Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

59.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования

59.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования.

59.11.1. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на осетинском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на осетинском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на осетинском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

59.11.2. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

59.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

59.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

59.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

59.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на осетинском языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

59.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

59.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

59.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

59.11.3. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;

понимать в целом речь учителя и одноклассников;

использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;

вербально или невербально реагировать на услышанное;

поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них;

высказывать свое мнение о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с использованием текста;

читать про себя и находить в тексте нужную информацию;

определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;

делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

писать правильно в рамках изученных орфографических правил;

объединять слова в тематические группы;

понимать морфему как значимую единицу языка;

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования;

выполнять морфемный разбор слова;

пользоваться основными способами словообразования в балкарском языке;

пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);

пользоваться в речи правилами осетинского речевого этикета;

распознавать гласные и согласные звуки;

правильно произносить специфические звуки [къ], [гъ], [нг], [ж], [у] балкарского языка;

распознавать звонкие, глухие согласные, мягкие, твердые согласные;

распознавать словообразующие и словоизменительные аффиксы;

образовывать новые слова при помощи словообразовательных аффиксов -лы, -ли, -лу, -лю; сыз, -сиз, -суз, -сюз;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;

распознавать однокоренные слова;

образовывать новые слова из заданного слова;

распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки имен существительных;

определять синтаксическую роль имен существительных;

образовывать имена существительные разными способами;

склонять имена существительные и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;

распознавать и употреблять в речи аффиксы принадлежности имен существительных;

производить морфологический разбор имени существительного;

распознавать лексико-семантические группы прилагательных;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль прилагательных;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;

понимать особенности имени числительного в осетинском языке по сравнению с русским;

распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

осознавать особенности местоимения в осетинском языке по сравнению с русским языком;

изменять личные и указательные местоимения по падежам и употреблять их в речи;

распознавать наречия как часть речи по вопросу и общему значению;

распознавать разряды наречий (общее представление);

распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в формах возможности и невозможности действия разных времен;

распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их в речи;

употреблять союзы в простых и сложных предложениях;

понимать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с русским языком;

распознавать послелоги и союзы, использовать их в речи;

понимать особенности послелогов в осетинском языке по сравнению с предлогами в русском языке.

59.11.4. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать коммуникативную цель говорящего;

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;

сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;

переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием ключевых слов, вопросов, плана;

зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание текстов;

писать на осетинском языке с учетом изученных правил;

создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;

писать личное письмо с использованием образца, выражать пожелания;

понимать сходство и различие в речевом этикете осетинского и русского народов;

правильно произносить все звуки осетинского языка;

анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;

определять гармонию гласных звуков в осетинских словах;

учитывать закон сингармонизма при словоизменении и словообразовании;

иметь представление о правилах постановки ударения в осетинских словах;

определять лексическое значение слова;

выполнять фонетический анализ слова;

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;

использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;

распознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в собственной речи;

распознавать фразеологизмы и понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств;

распознавать в собственной речи фразеологизмы;

использовать необходимую информацию из фразеологического словаря;

различать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение);

характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи;

определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

группировать части речи по заданным морфологическим признакам;

распознавать части речи по способу образования;

распознавать и употреблять в речи нарицательные и собственные имена существительные;

изменять имена существительные по падежам и числам;

определять падежные формы существительных и употреблять в речи;

распознавать и употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;

понимать особенности имени прилагательного в осетинском языке по сравнению с русским языком;

образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их в речи;

проводить морфологический анализ существительного и прилагательного;

применять знания и умения по морфологии в практике письма;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;

распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные, собирательные, дробные);

согласовывать в речи и при письме числительные с существительными;

проводить морфологический разбор числительного;

образовывать степени сравнения наречий, использовать их в речи;

образовывать наречия разными способами;

распознавать наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели употреблять их в речи;

проводить морфологический разбор наречий;

распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределенные местоимения;

правильно употреблять местоимения в речи без аффиксов принадлежности и с аффиксами принадлежности;

изменять местоимения по падежам и числам;

употреблять в речи падежные формы местоимений;

проводить морфологический разбор местоимений.

59.11.5. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать содержание текстов в рамках программы 7 класса;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях;

давать советы, принимать или не принимать советы собеседника;

приглашать к действию, взаимодействию, соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объяснять причину своего решения;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с с использованием вербальной ситуации или зрительной наглядности;

читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

пользоваться в устной речи народными пословицами и поговорками, передающими важную роль и значение осетинского языка;

определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

распознавать семантические группы, морфологические формы частей речи, приводить соответствующие примеры;

группировать части речи по заданным морфологическим признакам;

распознавать части речи по способу образования;

распознавать лексико-семантические группы глаголов;

распознавать и употреблять полнозначные и вспомогательные глаголы, переходные и непереходные глаголы;

изменять глаголы по числам и лицам;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, в формах возможности и невозможности действия;

распознавать залоги и употреблять их в речи;

изменять глаголы изъявительного наклонения по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время (различать по вопросам);

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен;

образовывать и употреблять в речи глаголы повелительного, сослагательного и уступительного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;

различать и использовать в речи неспрягаемые формы глаголов: причастие, деепричастие, инфинитив, имя действия;

осознавать особенности неспрягаемых форм глагола в осетинском языке по сравнению с русским;

образовывать и употреблять в речи двучленные глагольные сочетания;

проводить морфологический разбор глагола;

распознавать собственно послелоги и соотносительные послелоги использовать их в речи;

осознавать особенности послелогов и служебных имен в осетинском языке по сравнению с предлогами в русском языке;

распознавать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;

осознавать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с русским языком;

употреблять союзы и послелоги в простых и сложных предложениях;

правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;

распознавать вопросительные, указательные, утвердительные, отрицательные, усилительные, определительные (уточнительные), ограничительные частицы и использовать их в устной и письменной речи;

образовывать и правильно писать частицы.

59.11.6. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать основное содержание аутентичных текстов в рамках программы 8 класса;

прогнозировать содержание устного текста по началу;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника;

выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (сомнение, восхищение, удивление, радость, огорчение);

выражать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность), тактично выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

находить слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления осетинского народа в описаниях праздников, обычаев, традиций;

распознавать изученные части речи, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль;

склонять именные части речи;

различать падежи одинаковой формы (родительный и творительный);

определять лично-притяжательные аффиксы;

изменять глаголы по лицам, числам и временам;

различать неспрягаемые формы глагола;

различать и составлять предложения с вспомогательными частями речи;

распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

составлять вопросительные, побудительные предложения;

различать простые предложения по составу;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

употреблять в речи прямое и косвенное дополнение;

различать разряды обстоятельств и использовать в речи;

употреблять в речи простое и составное определение, приложение;

иметь представление о порядке слов в предложении;

составлять односоставные и двусоставные предложения;

составлять определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные предложения и употреблять их в речи;

составлять безличные, назывные, неполные, нечленимые предложения и употреблять их в речи;

распознавать виды односоставных предложений;

составлять предложения с однородными и обособленными членами;

использовать в речи обобщающие слова при однородных членах предложения;

различать вводные слова и члены предложения;

использовать в речи вводные слова;

выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания;

выполнять синтаксический анализ простого предложения.

59.11.7. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

владеть всеми видами речевой деятельности на осетинском языке;

объяснять классификацию тюркских языков;

соблюдать при устном общении и при письме основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы осетинского литературного языка;

проводить фонетический, морфемный, морфологический анализы слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, этикетного характера, расспрос, комбинированный);

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

соблюдать нормы осетинского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;

употреблять при устном общении и при письме простые и односоставные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

иметь представление об основных типах простых предложений по цели высказывания, употреблять их в устной и письменной речи;

различать предложения простые и сложные;

находить грамматические основы сложного предложения;

определять средства связи и вид сложных предложений;

употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;

понимать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в балкарском языке, проводить синтаксический анализ;

употреблять в устной и письменной речи сложные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

производить синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения;

определять виды сложного предложения;

определять сложноподчиненное предложение в тексте;

выделять главное и придаточное предложения в составе сложного;

устанавливать средства связи между главным и придаточным предложениями, смысловые отношения;

определять тип и место придаточного предложения;

определять вид сложноподчиненного предложения и средства связи его частей;

употреблять в устной и письменной речи подлежащные, сказуемостные, дополнительные, определительные придаточные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

употреблять в речи обстоятельственные придаточные предложения;

определять смысловые отношения между частями обстоятельственных придаточных предложений;

производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений;

выявлять единицы с национально-культурным компонентом в фольклоре, художественной литературе, объяснять их значение с помощью словарей;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;

различать стили, создавать тексты в разных стилях (разговорный, книжный, официально-деловой, научный, художественный);

составлять тезисы и передавать в устной и письменной форме основную мысль произведения.