151.3. Содержание обучения в 9 классе
Символы государства: Государственный герб Российской Федерации, Государственный флаг Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации.
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Отношения между поколениями. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.
Традиции и обычаи. Влияние моральных норм на общество и человека. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Роль семьи в жизни человека и общества. Семейный уклад. Семейные обычаи и традиции. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Общественные и семейные ценности. Семейные роли.
Общество: структура, сферы жизни, социальные институты, социальные роли, общественные отношения, социальные нормы. Многообразие социальных общностей и групп. Коллектив и группа. Социальная активность: добровольчество и волонтерство. Молодежь - активный участник общественной жизни. Гражданское общество.
Связь поколений: родословие семьи. Династии и их роль в истории России. Семья и брак. Основы семейного права: права и обязанности детей и родителей. Правовая защита и поддержка семьи. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Государственная поддержка семьи. Многодетная семья.
Информационное общество. Современные формы связи и коммуникации. Свобода слова. Информационная безопасность и правила безопасного поведения в Интернете. Особенности общения в реальном и виртуальном пространстве. Правда и фейк. Информационные войны. Как стать журналистом. Блогерство. Дата-журналистика.
Признаки государства. Функции государства. Государство и страна. Формы правления. Политические режимы. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Административно-территориальное устройство. Россия - многонациональное государство. Этнос и нация.
Правовые основы государства. Источники права: закон, кодекс, нормативный правовой акт. Система права. Отрасли права: конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное. Право и мораль. Правовая культура личности. Конституция Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Гражданин: права и обязанности. Атрибуты гражданства. Гражданственность и патриотизм.
Правоспособность и дееспособность. Права несовершеннолетних. Правонарушение и ответственность. Права и свободы. Защита прав человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент - глава государства Российской Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Цифровое государство. Электронное правительство. Электронный бюджет. Государственные услуги.
151.3.3. Культура, образование и наука.
Культура: духовные и материальные ценности. Культура и искусство. Культурный человек. Традиционные ценности российского народа. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодежная культура. Как работает отрасль культуры: театры, библиотеки, музеи, кино. Пушкинская карта. Самореализация в творчестве и сфере культуры.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии в Российской Федерации. Россия - светское государство.
Система образования в Российской Федерации. Право человека на образование. Образованность в XXI в. Права и обязанности обучающегося. Непрерывное образование и самообразование. Профессии настоящего и будущего. Онлайн-образование.
Наука: фундаментальная и прикладная. Роль науки в развитии общества. Передовые рубежи российской науки в XXI в. Государственная поддержка науки. Наука и бизнес. Новые технологии в различных отраслях экономики. Возможности самореализации в науке.
Семья и домохозяйство. Экономические функции семьи. Семейное хозяйство. Семейный бюджет и рациональное потребление. Заработок и доход. Занятость и безработица. Источники доходов и расходов домохозяйств. Инфляция и ее влияние на экономику семьи. Деньги и их функции. Наличные и безналичные деньги. Кредитные и дебетовые карты. Денежные переводы и платежи. Семейный бюджет. Профицит и дефицит семейного бюджета. Кредиты и займы. Способы и формы сбережений. Личный финансовый план. Маркетплейсы.
Труд, профессия, карьера. Рынок труда.
151.3.5. Россия на пути в будущее.
Россия в XXI в.: Россия - цивилизация. Биполярный и однополярный мир. Глобализация и многополярный мир. Справедливый миропорядок. Россия в глобальной политике. Россия - страна возможностей. Обеспечение технологического развития и суверенитета, безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
151.4.4. Предметные результаты освоения программы по обществознанию на уровне основного общего образования должны обеспечивать:
1) освоение знаний и представлений о природе общества и социальных свойствах человека, роли и значении семьи и ее истории в жизни и становлении человека как личности, основах семейной экономики; роли и значении исторических традиций и традиционных духовно-нравственных ценностей в обеспечении социальной устойчивости общества и жизни человека; характерных чертах политической и социальной организации жизни общества и основных сфер социальной деятельности, включая деятельность институтов государственной власти, науки и образования, религии, культуры; основах конституционного строя, правовой и политической системы Российской Федерации, правовом статусе, правах и обязанностях гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); влиянии цифровых и информационных технологий на деятельность общества и государства; роли и месте Российской Федерации в многополярном мире; необходимости обеспечения технологического развития и суверенитета, безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины), государство как социальный институт;
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире, примеров здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения; противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики "сдерживания"; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик), осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства, составления личного финансового плана, для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере, а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение знаний о возможности (в том числе электронной) составления простейших документов (заявления, обращения, личного финансового плана);
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества (гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур), осознание ценности культуры и традиций народов России.
151.4.5. К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по обществознанию:
1) освоит и научится применять знания о природе общества и социальных свойствах человека, роли и значении семьи и ее истории в жизни и становлении человека как личности, основах семейной экономики; роли и значении исторических традиций и традиционных духовно-нравственных ценностей в обеспечении социальной устойчивости общества и жизни человека; характерных чертах политической и социальной организации жизни общества и основных сфер социальной деятельности, включая деятельность институтов государственной власти, науки и образования, религии, культуры; основах конституционного строя, правовой и политической системы Российской Федерации, правовом статусе, правах и обязанностях гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); влиянии цифровых и информационных технологий на деятельность общества и государства; роли и месте Российской Федерации в многополярном мире; необходимости обеспечения технологического развития и суверенитета, безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
2) характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины), государство как социальный институт;
3) приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности;
4) классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства;
7) использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире, социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения;
8) с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) владеть смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; уметь составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
11) владеть приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
12) анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик), осознавать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения;
14) использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина и осознанного выполнения гражданских обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства, составления личного финансового плана, для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере, а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) использовать полученные знания для составления простейших документов (заявления, обращения, личный финансовый план,);
16) осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества (гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур), осознавать ценность культуры и традиций народов России.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
151.4.5. К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по обществознанию:
1) осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института, характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения, процессах и явлениях в экономической (в области микроэкономики), социальной, духовной сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), системе образования в Российской Федерации; социальной политики, политики в сфере культуры и образования, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма;
2) уметь характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины), государство как социальный институт;
3) уметь приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности;
4) уметь классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) уметь сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) уметь устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства;
7) уметь использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире, социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения;
8) уметь с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) уметь решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) владеть смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; уметь составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
11) владеть приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;
12) уметь анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) уметь оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик), осознавать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения;
14) использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина и осознанного выполнения гражданских обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства, составления личного финансового плана, для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере, а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) использовать полученные знания для составления простейших документов (заявления, обращения, личный финансовый план,);
16) осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества (гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур), осознавать ценность культуры и традиций народов России.
(пп. 151.3 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875