нитрооснове определяют наличие признаков разложения эмульсионного слоя - гидролиза желатина (эмульсионный слой липкий, витки кинопленки во время намотки склеиваются) - и основы (рулон кинопленки стал мягким, витки слиплись в сплошную массу, поверхность покрылась пеной, выделяется сильный запах оксидов азота) <51>.

--------------------------------

<51> Инструкция по обеспечению сохранности кинофотофонодокументов на нитрооснове в государственных архивах: утв. Приказом Главного архивного управления при Совете министров СССР от 7 июля 1983 г. N 185. URL: http://www.infosait.ru/norma_doc/5/5122/index.htm.

Для пленочных носителей проверяются целостность ракордов и перфорации, наличие и величина усадки, наличие и качество склеек <52>.

--------------------------------

<52> ОСТ 19 147-83. Материалы фильмовые. Дефекты. Термины и определения.

Аудиовизуальные документы с плесневым поражением/следами плесени должны выдаваться для оцифровки только после полного цикла антисептической обработки во избежание заражения спорами плесени аппаратуры для оцифровки.

В процессе выполнения указанных технологических операций проверяют правильность данных о состоянии аудиовизуальных документов в технических паспортах (паспортах технических характеристик), прилагаемых к аудиовизуальным документам <53>. При необходимости в них вносят дополнения. По результатам проверки составляется акт технической экспертизы (акт технического состояния), в котором приводят заключение о пригодности аудиовизуальных документов к использованию (оцифровке).

--------------------------------

<53> П. 37.12 Правил 2020 г.

Одновременно с проверкой проводится обработка документов: чистка материальных носителей аудиовизуальных документов и реставрационные работы при необходимости. После завершения комплекса работ, связанных с процессами реставрации аудиовизуальных документов, вновь проводят контроль их состояния. Сведения о проведенной реставрации вносят в технический паспорт и акт технической экспертизы, в котором приводят заключение о пригодности аудиовизуальных документов к использованию (оцифровке).

При оцифровке аудиовизуальных документов рабочее пространство и поверхности должны быть чистыми и незагроможденными. Разглаживать поврежденную поверхность фотоотпечатка следует только в процессе реставрации.

В случае если аналоговые носители хранятся в конвертах и (или) в рамках, не подходящих для оцифровывающего оборудования, их извлечение и монтаж в специализированные рамки должны производиться только с помощью пинцетов. После окончания процесса оцифровки каждый отдельный кадр должен быть немедленно возвращен в собственную упаковку.

Необходимо избегать контакта с документом со стороны слоя фотоэмульсии, недопустимо завязывание нитей в отверстиях перфорации, использование утяжелителей для выравнивания пленочного носителя.

Перед размещением кадра в сканирующем устройстве должно производиться его (кадра) обеспыливание с помощью специальных средств (груш). Перед началом сканирования пленочных носителей необходимо принять меры по снятию статического электричества и механического напряжения. Также следует соблюдать меры предосторожности при заправке пленки в сканер, лентопротяжный механизм, осуществлять контроль прохождения пленки, перемотку после оцифровки.

При оцифровке фотодокументов на стекле необходимо строго следить за целостностью носителя (стекла) и предотвращать любую возможность падения или скола.

Требования к процессу оцифровки микроносителей в целом совпадают с требованиями к оцифровке документов на пленочных носителях <54>.

--------------------------------

<54> Изготовление цифровых копий фонда пользования с микроформ архивных документов: регламент/рук. темы Г.З. Залаев, отв. исп. А.В. Тихонов, исп. Н.В. Глищинская, С.Л. Новиков. М., 2012. 61 с.

По окончании рабочего дня документы должны быть либо возвращены в хранилище, либо закрыты в специализированный шкаф (климатическую камеру).

Первичный контроль качества цифровых копий всех поколений аудиовизуальных документов осуществляется работником, проводящим их оцифровку, путем визуального просмотра полученных цифровых копий на предмет резкости, отсутствия размытия изображения (для кино-, фотодокументов и видеофонограмм) и оценки качества звучания (для фонодокументов и видеофонограмм).

Итоговый контроль качества оцифровки аудиовизуальных документов проводится работником подразделения, ответственного за оцифровку, по мере ее выполнения и обработки документов методом визуального просмотра (прослушивания) цифровых копий документов и их описаний. Также применяется комбинация методов контроля:

- сравнение подлинников документов с их электронными копиями;

- сверка соответствия числа электронных файлов числу единиц учета аудиовизуальных документов;

- проверка правильности маркировки файлов.

Контроль качества изготовленных цифровых копий фонодокументов также может осуществляться на основе анализа их амплитудно-частотных характеристик, отображаемых на мониторе персонального компьютера, на котором производится оцифровка, с последующим прослушиванием отдельных фрагментов. Цифровая копия должна соответствовать оригиналу, потеря информации или включение отсутствующей в оригинале информации не допускаются. Цифровые копии должны быть четко сфокусированы. Оттенки, глубина и насыщенность цвета копий должны быть максимально приближены к оригиналу и максимально единообразны в пределах одного документа.

При неудовлетворительном качестве цифровых копий (изображение нечеткое, искаженное, в фонограмме появились посторонние шумы и т.д.) проводится повторная оцифровка документов.

После завершения технологического процесса оцифровки аналоговых аудиовизуальных документов и перед размещением их в хранилищах эти документы вновь подвергают техническому контролю (обратному контролю). Технический контроль рекомендуется проводить тому же контролеру, который подготавливал документ к выдаче.

В ходе проверки физико-технического состояния устанавливается наличие повреждений и дефектов механического, физико-химического и иного происхождения, в том числе должны быть проверены геометрические размеры носителей. Также должна быть проведена проверка качества изображения (для кино-, фотодокументов и видеофонограмм) и звучания (для фонодокументов, звуковых кинодокументов и видеофонограмм).

При проверке сверяют данные текущего состояния документа с информацией, занесенной в соответствующий акт технической экспертизы перед оцифровкой. В акте проставляют дату обратного контроля, указывают вид работы, дают заключение о результатах контроля, вносят фамилию технолога. При появлении дополнительных повреждений документа, возникших в процессе оцифровки, делают соответствующие отметки в акте. При отсутствии специального отдела (участка) технического контроля акты хранятся в структурном подразделении, отвечающем за обеспечение сохранности документов по фондам, при нефондовом хранении - по видам документов (коллекциям): кино-, фото-, фоно-, видеодокументы.