4.1. Действия при возникновении аварии или аварийной ситуации

4.1.1. Дежурный по горке, получивший информацию об аварийной ситуации, должен действовать в соответствии с нормативными документами и утвержденным планом ликвидации аварий, согласовать действия с руководителем смены, информировать причастных любыми доступными средствами связи.

4.1.2. О ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, необходимо незамедлительно оповещать любыми доступными средствами связи руководителя смены или руководителя станции.

При наличии пострадавших немедленно организовать или принять участие (с соблюдением мер личной безопасности) в оказании пострадавшим первой помощи, выводу их из опасной зоны.

4.1.3. При возгорании, утечке, просыпании опасного вещества, повреждении тары или железнодорожного подвижного состава с опасным грузом и других происшествиях, которые могут привести к аварийной ситуации (взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей и животных, опасным последствиям для природной среды), а также, в случаях, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры с опасными грузами, необходимо действовать совместно с руководителем смены оперативно, с соблюдением мер безопасности, установленных требованиями аварийной карточки.

При обнаружении на железнодорожном подвижном составе, груженном опасными грузами, парения, резкого запаха, шипения сжатого газа, течи опасного груза и т.д. дежурный по горке должен немедленно покинуть опасную зону, сообщить о возникновении инцидента руководителю смены, используя любые средства связи.

4.1.4. В случае обнаружения на территории железнодорожной станции разлива или рассыпания опасных или вредных веществ из подвижного состава необходимо:

обойти опасное место с противоположной стороны от направления ветра;

немедленно сообщить о происшествии руководителю смены;

принять меры к устранению нарушений (согласно требованиям нормативных документов).

4.1.5. В случае обнаружения нарушения габаритов погрузки или складирования грузов на железнодорожных путях дежурный по горке должен доложить руководителю смены и согласовать с ним дальнейшие действия, при необходимости принять меры к остановке подвижного состава.

4.1.6. При обнаружении подозрительных предметов необходимо изолировать к ним доступ и немедленно сообщить об этом руководителю смены. Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным подозрительным предметом.

4.1.7. В случае противоправных действий посторонних лиц запрещается вступать с ними в спор, прибегать к резким выражениям или совершать какие-либо действия, провоцирующие осложнение обстановки.

4.1.8. В случаях обнаружения неисправностей, угрожающих жизни и здоровью людей, при проследовании поезда без установленных поездных сигналов необходимо (при возможности) подавать сигнал остановки поезду, маневровому составу или отдельно идущему локомотиву, принимать незамедлительные меры к его остановке, устранению неисправности и (или) к ограждению опасного места.

В случае получения от руководителя смены команды на принятие мер к остановке движущегося подвижного состава (вагона, группы вагонов) необходимо заблаговременно уложить тормозные башмаки и отойти в безопасную зону. При выбивании тормозного башмака из-под ската вагона запрещается предпринимать любые меры для повторной укладки тормозного башмака под колесную пару движущегося подвижного состава. Тормозной башмак, выбитый из-под ската вагона, необходимо брать только в рукавицах и после прохода подвижного состава.

4.1.9. При обнаружении запаха газа или прорыве трубопроводов (водоснабжения, канализации, отопления и других) необходимо немедленно сообщить руководителю смены для вызова соответствующей специализированной аварийной бригады. Для обеспечения безопасности транспорта и пешеходов оградить места вытекания из трубопроводов и установить предупреждающие знаки.

4.1.10. Работник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан:

определить для себя безопасное местонахождение для исключения прохода в опасную зону;

немедленно принять меры к ограждению (при возможности) опасного места любыми подручными средствами и сообщить об этом руководителю смены.

Запрещается:

приближаться к оборванным, провисающим, лежащим на земле, деревьях, балластной призме или шпалах проводам контактной сети и воздушных линий электропередачи на расстояние менее 8 метров до их заземления;

касаться опор контактной сети в случае обнаружения обрыва контактного провода;

прикасаться к частям подвижного состава при касании подвижного состава к оборванному контактному проводу;

в случае падения на провода самопроизвольно упавшего или спиленного дерева, его частей (сучьев, веток) приближаться на расстояние менее 8 м к стволу или к веткам до снятия напряжения с воздушной линии или с контактной сети и их заземления;

покидать до устранения аварийной ситуации железнодорожный подвижной состав при падении оборванного провода контактной сети или воздушной линии электропередачи на его корпус.

Если работник в момент падения оборванного провода контактной сети или воздушной линии электропередачи на корпус железнодорожного подвижного состава находился снаружи железнодорожного подвижного состава, то необходимо отойти от него, как от лежащего на земле оборванного провода. О создавшемся положении необходимо сообщить руководителю смены.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шагового напряжения"), необходимо выйти, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

(п. 4.1.10 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 13.10.2025 N 2148/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1.11. С приближением грозы при нахождении на железнодорожных путях необходимо укрыться в закрытых помещениях, а при удаленности от них - в небольших углублениях на склонах холмов или склонах (откосах) насыпей или выемок.

Во время грозы запрещается:

прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (опорам, столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м;

находиться на возвышенных местах и открытых равнинах;

держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы.

(п. 4.1.11 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 13.10.2025 N 2148/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1.12. При наступлении сложных метеорологических условий (обледенении, гололеде, ледяном дожде, тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, метели) необходимо производить работу с принятием дополнительных мер безопасности (с применением песко-соляной смеси для устранения скольжения, дополнительного освещения и других необходимых мер).

4.1.13. При обнаружении на территории железнодорожной станции диких животных или животных без владельцев необходимо:

незамедлительно сообщить руководителю смены;

исключить контакт с животным, не делать резких движений, не смотреть животному в глаза, постараться незаметно удалиться, но не бежать, не поворачиваться к животному спиной;

исключить случаи прикормки животного, привлечения и раздражения животного фотофиксацией и другими факторами.

4.1.14. При обнаружении на территории железнодорожной станции змей необходимо:

сохранять спокойствие, не делать резких движений, не разворачиваться к змее спиной;

об обнаружении змеи незамедлительно сообщить руководителю смены.