Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

81.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянского) языку на уровне основного общего образования

81.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянского) языку на уровне основного общего образования.

81.11.1. В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (эрзянском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (эрзянском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (эрзянского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (эрзянского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (эрзянскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других людей, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (эрзянском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, населенного пункта, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

81.11.2. В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

81.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

81.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

81.11.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

81.11.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (эрзянском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

81.11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

81.11.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других людей, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

81.11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

81.11.3. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать, что эрзянский национальный язык является богатством народа;

различать литературный и диалектный языки и их особенности;

различать понятия: устная и письменная речь;

понимать структуру текста: оглавление, тема, основная мысль, абзац и другое;

определять основные признаки разговорного, научного, художественного стилей;

различать и определять основные единицы языка (характеристика гласных и согласных звуков; лексическое значение, происхождение, использование слова; части слова; средства образования слов; словосочетание; предложение) и их признаки;

основным правилам эрзянской орфографии;

основным нормам эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормам речевого этикета;

писать план, конспект и аннотацию текста;

определять средства связи предложений в тексте и частей текста;

распознавать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые гласные и согласные звуки, сонорные и глухие гласные звуки;

пользоваться орфографическими словарями;

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов;

распознавать синонимы, антонимы и омонимы;

наблюдать за использованием слов в переносном значении, синонимов, антонимов, устаревших слов, неологизмов, диалектизмов в художественной и разговорной речи;

уместно использовать фразеологические обороты в речи;

пользоваться лингвистическими словарями разных типов (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологических словарем);

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

осуществлять морфемный и словообразовательный анализы слова;

определять основные единицы языка (звук; отличия звука и буквы; характеристика гласных и согласных звуков; лексическое значение, происхождение, использование слова; части слова; средства образования слов; словосочетание; предложение) и их признаки; узнавать их признаки; проводить разбор: фонетический, лексический, по составу слова; использовать их в речи;

правильно понимать значение устной и письменной информации (определять тему, основную, дополнительную мысль текста);

выделять микротемы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);

создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи (повествование, описание);

владеть различными видами монолога и диалога;

создавать письменные монологические и диалогические высказывания; правильно передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;

использовать при письме основные орфографические правила;

использовать нормы эрзянского речевого этикета (приветствие, прощание, поздравление).

81.11.4. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

различать виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

определять тему текста, основную мысль, структуру, особенности функционально-смысловых типов;

определять разряды местоимений по значению: личные, усилительно-личные, возвратно-личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные;

соблюдать при письме основные правила эрзянской орфографии;

соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

находить в тексте фразеологизмы и объяснять их значение;

распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), проводить их анализ и разбор; использовать в речи;

распознавать существительное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки, синтаксическую роль имени существительного;

правильно употреблять в письменной речи прописную букву и кавычки в собственных наименованиях;

правильно употреблять падежные формы существительных для выражения субъектных, объектных, определительных, обстоятельственных отношений;

определять особенности имени существительного в эрзянском языке по сравнению с русским;

различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа; имеющие форму только множественного числа;

определять склонение имен существительных: основное, указательное, притяжательное;

определять способы образования имен существительных;

осуществлять морфологический разбор имени существительного;

распознавать прилагательное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки, синтаксическую роль имени прилагательного;

правильно образовывать степени сравнения имен прилагательных;

различать качественные и относительные прилагательные;

определять способы образования прилагательных, образовывать прилагательные;

осуществлять морфологический разбор имени прилагательного;

сопоставлять имена прилагательные в эрзянском и в русском языках;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;

распознавать количественные, порядковые, разделительные, собирательные, дробные числительные;

различать простые, сложные и составные числительные;

осуществлять морфологический разбор имени числительного;

распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений;

определять особенности местоимений в эрзянском и русском языках;

правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в речи;

осуществлять морфологический разбор местоимений;

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

понимать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, сочинение);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; адекватно выражать факты и явления окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного эрзянского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации.

81.11.5. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать особенности функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) текста; взаимосвязь между текстом и рассказчиком;

понимать основные признаки и жанровые особенности публицистического, учебно-научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы, разговорной речи;

определять части речи (глагол, наречие, послелог, союз, частица, междометие), называть их признаки;

соблюдать при письме основные правила эрзянской орфографии (в рамках изученного);

определять начальную форму глагола, основу глагола, виды глагола (обозначающие многократное действие, однократное действие);

определять объектное спряжение глагола;

различать переходные и непереходные глаголы;

определять наклонения глагола: изъявительное, повелительное, сослагательное, условное, условно-сослагательное, желательное;

различать и образовывать причастия настоящего и прошедшего времени;

различать наречия образа действия, времени, места, меры и степени, причины и цели;

различать способы образования наречий в эрзянском языке;

соблюдать правила орфографии при написании наречий;

определять особенности наречия в эрзянском языке по сравнению с русским;

определять послелог, частицу (модальные частицы) и союз как служебные части речи;

определять междометие как особый разряд слов;

определять характерные черты финно-угорских языков;

распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки, синтаксическую роль глаголов;

образовывать отрицательную форму глагола;

правильно спрягать глаголы по лицам и числам в настоящем, будущем, и прошедшем времени;

осуществлять морфологический разбор глагола;

распознавать причастие как часть речи;

определять значение и основные грамматические признаки причастий;

определять синтаксическую роль причастия в предложении;

образовывать отрицательные формы причастий;

сопоставлять причастия в эрзянском и русском языках;

осуществлять морфологический разбор причастий;

распознавать деепричастие как часть речи;

определять синтаксическую роль деепричастия в предложении;

правильно образовывать утвердительную и отрицательную форму деепричастий;

сопоставлять деепричастия в эрзянском и русском языках;

осуществлять морфологический разбор деепричастия;

распознавать наречие как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль наречий;

распознавать наречия образа действия, времени, места, меры, причины;

правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени;

распознавать послелоги и использовать их в речи;

определять морфологические признаки послелогов;

распознавать группы послелогов по значению и употреблению: послелоги, указывающие место, время, причину, цель, меру и степень, притяжательность, сравнение, дополнение, комитативные послелоги;

образовывать послелоги;

осуществлять морфологический разбор послелогов;

определять значение и роль союзов в предложении;

распознавать простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с союзами;

сопоставлять союзы в эрзянском и русском языках;

определять разряды частиц по значению и употреблению: усилительные, выделительные, указательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные;

сопоставлять частицы в эрзянском и русском языках;

распознавать междометия и использовать их в речи;

правильно употреблять знаки препинания при междометиях в предложении;

сопоставлять междометия в эрзянском и русском языках;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, сочинение);

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного эрзянского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила эрзянской орфографии;

уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.

81.11.6. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

различать основные признаки и особенности разговорного, публицистического, научного, художественного стилей;

соблюдать при письме правила эрзянской орфографии (в рамках изученных правил);

различать тексты разных стилей и типов (повествование, описание, рассуждение), виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

различать главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, предложения с обращениями, бессоюзное сложное предложение;

распознавать единицы языка (именное и глагольное, свободное и устойчивое словосочетания, связи слов в предложении (управление, примыкание), односоставное и двусоставное простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами, оборотами), проводить синтаксический разбор, использовать их в речи;

соблюдать правила пунктуации в предложениях с оборотами, однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;

осуществлять перевод с русского на эрзянский язык текстов, состоящих из предложений с простой структурой;

объяснять значения национально маркированной лексики, используя словарь;

распознавать предложения распространенные и нераспространенные, двусоставные и односоставные, полные и неполные, употреблять их в устной и письменной речи;

различать однородные и неоднородные члены предложения;

распознавать предложения с обращениями;

соблюдать интонацию и правила пунктуации в предложениях с вводными конструкциями;

производить пунктуационный разбор осложненных простых предложений;

распознавать бессоюзное сложное предложение;

правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и неконкретная информация, связи между предложениями/отрывками, группировка фактов);

извлекать, группировать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации; свободно использовать словари, разную литературу;

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

создавать краткий рассказ по содержанию целого произведения или его части и/или писать изложение;

писать сочинение об одном герое на основе кинофильма (пьесы) или литературного произведения;

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое).

81.11.7. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать роль, историю эрзянского национального языка, как одного из государственных языков Республики Мордовия и как средство общения эрзянского народа;

различать и называть основные жанровые особенности разговорного, публицистического, делового, научного, художественного стилей;

называть и находить в тексте основные языковые единицы (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения, текст), их признаки;

соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

различать прямую и косвенную речь в предложениях;

распознавать и различать единицы языка (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения); проводить синтаксический разбор;

соблюдать правила пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях с прямой речью и смешанных сложных предложениях;

создавать текст на заданную тему;

толковать значения национально маркированных слов, используя словарь;

выделять в предложении прямую речь и слова автора;

трансформировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью;

выделять главное и придаточное предложения в составе сложного;

определять вид сложноподчиненного предложения;

распознавать безэквивалентные слова;

производить этнолингвокультурологический анализ слов;

правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и тайная информация), устанавливать связи между частями текста; группировать факты текста (текстов); определять логическую структуру текста;

понимать содержание текстов разных стилей и типов; различать и использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, сочинение, конспект);

отбирать и использовать языковые средства, исходя из темы, цели, сферы и ситуации речевого общения;

использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

создавать краткий текст по содержанию целого произведения или его части и/или писать изложение;

писать краткую рецензию, изложение по содержанию прочитанного произведения;

писать сочинение-рассуждение на заданные темы;

подготавливать и защитить доклад, конспект, реферат на заданные темы;

подготавливать тезисы и передавать в устной и письменной формах основную мысль произведения;

рассказывать и писать свою автобиографию;

переводить с русского на эрзянский язык тексты с осложненными конструкциями;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного эрзянского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

соблюдать нормы эрзянского речевого этикета;

осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления.

(п. 81 в ред. Приказа Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)

(см. текст в предыдущей редакции)