Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

56.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне основного общего образования

56.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне основного общего образования.

56.11.1. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (ненецком) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (ненецком) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (ненецкого) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (ненецкого) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (ненецкому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (ненецком) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

56.11.2. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

56.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

56.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

56.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

56.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (ненецком) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

56.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

56.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

56.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

56.11.3. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

иметь общее представление о ненецком языке как родном языке одного из малочисленных народов Крайнего Севера Российской Федерации;

иметь общее представление о ненецком языке как языке одного из самодийских народов;

иметь представление о современных формах функционирования современного ненецкого языка: литературно-письменный язык, территориальные говоры;

учитывать особенности видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) при решении учебно-практических задач;

участвовать в диалоге: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию (в пределах изученного);

использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников (на лексическом материале изучаемых тем);

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных адаптированных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова (в пределах изученного);

читать про себя и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с учебно-практической задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебно-практической задачей (в пределах изученного);

иметь представление об основных разделах науки о языке, основных единицах языка и речи (звук, слово, словосочетание, предложение);

понимать различие между звуком и буквой;

иметь представление о гласных и согласных, долгих и кратких гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных;

иметь представление об особенностях образования звонкого и глухого гортанных смычных звуков;

различать гортанные смычные звуки и буквы (знаки): Рисунок 3470 - (') звонкий гортанный смычный, ["] - (") глухой гортанный смычный;

различать употребление звонкого и глухого гортанных смычных в основе слова и в конце слова (на материале изучаемой лексики);

иметь представление о смыслоразличительном значении звонкого и глухого гортанных смычных (на материале изучаемой лексики);

иметь представление об употреблении гортанных смычных в разных частях речи с определенными грамматическими формами: (') звонкий гортанный смычный - в формах двойственного числа, (") глухой гортанный смычный - в формах множественного числа);

образовывать грамматические формы двойственного числа и множественного числа с помощью звонкого и глухого гортанных смычных (в пределах изученного);

различать озвончение и оглушение согласных звуков на стыке двух слов под влиянием гортанных смычных звуков (на материале изучаемой лексики);

использовать знание алфавита ненецкого языка при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;

различать лексическое значение слова и грамматическое значение слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

иметь представление о лексике ненецкого языка с точки зрения ее происхождения: исконно ненецкие слова и заимствованные слова;

распознавать архаизмы и неологизмы;

иметь представление о способах образования неологизмов;

составлять тематические группы слов;

использовать русско-ненецкий и ненецко-русский словарь, находить в словаре нужное слово ненецкого языка или перевод слова на ненецкий язык;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о частях речи в ненецком языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по вопросу и общему значению;

определять лексическое значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль имени существительного;

определять собственные и нарицательные имена существительные;

изменять имена существительные по числам (единственное, двойственное, множественное), склонять по падежам (в пределах изученного);

распознавать основное склонение имен существительных и лично-притяжательные формы склонения имен существительных единственного числа предмета (в пределах изученного);

изменять личные местоимения по падежам и числам (в пределах изученного);

определять простые, составные имена числительные;

различать количественные, порядковые числительные;

различать качественные и относительные имена прилагательные;

определять лексическое значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль глагола;

определять начальную форму глагола (инфинитив), определять основу глагола;

применять знания об образовании личных форм глагола, глаголов настоящего (неопределенного), прошедшего и будущего времени (в пределах изученного);

определять наклонение глагола, значение глагола 1 типа спряжения в изъявительном и повелительном наклонениях;

применять знания о словосочетании, главном и зависимом слове в словосочетании, простом предложении, порядке слов в ненецком предложении для решения практических учебных задач;

различать главные и второстепенные члены в простом предложении;

определять виды предложений по цели высказывания;

проводить синтаксический разбор простого предложения;

различать текст и группы предложений, не связанных между собой темой и основной мыслью;

характеризовать текст с точки зрения соответствия признаку наличия темы, подбирать заголовок к прочитанному тексту; находить в тексте изучаемый языковой материал; находить в тексте личные местоимения как средства связи предложений;

восстанавливать деформированный текст (в пределах изученного);

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности.

56.11.4. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

иметь представление о северосамодийских языках: ненецкий лесной язык и ненецкий тундровый язык; приводить примеры слов (в рамках изученного);

иметь представление об истории создания письменности на ненецком языке, о персоналиях ученых (в рамках изученного);

иметь представление о литературно-письменном ненецком языке;

использовать ненецко-русский и русско-ненецкий словарь;

учитывать особенности видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) при решении учебных практических задач;

участвовать в диалоге: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию (в пределах изученного);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников (на лексическом материале изучаемых тем);

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных адаптированных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова (в пределах изученного);

читать про себя и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебно-практической задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебно-практической задачей (в пределах изученного);

иметь представление об оглушении звонких согласных [б], [д] перед глухими, о различии в произношении и написании слов (в рамках изученного);

иметь представление о различии в произношении и написании слов с сочетанием [Рисунок 3471] (на материале изученной лексики);

проводить фонетический разбор слова;

склонять имена существительные в единственном числе (в пределах изученного);

различать имена существительные II класса (1 группы и 2 группы);

иметь представление о склонении имен существительных в лично-притяжательных формах (в пределах изученного);

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение;

иметь представление о разрядах местоимений; различать указательные местоимения, характеризовать роль местоимения в предложении;

различать разряды имен числительных: количественные и порядковые, способы образования порядковых числительных и способы образования количественных числительных от 11 до 19, круглых десятков и сотен; различать простые и сложные количественные числительные;

распознавать послелоги; характеризовать роль послелога в предложении;

распознавать глаголы, определять общее грамматическое значение, различать формы глагола (в пределах изученного); различать изъявительное и повелительное наклонение глагола; проводить морфологический разбор глагола;

распознавать наречия; иметь представление о наречиях места, наречиях времени, наречиях образа действия;

проводить синтаксический разбор простого предложения;

восстанавливать деформированный текст (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста (в пределах изученного);

определять заголовок, соответствующий содержанию текста;

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности;

находить в тексте изучаемый языковой материал; находить в тексте указательные местоимения как средства связи предложений;

находить в тексте-повествовании развитие событий во времени, устанавливать последовательность развития событий, владеть умением информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения (краткий пересказ).

56.11.5. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

иметь представление о разнообразии форм функционирования современного ненецкого языка: литературно-письменный язык, территориальные говоры (колгуевский, канинский, малоземельский, большеземельский, таймырский, ямальский) (в пределах изученного);

иметь представление о развитии письменности на ненецком языке, о персоналиях ученых, работающих над составлением словарей ненецкого языка и учебников на ненецком языке (в пределах изученного);

владеть различными видами диалога (в пределах изученного);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников (на лексическом материале изучаемых тем);

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных адаптированных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

читать и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей, с темой высказывания (на основе изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебной задачей (в пределах изученного);

применять знания о фонетических закономерностях ненецкого языка, чередовании гласных и согласных звуков при выполнении различных видов упражнений (в пределах изученного);

иметь представление о склонении имен существительных в именительном и винительном падежах единственного и множественного числа (в пределах изученного);

различать разряды местоимений: отрицательные местоимения, неопределенные местоимения; иметь представление о склонении местоимений;

различать разряды имен числительных, иметь представление о способах образования имен числительных, словообразовательных формах имен числительных;

распознавать наклонения глагола: предположительное, предположительно-долженствовательное, желательное (в пределах изученного);

распознавать причастия; иметь представление о формах причастий: причастия неопределенного времени, причастия прошедшего времени, причастия будущего времени;

иметь представление о деепричастии, различать неопределенную форму деепричастия, условную форму деепричастия (в пределах изученного);

распознавать наречия; определять разряды наречий: времени, образа действия;

использовать грамматические статьи словарей, справочников в практике;

иметь представление об основных признаках предложений, находить главные и второстепенные члены предложения, определять виды предложений по цели высказывания, проводить синтаксический разбор простого предложения;

понимать основное содержание прочитанного текста (в пределах изученного материала), делить текст на смысловые части (абзацы);

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности;

находить в тексте изучаемый языковой материал, распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, местоимения, повтор слова);

владеть умением информационной переработки текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения (краткий пересказ).

56.11.6. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление о территории расселения ненецкого народа и его этническом окружении, о ненецком языке среди других самодийских языков;

иметь представление о вкладе первого ненецкого ученого А.П. Пырерки в создание и развитие письменности, составлении словарей ненецкого языка, учебников, записи фольклора;

владеть различными видами диалога;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников;

воспринимать на слух и понимать содержание несложных адаптированных текстов в зависимости от поставленной учебной задачи (в пределах изученного);

читать и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым, изучающим;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебной задачей (в пределах изученного);

иметь представление о фонетических закономерностях ненецкого языка, выпадение звуков, добавлении звуков, стяжении слогов;

применять знания о фонетических закономерностях ненецкого языка при выполнении учебно-практических задач (в пределах изученного);

различать лично-притяжательные формы имен существительных единственного числа предмета во всех падежах;

различать разряды местоимений: определительные местоимения, вопросительные местоимения, иметь представление о склонении местоимений (в пределах изученного);

различать разряды имен числительных, способы образования имен числительных, иметь представление о склонении имен числительных (в пределах изученного);

иметь представление о глагольных именах; употреблять глагольные имена (в пределах изученного);

иметь представление об отрицательных глаголах; различать самостоятельные отрицательные глаголы и вспомогательные отрицательные глаголы, иметь представление о спряжении отрицательных глаголов (в пределах изученного);

иметь представление о причастиях, различать формы причастий, об образовании причастий неопределенного времени, причастий прошедшего времени, причастий будущего времени (в пределах изученного);

иметь представление о деепричастии, о формах деепричастий, иметь представление о спряжении условного деепричастия в лично-притяжательной форме (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, делить текст на смысловые части (абзацы);

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности;

владеть умением информационной переработки текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения;

находить в тексте изучаемый языковой материал; распознавать средства связи предложений в тексте (формы слова, местоимения, повтор слова);

представлять сообщение на тему "Моя родина - Россия" с использованием презентации.

56.11.7. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать и понимать роль родного языка в жизни человека;

иметь представление о роли ученых и писателей, создающих произведения на ненецком языке, в развитии ненецкого языка и культуры;

владеть различными видами диалога;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников;

воспринимать на слух и понимать содержание несложных адаптированных текстов в зависимости от поставленной учебной задачи (в пределах изученного);

читать и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым, изучающим;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебной задачей (в пределах изученного);

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в ненецком языке для решения учебных практических задач;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы;

характеризовать ненецкий алфавит, соотношение звуков и букв, употребление йотированных букв, твердого и мягкого знаков;

проводить фонетический разбор слова;

иметь представление о лично-предназначительных формах имен существительных (в пределах изученного);

распознавать лично-определительные местоимения, иметь представление о склонении лично-определительных местоимений (в пределах изученного);

иметь представление о глаголах совершенного вида;

распознавать отрицательные формы деепричастий;

иметь представление о служебных частях речи, союзах;

иметь представление о междометиях;

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

распознавать словосочетания;

иметь представление о видах связи слов в словосочетании (в пределах изученного);

иметь представление о порядке слов в ненецком предложении;

определять главные члены предложения (подлежащее, сказуемое);

определять второстепенные члены предложения;

применять знания по синтаксису при выполнении упражнений;

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности; находить в тексте изучаемый языковой материал;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, факты, исходя из своих знаний и представлений и своего жизненного опыта, выражать собственное мнение о прочитанном, составлять текст-рассуждение в форме синквейна или мини-эссе.