Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

111.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (мордовской) литературе на уровне основного общего образования

111.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (мордовской) литературе на уровне основного общего образования.

111.11.1. В результате изучения родной (мордовской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (мордовской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (мордовского - мокшанского или эрзянского) языка и родной (мордовской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений мордовской литературы, а также русской и зарубежной литературы;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в мордовской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений мордовского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

111.11.2. В результате изучения родной (мордовской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.

111.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

111.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

111.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

111.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

111.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

111.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

111.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (мордовской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (мордовской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

111.11.3. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать образную природу литературы, особенности отображения в литературном произведении литературных героев, пейзажей, событий;

определять главные отличительные признаки прозы и поэзии, различать основные жанры мордовского фольклора (народная сказка, загадка, считалка, скороговорка) и художественной литературы (литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);

анализировать литературное произведение: определять тему и идею (основную мысль) произведения, характеризовать сюжет и композицию, находить в тексте эпитеты, олицетворения, гиперболы, понимать их художественную значимость, определять значение использованных в баснях аллегорий;

характеризовать и сопоставлять героев произведения;

выявлять отраженные в литературных произведениях нравственные ценности, их общность с произведениями других народов;

пересказывать текст произведения, владеть различными видами пересказа;

устно и письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту, выражать свое отношение к произведению, самостоятельно формулировать вопросы, участвовать в диалоге о прочитанном;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

111.11.4. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

анализировать литературное произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему и идею, выявлять нравственную основу, определять особенности сюжета, характеризовать героев, в том числе на основе сопоставления, выявлять роль того или иного персонажа в раскрытии темы художественного произведения;

понимать сущность теоретико-литературных понятий (волшебная сказка, пословица, поговорка, легенда, предание, повесть, поэма, конфликт, портрет литературного героя, гипербола, сравнение, метафора), использовать освоенные термины в процессе анализа произведений;

выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка;

давать развернутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения, вести диалог о прочитанном, формулировать и выражать (устно и письменно) собственное отношение к прочитанному, аргументируя высказывание фрагментами из текста.

111.11.5. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов, в том числе мордовского эпоса "Масторава", выявлять особенности представлений родного народа о нравственном идеале, национальном характере;

определять специфику авторских произведений, созданных по мотивам устного народного творчества;

устанавливать связи литературных произведений с эпохой их создания, выявлять авторскую позицию;

анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, особенности сюжета и композиции;

характеризовать героев произведения и их роль в развитии сюжета, приводить сравнительные характеристики героев одного или нескольких произведений, оценивать характер и поступки героя литературного произведения;

понимать особенности мордовского стихосложения (ритм и рифма, силлабо-тоническое и силлабическое стихосложение, двусложные и трехсложные размеры силлабо-тоники);

участвовать в учебных дискуссиях по прочитанному произведению, выступать с сообщениями, создавать творческие работы на литературную тему;

писать сочинения на основе прочитанных художественных произведений и личных читательских впечатлений;

давать развернутый устный или письменный ответ на вопрос, используя фрагменты из текстов произведений, цитирование;

пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами.

111.11.6. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

осознавать особенности мордовского сказительского творчества, его связь с фольклором и письменной литературой;

понимать связь изображенных в произведениях событий с эпохой их написания, выявлять ключевые проблемы и нравственно-эстетическую ценность изучаемых произведений;

устанавливать в процессе анализа произведения его принадлежность к литературному роду и жанру, понимать и формулировать тему, идею и пафос литературного произведения, характеризовать героев, определять элементы сюжета и композиции, изобразительно-выразительные средства языка, устанавливать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, находить прямые авторские оценки;

определять силлабическую систему стихосложения, силлабические размеры, различать разные виды строф;

использовать в процессе анализа и интерпретации произведения теоретико-литературные термины и понятия;

писать сочинения на основе прочитанных художественных произведений и личных читательских впечатлений, создавать другие виды творческих работ;

осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных формах (исследовательская работа, реферат, проект).

111.11.7. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать родную литературу как явление национальной, общероссийской и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей мордовского народа, осознавать значимость чтения на родном (мордовском) языке для личностного развития и самосовершенствования;

понимать закономерности развития родной литературы как историко-литературного процесса в диалектической взаимосвязи с русской литературой и литературами других народов Российской Федерации;

осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов разных родов и жанров, участвовать в их обсуждении, определять тему и идею, давать обоснованную нравственную оценку поступкам героев, аргументировать собственное отношение к героям произведения, объяснять мотивы их поведения;

устанавливать причинно-следственные связи в действиях и поступках персонажей, определять наиболее значимые художественные детали, элементы сюжета и композиции, проблематику и идейный замысел произведения, художественные средства и их функции;

выявлять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;

использовать в процессе анализа и интерпретации произведения теоретико-литературные термины и понятия;

создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, иллюстраций, а также личного опыта;

составлять тезисный план, конспект, готовить доклад, писать аннотации, сочинения, эссе, отзыв на прочитанное произведение, создавать проекты на заранее объявленную или самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему;

самостоятельно выбирать литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации, для участия в дискуссии.