Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

152.8. Планируемые результаты освоения географии

152.8. Планируемые результаты освоения географии.

152.8.1. Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края;

2) гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения с учетом осознания последствий для окружающей среды;

4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;

5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;

7) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

8) экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

152.8.2. В результате изучения географии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

152.8.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учетом предложенной географической задачи;

выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

152.8.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

152.8.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

оценивать надежность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

систематизировать географическую информацию в разных формах.

152.8.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

152.8.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте.

152.8.2.6. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

152.8.2.7. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля и рефлексии;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого.

152.8.3. Предметные результаты освоения программы по географии. К концу 5 класса обучающийся научится:

приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

иметь представление о вкладе великих путешественников в изучение Земли;

описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

применять понятия "план местности", "географическая карта", "аэрофотоснимок", "ориентирование на местности", "стороны горизонта", "азимут", "горизонтали", "масштаб", "условные знаки" для решения учебных и практико-ориентированных задач;

различать понятия "план местности" и "географическая карта", "параллель" и "меридиан";

приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

описывать внутреннее строение Земли;

различать понятия "земная кора"; "ядро", "мантия"; "минерал" и "горная порода";

различать понятия "материковая" и "океаническая" земная кора;

различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

различать горы и равнины;

классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

называть причины землетрясений и вулканических извержений;

применять понятия "литосфера", "землетрясение", "вулкан", "литосферная плита", "эпицентр землетрясения" и "очаг землетрясения" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

применять понятия "эпицентр землетрясения" и "очаг землетрясения" для решения познавательных задач;

распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

классифицировать острова по происхождению;

приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).

152.8.4. Предметные результаты освоения программы по географии. К концу 6 класса обучающийся научится:

описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать ее из различных источников;

приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;

сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

применять понятия "гидросфера", "круговорот воды", "цунами", "приливы и отливы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

классифицировать объекты гидросферы (моря, озера, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;

различать питание и режим рек;

сравнивать реки по заданным признакам;

различать понятия "грунтовые, межпластовые и артезианские воды" и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;

приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

называть причины образования цунами, приливов и отливов;

описывать состав, строение атмосферы;

определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;

объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;

различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;

устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;

сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;

различать виды атмосферных осадков;

различать понятия "бризы" и "муссоны";

различать понятия "погода" и "климат";

различать понятия "атмосфера", "тропосфера", "стратосфера", "верхние слои атмосферы";

применять понятия "атмосферное давление", "ветер", "атмосферные осадки", "воздушные массы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;

называть границы биосферы;

приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;

различать растительный и животный мир разных территорий Земли;

объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;

сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;

применять понятия "почва", "плодородие почв", "природный комплекс", "природно-территориальный комплекс", "круговорот веществ в природе" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;

приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.

152.8.5. Предметные результаты освоения программы по географии. К концу 7 класса обучающийся научится:

описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

иметь представление о строении и свойствах (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;

распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;

определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;

различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;

приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;

описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;

выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации;

называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учетом характера взаимодействия и типа земной коры;

устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;

классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;

объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров;

применять понятия "воздушные массы", "муссоны", "пассаты", "западные ветры", "климатообразующий фактор" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

описывать климат территории по климатограмме;

объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;

формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации;

различать океанические течения;

сравнивать температуру и соленость поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников географической информации;

объяснять закономерности изменения температуры, солености и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации;

характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;

сравнивать плотность населения различных территорий;

применять понятие "плотность населения" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

различать городские и сельские поселения;

приводить примеры крупнейших городов мира;

приводить примеры мировых и национальных религий;

проводить языковую классификацию народов;

различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;

определять страны по их существенным признакам;

сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран;

объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению.

152.8.6. Предметные результаты освоения программы по географии. К концу 8 класса обучающийся научится:

характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских ученых и путешественников в освоение страны;

характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;

различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;

приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;

оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;

проводить классификацию природных ресурсов;

распознавать типы природопользования;

находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;

находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;

сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

иметь представление о географических процессах и явлениях, определяющих особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;

объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;

применять понятия "плита", "щит", "моренный холм", "бараньи лбы", "бархан", "дюна" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

применять понятия "солнечная радиация", "годовая амплитуда температур воздуха", "воздушные массы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

различать понятия "испарение", "испаряемость", "коэффициент увлажнения"; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;

использовать понятия "циклон", "антициклон", "атмосферный фронт" для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

проводить классификацию типов климата и почв России;

распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;

приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесенных в Красную книгу России;

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;

приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, ее отдельных регионов и своего края;

проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

применять понятия "рождаемость", "смертность", "естественный прирост населения", "миграционный прирост населения", "общий прирост населения", "плотность населения", "основная полоса (зона) расселения", "урбанизация", "городская агломерация", "поселок городского типа", "половозрастная структура населения", "средняя прогнозируемая продолжительность жизни", "трудовые ресурсы", "трудоспособный возраст", "рабочая сила", "безработица", "рынок труда", "качество населения" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

152.8.7. Предметные результаты освоения программы по географии. К концу 9 класса обучающийся научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач;

выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;

применять понятия "экономико-географическое положение", "состав хозяйства", "отраслевая, функциональная и территориальная структура", "условия и факторы размещения производства", "отрасль хозяйства", "межотраслевой комплекс", "сектор экономики", "территория опережающего развития", "себестоимость и рентабельность производства", "природно-ресурсный потенциал", "инфраструктурный комплекс", "рекреационное хозяйство", "инфраструктура", "сфера обслуживания", "агропромышленный комплекс", "химико-лесной комплекс", "машиностроительный комплекс", "металлургический комплекс", "ВИЭ", "ТЭК", для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;

различать территории опережающего развития, Арктическую зону и зону Севера России;

классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;

находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии на основе ВИЭ;

различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);

различать ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и ее регионов;

различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;

различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;

показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;

использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учетом экологической безопасности;

критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики;

оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;

сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;

формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;

приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;

характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.

152.9. Поурочное планирование

Таблица 20

5 класс

N урока

Тема урока

Количество часов на практические работы

Урок 1

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления

Урок 2

Географические методы изучения объектов и явлений. Практическая работа "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных"

0,5

Урок 3

Представления о мире в древности. Практическая работа "Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам"

0,5

Урок 4

География в эпоху Средневековья

Урок 5

Эпоха Великих географических открытий

Урок 6

Первое кругосветное плавание. Карта мира после эпохи Великих географических открытий

Урок 7

Географические открытия XVII - XIX вв. Поиски Южной Земли - открытие Австралии

Урок 8

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция

Урок 9

Географические исследования в XX в. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа "Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды"

0,5

Урок 10

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки

Урок 11

Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа "Определение направлений и расстояний по плану местности"

0,5

Урок 12

Глазомерная, полярная и маршрутная съемка местности

Урок 13

Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф

Урок 14

Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения. Практическая работа "Составление описания маршрута по плану местности"

0,5

Урок 15

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты

Урок 16

Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Географические координаты. Практическая работа "Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам"

0,5

Урок 17

Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Практическая работа "Определение направлений и расстояний по карте полушарий"

0,5

Урок 18

Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин

Урок 19

Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Система космической навигации. Геоинформационные системы. Профессия картограф

Урок 20

Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по разделу "Изображения земной поверхности"

Урок 21

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия

Урок 22

Движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

Урок 23

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Тропики и полярные круги

Урок 24

Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Практическая работа "Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России"

0,5

Урок 25

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Земля - планета Солнечной системы"

Урок 26

Литосфера - твердая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли

Урок 27

Строение земной коры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород

Урок 28

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог

Урок 29

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил

Урок 30

Человек и литосфера

Урок 31

Резервный урок. Контрольная работа по теме "Литосфера - каменная оболочка Земли"

Урок 32

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Практическая работа "Описание горной системы или равнины по физической карте"

0,5

Урок 33

Рельеф дна Мирового океана. Острова, их типы по происхождению

Урок 34

Сезонные изменения. Практическая работа "Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой"

0,5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 3

Таблица 20.1

6 класс

N урока

Тема урока

Количество часов на практические работы

Урок 1

Гидросфера и методы ее изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы

Урок 2

Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Соленость и температура океанических вод. Океанические течения

Урок 3

Мировой океан и его части

Урок 4

Движения вод Мирового океана. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана

Урок 5

Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки. Практическая работа "Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам"

0,5

Урок 6

Озера. Профессия гидролог. Практическая работа "Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации"

0,5

Урок 7

Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использования. Минеральные источники

Урок 8

Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Многолетняя мерзлота

Урок 9

Человек и гидросфера. Практическая работа "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы"

0,5

Урок 10

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Гидросфера - водная оболочка Земли"

Урок 11

Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы

Урок 12

Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха

Урок 13

Годовой ход температуры воздуха

Урок 14

Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров

Урок 15

Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Облака и их виды. Туман

Урок 16

Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков

Урок 17

Погода и ее показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа "Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров"

0,5

Урок 18

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря

Урок 19

Человек и атмосфера. Адаптация человека к климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере

Урок 20

Профессия метеоролог. Практическая работа "Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды"

0,5

Урок 21

Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог

Урок 22

Резервный урок. Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме "Атмосфера - воздушная оболочка"

Урок 23

Биосфера - оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог

Урок 24

Растительный и животный мир Земли. Его разнообразие. Практическая работа "Характеристика растительности участка местности своего края"

0,5

Урок 25

Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах

Урок 26

Жизнь в океане. Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой

Урок 27

Контрольная работа

Урок 28

Резервный урок. Контрольная работа по теме "Биосфера - оболочка жизни"

Урок 29

Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы

Урок 30

Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс

Урок 31

Природные комплексы своей местности. Практическая работа "Характеристика локального природного комплекса"

0,5

Урок 32

Круговороты веществ на Земле

Урок 33

Почва, ее строение и состав. Охрана почв

Урок 34

Резервный урок. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 3

Таблица 20.2

7 класс

N урока

Тема урока

Количество часов на практические работы

Урок 1

Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия

Урок 2

Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли. Практическая работа "Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон"

0,5

Урок 3

История Земли как планеты

Урок 4

Литосферные плиты и их движение

Урок 5

Материки, океаны и части света

Урок 6

Сейсмические пояса Земли. Практическая работа "Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте"

0,5

Урок 7

Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Практическая работа "Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа"

0,5

Урок 8

Полезные ископаемые

Урок 9

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Литосфера и рельеф Земли"

Урок 10

Закономерности распределения температуры воздуха

Урок 11

Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле

Урок 12

Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры

Урок 13

Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли

Урок 14

Влияние климатических условий на жизнь людей. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины

Урок 15

Карты климатических поясов. Климатограмма. Практическая работа "Описание климата территории по климатической карте и климатограмме"

0,5

Урок 16

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Атмосфера и климаты Земли"

Урок 17

Мировой океан и его части

Урок 18

Система океанических течений. Влияние теплых и холодных океанических течений на климат

Урок 19

Соленость и карта солености поверхностных вод Мирового океана. Практическая работа "Выявление закономерностей изменения солености поверхностных вод Мирового океана и распространения теплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков"

0,5

Урок 20

Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия

Урок 21

Жизнь в океане. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана. Практическая работа "Сравнение двух океанов по предложенному учителем плану с использованием нескольких источников географической информации"

0,5

Урок 22

Обобщающее повторение по темам: "Атмосфера и климаты Земли" и "Мировой океан - основная часть гидросферы"

Урок 23

Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени

Урок 24

Методы определения численности населения, переписи населения. Практическая работа "Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам"

0,5

Урок 25

Размещение и плотность населения. Практическая работа "Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам"

0,5

Урок 26

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира

Урок 27

Мировые и национальные религии. География мировых религий

Урок 28

Хозяйственная деятельность людей. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира

Урок 29

Комплексные карты. Многообразие стран. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод. Практическая работа "Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам"

0,5

Урок 30

Африка. История открытия. Географическое положение

Урок 31

Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы. Практическая работа "Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе"

0,5

Урок 32

Африка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

Урок 33

Африка. Крупнейшие по территории и численности населения страны

Урок 34

Южная Америка. История открытия. Географическое положение

Урок 35

Южная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и азональные природные комплексы

Урок 36

Южная Америка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

Урок 37

Южная Америка. Крупнейшие по территории и численности населения страны

Урок 38

Австралия и Океания. История открытия. Географическое положение

Урок 39

Австралия и Океания. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Природные комплексы. Практическая работа "Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану"

0,5

Урок 40

Австралия и Океания. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

Урок 41

Практическая работа "Сравнение географического положения двух (любых) южных материков"

1

Урок 42

Практическая работа "Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки"

1

Урок 43

Практическая работа "Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам"

1

Урок 44

Антарктида - уникальный материк. Освоение человеком Антарктиды. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента

Урок 45

Обобщающее повторение "Южные материки". Контрольная работа по теме "Южные материки"

Урок 46

Северная Америка. История открытия и освоения

Урок 47

Северная Америка. Географическое положение

Урок 48

Северная Америка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод. Зональные и азональные природные комплексы

Урок 49

Северная Америка. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны

Урок 50

Северная Америка. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

Урок 51

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Северные материки. Северная Америка"

Урок 52

Евразия. История открытия и освоения

Урок 53

Евразия. Географическое положение

Урок 54

Евразия. Основные черты рельефа и определяющие его факторы

Урок 55

Евразия. Основные черты климата. Практическая работа "Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пояса"

0,5

Урок 56

Евразия. Основные черты внутренних вод и определяющие их факторы

Урок 57

Контрольная работа

Урок 58

Контрольная работа

Урок 59

Евразия. Зональные и азональные природные комплексы. Практическая работа "Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников информации"

0,5

Урок 60

Евразия. Население

Урок 61

Евразия. Политическая карта

Урок 62

Евразия. Крупнейшие по территории и численности населения страны

Урок 63

Евразия. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

Урок 64

Практическая работа "Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии"

1

Урок 65

Практическая работа "Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и другое)"

1

Урок 66

Резервный урок. Контрольная работа по теме "Северные материки". Обобщающее повторение по теме "Северные материки"

Урок 67

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Практическая работа "Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека"

0,5

Урок 68

Международное сотрудничество в охране природы. Глобальные проблемы человечества. Программа Организации Объединенных Наций и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 6

Таблица 20.3

8 класс

N урока

Тема урока

Количество часов на практические работы

Урок 1

История освоения и заселения территории современной России в XI - XVI вв.

Урок 2

Расширение территории России в XVI - XIX вв. Русские первопроходцы

Урок 3

Изменения внешних границ России в XX в.

Урок 4

Воссоединение Крыма с Россией. Практическая работа "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"

0,5

Урок 5

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России

Урок 6

Границы Российской Федерации. Страны - соседи России. Моря, омывающие территорию России

Урок 7

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России

Урок 8

Практическая работа "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон"

1

Урок 9

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие

Урок 10

Федеральные округа. Районирование. Виды районирования территории

1

Урок 11

Макрорегионы России. Крупные географические районы России. Практическая работа "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения"

Урок 12

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов

Урок 13

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Географическое пространство России"

Урок 14

Резервный урок. Обобщающее повторение по темам "История формирования и освоения территории России" и "Географическое положение и границы России"

Урок 15

Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации

Урок 16

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы

Урок 17

Практическая работа "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"

1

Урок 18

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица

Урок 19

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России

Урок 20

Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны

Урок 21

Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма

Урок 22

Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Древнее и современное оледенения

Урок 23

Практическая работа "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений"

1

Урок 24

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа

Урок 25

Особенности рельефа своего края. Практическая работа "Объяснение особенностей рельефа своего края"

0,5

Урок 26

Факторы, определяющие климат России

Урок 27

Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. Практическая работа "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды"

0,5

Урок 28

Распределение температуры воздуха по территории России

Урок 29

Распределение атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Практическая работа "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны"

0,5

Урок 30

Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики

Урок 31

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления

Урок 32

Особенности климата своего края. Практическая работа "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения"

0,5

Урок 33

Моря как аквальные природные комплексы

Урок 34

Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Практическая работа "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны"

0,5

Урок 35

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

0,5

Урок 36

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды

Урок 37

Ледники. Многолетняя мерзлота

Урок 38

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

Урок 39

Резервный урок. Контрольная работа по разделу "Природа России". Обобщающее повторение по темам: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые", "Климат и климатические ресурсы", "Моря России и внутренние воды"

Урок 40

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв

Урок 41

Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии

Урок 42

Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением

Урок 43

Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие

Урок 44

Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России

Урок 45

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

Урок 46

Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра

Урок 47

Природно-хозяйственные зоны России. Тайга

Урок 48

Природно-хозяйственные зоны России. Смешанные и широколиственные леса

Урок 49

Природно-хозяйственные зоны России. Степи и лесостепи

Урок 50

Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни

Урок 51

Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы европейской части России (Крымские горы, Кавказ, Урал)

Урок 52

Горные системы азиатской части России. Практическая работа "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах"

0,5

Урок 53

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Практическая работа "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации"

0,5

Урок 54

Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесенные в Красную книгу России

Урок 55

Динамика численности населения России в XX - XXI вв. и факторы, определяющие ее. Переписи населения России. Основные меры современной демографической политики государства

Урок 56

Естественное движение населения. Географические различия в пределах разных регионов России

Урок 57

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Природно-хозяйственные зоны"

Урок 58

Резервный урок. Обобщающее повторение по темам "Народы и религии России" и "Половой и возрастной состав населения России"

Урок 59

Миграции. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Практическая работа "Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона"

0,5

Урок 60

Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения. Плотность населения

Урок 61

Городское и сельское население. Виды городских и сельских населенных пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Роль городов в жизни страны

Урок 62

Сельская местность и современные тенденции сельского расселения

Урок 63

Резервный урок. Контрольная работа по темам "Численность населения России" и "Территориальные особенности размещения населения России"

Урок 64

Россия - многонациональное государство. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. Практическая работа "Построение картограммы "Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов Российской Федерации"

0,5

Урок 65

География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России

0,5

Урок 66

Половой и возрастной состав населения России

Урок 67

Половозрастные пирамиды. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни населения России. Практическая работа "Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид"

0,5

Урок 68

Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Качество населения и показатели, характеризующие его. Индекс человеческого развития (далее - ИЧР) и его географические различия. Практическая работа "Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения"

0,5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 6

Таблица 20.4

9 класс

N урока

Тема урока

Количество часов на практические работы

Урок 1

Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Факторы производства

Урок 2

Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. ВВП и ВРП. Экономические карты. "Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года". Геостратегические территории

Урок 3

Производственный капитал. Себестоимость и рентабельность производства. Условия и факторы размещения хозяйства. Практическая работа "Определение влияния географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства"

0,5

Урок 4

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Общая характеристика хозяйства России"

Урок 5

ТЭК. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Угольная промышленность

Урок 6

Нефтяная промышленность

Урок 7

Газовая промышленность

Урок 8

Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций. Практическая работа "Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах"

0,5

Урок 9

Электростанции, использующие возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения "Энергетической стратегии России на период до 2035 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р. Практическая работа "Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны"

0,5

Урок 10

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)"

Урок 11

Металлургический комплекс. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения "Стратегии развития черной и цветной металлургии России до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. N 4260-р

Урок 12

Место России в мировом производстве черных металлов. Особенности технологии производства черных металлов. География металлургии черных металлов: основные районы и центры

Урок 13

Место России в мировом производстве цветных металлов. Особенности технологии производства цветных металлов. География металлургии цветных металлов: основные районы и центры. Практическая работа "Выявление факторов, влияющих на себестоимость производства предприятий металлургического комплекса в различных регионах страны (по выбору)"

0,5

Урок 14

Машиностроительный комплекс. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Практическая работа "Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации"

0,5

Урок 15

География важнейших отраслей машиностроительного комплекса: основные районы и центры. Значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России

Урок 16

Резервный урок. Обобщающее повторение по темам "Металлургический комплекс" и "Машиностроительный комплекс"

Урок 17

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве химической продукции

Урок 18

Факторы размещения предприятий. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года

Урок 19

Лесопромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса

Урок 20

География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Практическая работа "Анализ документов "Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года" (главы 1, 3 и 11) и Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р (главы II и III, приложения N 1 и N 18), с целью определения перспектив и проблем развития комплекса"

0,5

Урок 21

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Химико-лесной комплекс"

Урок 22

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство и окружающая среда

Урок 23

Растениеводство и животноводство: география основных отраслей

Урок 24

Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Легкая промышленность и охрана окружающей среды

Урок 25

"Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года". Особенности АПК своего края. Практическая работа "Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК"

0,5

Урок 26

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Агропромышленный комплекс (АПК)"

Урок 27

Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Крупнейшие транспортные узлы. Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р

Урок 28

Морской и внутренний водный транспорт. Практическая работа "Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий"

0,5

Урок 29

География отдельных видов транспорта. Основные транспортные пути. Транспорт и охрана окружающей среды

Урок 30

Информационная инфраструктура. Основные линии связи. Проблемы и перспективы развития комплекса. Федеральный проект "Информационная инфраструктура"

Урок 31

Рекреационное хозяйство. Практическая работа "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

0,5

Урок 32

Резервный урок. Обобщающее повторение по теме "Инфраструктурный комплекс"

Урок 33

Государственная политика как фактор размещения производства. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 4146-р: основные положения

Урок 34

Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. Практическая работа "Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов"

0,5

Урок 35

Европейский Север России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

Урок 36

Европейский Север России. Особенности населения

Урок 37

Европейский Север России. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

Урок 38

Северо-Запад России. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

Урок 39

Северо-Запад России. Особенности населения и хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

Урок 40

Центральная Россия. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала

Урок 41

Центральная Россия. Особенности населения

Урок 42

Центральная Россия. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.