Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

54.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне основного общего образования

54.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне основного общего образования.

54.11.1. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (нанайском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (нанайском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (нанайского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (нанайского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (нанайскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (нанайском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

54.11.2. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

54.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

54.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

54.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

54.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (нанайском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

54.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

54.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

54.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

54.11.3. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

распознавать признаки нанайского литературного языка;

характеризовать основные разделы науки о языке;

различать на слух и правильно произносить краткие и долгие, чистые и носовые гласные звуки, дифтонги, согласные звуки [д], [Рисунок 3409], [т] перед гласными, увулярные согласные [г], [к], [х], [Рисунок 3410];

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, классифицировать серию гласных в слове;

осуществлять устно и письменно фонетический разбор слова, записывать транскрипцию слова;

актуализировать знание нанайского алфавита, пользоваться нанайско-русским и русско-нанайским словарями;

правильно обозначать при письме фонемы;

правильно переносить слова с одной строки на другую;

правильно делить слова на слоги;

выделять морфемы в словах;

определять значение слова по словообразовательным суффиксам;

выделять и подбирать однокоренные слова;

производить анализ слова по составу;

различать словообразовательные и формообразующие суффиксы;

определять основные способы словообразования;

образовывать слова суффиксальным и способом словосложения;

определять основные значения наиболее употребительных суффиксов;

осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ;

определять лексическое значение слова, употреблять в речи однозначные и многозначные слова, различать слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, омографы;

употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости;

толковать значения нанайских слов в сопоставлении со значениями слов русского языка;

различать общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления, употреблять в речи слова с учетом сферы и ситуации общения;

использовать двуязычные словари для определения или уточнения значений слова;

толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и свободными словосочетаниями, употреблять в речи фразеологические обороты с учетом сферы и ситуации общения, подбирать фразеологические эквиваленты в русском языке, сопоставляя их лексическое наполнение;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка;

воспринимать на слух тексты на родном языке;

задавать вопрос и отвечать на него;

строить монологическую и диалогическую речь;

описывать внешний вид человека, давать его краткую характеристику, рассказывать о своей семье, каждом ее члене, обмениваться мнениями о семье;

правильно употреблять в устной и письменной речи повествовательную и звательную формы слов, называющих членов семьи;

называть предметы традиционного использования;

грамотно переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.4. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

владеть основными понятиями морфологии;

иметь представление о существенных признаках частей речи;

распознавать самостоятельные и служебные части речи;

распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

правильно употреблять в письменной речи прописную букву и кавычки в собственных наименованиях;

правильно образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных;

различать и правильно употреблять в речи одушевленные и неодушевленные существительные;

различать и правильно употреблять существительные простого, лично-притяжательного и возвратно-притяжательного склонения;

правильно употреблять существительные в разных падежных формах в словосочетаниях, предложениях, связной речи;

правильно использовать в речи существительные с оценочными, количественными и пространственными значениями;

соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях;

осознавать особенности имени существительного в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;

распознавать глагол как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, устанавливать синтаксическую роль;

определять времена глаголов по их значению и суффиксам;

соотносить временные формы глагола с инфинитивом, определяя отношение глагольной основы к тому или иному типу;

правильно выбирать ту или иную временную форму глагола при изложении событий, происшедших, происходящих или предполагающихся в будущем;

правильно согласовывать глагол с существительным в предложении;

правильно строить диалог с употреблением глаголов изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени в положительной и отрицательной форме;

осознавать особенности глагола в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор глагола;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать технологию приготовления трех-четырех традиционных национальных блюд и составлять на родном языке рецепт их приготовления, называть особенности традиционной нанайской одежды, объяснять назначение отдельных предметов (составляющих компоненты комплекта одежды), описывать устройство традиционных нанайских средств передвижения и их детали, перечислять виды лодок (оморочек, нарт, лыж) и описывать их;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.5. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

находить и различать глаголы по наклонениям по их значениям и морфологическим признакам;

употреблять глаголы в устной и письменной речи с учетом их наклонения, времени и других морфологических признаков;

правильно подбирать и употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

строить предложения с глаголами пригласительного наклонения, вводя обращение;

строить диалог, используя глаголы повелительного, пригласительного и условного наклонений в положительной и отрицательной форме;

осознавать особенности глагола в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор глагола;

распознавать имя прилагательное как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, устанавливать синтаксическую роль;

различать имена прилагательные по разрядам по значению и грамматическим свойствам;

связывать прилагательные с существительными в словосочетаниях и предложениях, правильно располагая по отношению друг к другу, в зависимости от синтаксической роли прилагательного в предложении;

характеризовать предмет с помощью имен прилагательных;

правильно употреблять в речи прилагательные сравнительной и превосходной степени, выделительной и притяжательной, уменьшительной форм;

правильно подбирать к прилагательным синонимы и антонимы;

отличать значение суффиксов относительных прилагательных;

осознавать особенности имени прилагательного в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;

использовать несклоняемые прилагательные в прямом (необособленном) употреблении в определительных словосочетаниях;

распознавать количественные, порядковые, распределительные, собирательные имена числительные, приводить соответствующие примеры;

определять морфологические признаки, устанавливать синтаксическую роль имени числительного;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

правильно употреблять имена числительные в косвенных падежах;

сочетать имена числительные с именами существительными в предложениях;

правильно оформлять числительные в деловой письменной речи;

осознавать особенности имени числительного в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать местность (пейзаж), давать родовое и видовое определение животного (птицы, рыбы, насекомого);

называть не менее трех сказок о животных, излагать их устно и письменно;

рассказывать о традиционном отношении нанайцев к природе;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.6. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

отличать по значению имена отрицания аба и ана в речи и текстах, правильно (согласно их значению) употреблять в устной и письменной речи имена отрицания, осознавать особенности имени отрицания в родном языке;

производить устный и письменный морфологический разбор имени отрицания;

распознавать наречия разных разрядов, определять морфологические признаки, устанавливать синтаксическую функцию;

разграничивать одинаковые по звучанию и написанию наречия и существительные;

правильно употреблять в речи наречия, согласно лексическим и грамматическим значениям;

подбирать синонимы и антонимы к наречиям, составлять с ними словосочетания и употреблять их в речи;

осознавать особенности наречия в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор наречия;

распознавать образные слова как часть речи по общему значению и интонации, определять его синтаксическую роль;

распознавать и правильно употреблять в речи образные слова разных разрядов;

осознавать особенности образных слов в родном языке;

производить устный и письменный морфологический разбор образных слов;

распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению;

определять морфологические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи;

правильно образовывать формы местоимений и употреблять их в устной и письменной речи;

осознавать особенности местоимения в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор местоимения;

различать послелог, союз, частицу, распознавать послелоги разных разрядов, отличать послелоги от слов самостоятельных частей речи;

выделять послелог в предложении по значению, производить морфологический разбор;

правильно употреблять послелоги в речи, осознавать особенности послелога в родном языке и предлога в русском языке;

отличать сочинительные и подчинительные союзы по их синтаксической функции;

определять смысловые отношения, устанавливаемые союзами (сочинение, подчинение), правильно употреблять союзы в речи;

отличать частицы-слова и частицы-суффиксы в предложениях и речи по их значению и правописанию;

распознавать частицы разных разрядов по значению;

правильно писать частицы (раздельно, через дефис);

выразительно читать предложения с частицами;

интонационно правильно произносить междометие в речи;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: рассказывать об орудиях охоты (приспособлениях и сооружениях, традиционных и современных), описывать охотника в охотничьем снаряжении, объяснять традиционное значении охотничьего промысла (рыболовства и собирательства) в жизни нанайцев, рассказывать о процессе рыбной ловли традиционным способом;

рассказывать о поездке за грибами (ягодами, орехами), описывать традиционную технологию переработки и заготовки дикоросов впрок;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.7. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

распознавать причастие как часть речи по вопросу и общему значению, определять морфологические признаки, синтаксическую роль;

отличать причастия по их лексико-грамматическим признакам от прилагательных и глаголов;

правильно образовывать и употреблять в устной и письменной речи активные, пассивные и притяжательные причастия в определенном времени, в положительной и отрицательной формах;

связывать причастия с существительными, соблюдая порядок слов в нанайском предложении;

характеризовать предмет, животное, явления с помощью причастий;

правильно подбирать синонимы и антонимы, выраженные причастиями, по словарю и без него;

выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного;

осознавать особенности причастия в родном языке по сравнению с русским языком;

устно и письменно морфологически разбирать причастия;

распознавать деепричастие как часть речи по вопросу и общему значению, определять морфологические признаки, синтаксическую роль;

отличать деепричастие от глаголов по их лексико-грамматическим признакам;

правильно образовывать деепричастия и, согласно их грамматическим значениям, употреблять в устной и письменной речи;

правильно связывать деепричастие с зависимыми словами и главный глагол, соблюдая порядок слов в нанайском предложении;

устно и письменно морфологически разбирать деепричастия;

понимать и доказывать отличие словосочетания от предложения;

выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов;

выделять грамматическую основу предложения;

разбирать предложения по членам предложения;

определять синтаксическую связь между членами предложения;

строить предложение, соблюдая порядок расположения в нем членов предложения;

различать односоставные и двусоставные, полные и неполные предложения;

видеть в предложении однородные члены, правильно определять их ряды и расставлять знаки препинания;

строить предложения с однородными членами;

интонационно выделять в речи обращение, вводное слово и вводное предложение, при письме - расставлять соответствующие знаки препинания;

отличать простое и сложное предложения;

строить сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение в устной и письменной речи, соблюдать необходимую интонацию при их произношении, а при письме правильно расставлять знаки препинания;

правильно интонировать предложение с прямой и косвенной речью;

строить и использовать в устной и письменной речи предложениями с прямой и косвенной речью;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать правила не менее двух нанайских игр, объяснять значение традиционных нанайских игр в воспитании детей;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот;

объяснять значение традиционной нанайской и современной педагогики.