78(1).9. Содержание обучения в 8 классе

78(1).9. Содержание обучения в 8 классе.

78(1).9.1. Языковые знания.

Лексика. Диалекты, местные (говорные) отличия в лексике.

78(1).9.2. Фонетика.

Особенности женского (нелитературного) произношения: звуки [р], [ч] как [ц], сочетание "рк" как долгий "цц". Рыркы [цы-ццы] - морж, Рисунок 5432 Рисунок 5433 - бык, гарырколенат [гацыццоленат] - добыли моржа. Функционирование женского произношения.

78(1).9.3. Морфология.

Имя - причастие. Понятие об имени причастии. Три основные группы имен причастий:

от глаголов: тылельын - идущий, пешеход;

от существительных: ы'твыльын - имеющий лодку, владелец лодки;

от качественных прилагательных: Рисунок 5434 - являющийся смелым, смельчак (от Рисунок 5435 - смелый).

Отрицательная форма имен причастий: энъюкыльин - не пасущий, ы'ттъыкыльин - не имеющий собак.

Склонение имен-причастий. Изменение имен-причастий по лицам и числам.

Долженствовательная форма имен причастий.

Деепричастия как глагольные формы выражения второстепенного действия, определенным образом соотнесенного с основным действием, обозначенным спрягаемой формой глагола.

Основные формы деепричастия. Одновременные деепричастия с суффиксом -ма. Рисунок 5436, Рисунок 5437, Рисунок 5438. - Женщины, занимаясь шитьем, беседуют.

С суффиксом -гты, -эты. Рисунок 5439, тывалемгъан пэкыл. - Засыпая, я услышал топот.

Разновременные деепричастия с суффиксом -(ы) к. Рисунок 5440 калеткорагты, Рисунок 5441 люур Рисунок 5442. - Войдя в школу, мальчик вдруг начал стесняться. Разновременные деепричастия с суффиксом -и Рисунок 5443. Чавчыват, Рисунок 5444 нымнымык, Рисунок 5445 вэлыткорагты. - Оленеводы, приехав в село, пошли в магазин.

Причинные деепричастия с суффиксом -тэ -та, Тумгэ и'рнин вээм Рисунок 5446. - Товарищ переправился через реку, двигаясь вприпрыжку по единичным льдам. Причинные деепричастия с сочетанием суффикса и приставки эм - ам.....-тэ - та. Ытля, амгылета Рисунок 5447, Рисунок 5448. - Мать, тоскуя по дочери, сильно похудела.

Уступительные деепричастия с суффиксом -(ы) мачы. Тъылмачы, ытлен ивинигъи. - Хоть он и болен, однако ушел на охоту.

Целевые деепричастия с сочетанием суффикса и приставки эмрэ - амра-...Рисунок 5449 Рисунок 5450. Миргын етгъи Рисунок 5451 Рисунок 5452. - Дед пришел, чтоб увидеть ребенка.

Глаголы. Способы протекания действия (включение суффиксов, выражающих способы протекания действия, в основы глаголов):

выражение длительной непрерывности действия, суффикс -льэт -льат-: эймэвыльэтык - подходить непрерывно (эймэвык - подходить), калготкэльатык - хвастаться постоянно (калготкэк - хвастаться);

выражение изредка совершающегося действия, суффикс -чьэт -чьат-: Рисунок 5453 - ходить изредка (Рисунок 5454 - идти), кэтъочьатык - вспоминать изредка (кэтьок - вспомнить);

выражение очередности обоюдного совершения действия, суффикс -чит -чет-: янотчетык - соревноваться в первенстве (янотык - быть первым);

выражение массовости действия, суффикс -ръу -ръо-: вакъоръок - рассесться многим (вакок - сесть);

выражение ускоренности действия, суффикс Рисунок 5455 Рисунок 5456: Рисунок 5457 - спуститься быстро (вирик - спуститься);

выражение постепенности действия, (приставка тыле - тыля-: тыляйъок - настигать постепенно (йъок - настигать);

выражение интенсивности действия, суффикс -йв-, -йив -ев-, -ив -эв-: Рисунок 5458 - тянуть интенсивно (Рисунок 5459 - тянуть);

выражение начала действия, суффикс Рисунок 5460: Рисунок 5461 - начать отдыхать (Рисунок 5462 - отдыхать);

выражение завершенности действия, суффикс -плытку -плытко-: кэлиткуплыткук - закончить учиться (кэлиткук - учиться);

выражение предельной полноты действия, приставка Рисунок 5463 тан-: танйъок - окончательно догнать (йъок - догнать);

выражение неполноты действия, приставка мэч- мач-: Рисунок 5464 - промокнуть немного (Рисунок 5465 - промокнуть);

выражение ограниченности действия, приставка эм- ам-: эмувичвэтык - только играть (увичвэтык - играть), Рисунок 5466 - только шить (Рисунок 5467 - шить).

Наречие. Формы степеней сравнения качественных наречий. Сравнительная степень наречий: Рисунок 5468 - теплее, Рисунок 5469 - тяжелее. Превосходная степень наречий: Рисунок 5470 - гораздо теплее, Рисунок 5471 - значительно тяжелее.

Служебные слова. Послелоги: рээн - с, Рисунок 5472 - около. Послелоги-наречия; гыргоча - над (вверху), эвыча - под (внизу) ы'ттъыеча - перед (впереди); (ы'ттьыел - раньше), яачы - за (сзади, позже). Сочетание послелогов с существительными в форме местного падежа.

Междометия. Междометия, выражающие чувства. Междометия, выражающие волевые побуждения.

78(1).9.4. Синтаксис. Пунктуация.

Словосочетание.

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Синтаксический разбор словосочетания.

Логическое ударение.

78(1).9.5. Предложение. Главные члены предложения.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания.

Виды предложений по цели высказывания. Предложения простые и сложные. Грамматическая основа предложения.

Двусоставные и односоставные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Порядок слов в предложении.

Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

78(1).9.6. Второстепенные члены предложения.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнения. Способы выражения дополнений.

Определение. Способы выражения определений. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

Обстоятельства. Его основные значения и способы выражения. Классификация обстоятельств: места и времени, обстоятельства образа действия, цели, причины, меры и степени.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

78(1).9.7. Односоставные простые предложения.

Классификация односоставных предложений в зависимости от главного члена.

Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные односоставные предложения.

Односоставные предложения с главным членом - подлежащим. Назывное предложение.

Понятие о неполных предложениях. Использование неполных предложений в беседе (диалоге).

Синтаксический разбор односоставных предложений.

78(1).9.8. Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами предложения.

Сочетание сказуемого с однородными подлежащими.

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

78(1).9.9. Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями).

Обращения нераспространенное и распространенное. Знаки препинания при обращениях.

Вводные слова (словосочетания). Вводные предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

78(1).9.10. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Понятие об обособлении. Обособленные обстоятельства. Обособленные определения и приложения. Обособленные дополнения. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

78(1).9.11. Развитие речи.

Составление рассказа на заданную тему, например: "Летний труд и отдых обучающихся в оленеводческой бригаде", "На рыбалке".

Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений.

Перевод с русского языка на чукотский небольшого отрывка из художественного произведения или газетной статьи с изученными грамматическими формами.

Деление произведения на части, подбор цитат для озаглавливания каждой части.

Изложения с элементами сочинения.

Подробные изложения с различными грамматическими заданиями (повествование от другого лица и так далее).

Выборочное изложение по прочитанному тексту.

Сочинения по картинам родной природы с освещением темы ее охраны.

Сочинения о встречах с известными людьми родного населенного пункта, района, области.

Пересказ содержания прочитанной книги с высказыванием своего отношения к героям и их поступкам.