Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

85.6. Содержание обучения в 5 классе

85.6. Содержание обучения в 5 классе.

85.6.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Тема "Айан" ("Путешествие"): "Дойдулар" ("Страны"), "Куораттар" ("Города"), "Улуустар" ("Улусы"), Рисунок 5544 ("Поселки"), "Бэлиэ сирдэр" ("Знаковые места").

Тема "Дьыл кэмэ" ("Времена года"): "Сайын" ("Лето"), "Дьиэ кэргэммин кытта" ("С семьей"); "Муоралар" ("Моря"), Рисунок 5545 ("Реки"), Рисунок 5546 ("Озера").

Тема "Дьиэ кэргэн киэhэтэ" ("Семейный вечер"): "Ийэбин кытта" ("С мамой"), Рисунок 5547 ("С папой"), "Эбэбин кытта" ("С бабушкой"), "Эhэбин кытта" ("С дедушкой"), Рисунок 5548 ("Домашние дела"), Рисунок 5549 режим" ("Режим дня"), "Биhиги дьиэ кэргэн Рисунок 5550 дьарыкпыт" ("Любимое увлечение семьи"), "Семейные традиции".

Тема "Рисунок 5551 кэтээн Рисунок 5552" ("Наблюдение за природой"): "Рисунок 5553 ардах" ("Осенний дождь"), Рисунок 5554 ("Осенняя природа"), Рисунок 5555Рисунок 5556 ("Животные осенью"), "Рисунок 5557 куорат" ("Осень в городе"), "Рисунок 5558 Рисунок 5559 кытта" ("Осень с друзьями"); Рисунок 5560 ("Дары осени"), Рисунок 5561 ("Прогноз погоды"), "Рисунок 5562 туhунан хоhооннор" ("Стихи про осень").

Тема "Рисунок 5563 кытта" ("Мои друзья"): "Тиэргэним Рисунок 5564" "Чугас Рисунок 5565" ("Лучший друг"), Рисунок 5566 ("Лучшая подруга"), Рисунок 5567 ("День рождения"), "Ким Рисунок 5568 - ол дьоллоох" ("Мои друзья - мое счатье"). Тема "Рисунок 5569 Рисунок 5570" ("Осенняя ярмарка"): "Рисунок 5571 аhа" ("Мой огород"), "Атыы-эргиэн" ("Продажа"), "Рисунок 5572 аhын Рисунок 5573 Рисунок 5574" ("Секреты огорода"), "Мин даачабар Рисунок 5575 Рисунок 5576 аhа" ("Огород моей дачи"), "Тэллэйдэр" ("Грибы"), "Рисунок 5577 тэрийии - Рисунок 5578 Рисунок 5579" ("Ярмарка в школе").

Тема "Мин куруhуогум, сиэксийэм" ("Мои увлечения: кружки, секции"): Рисунок 5580 ("Сегодня"), Рисунок 5581 ("Моя неделя"), "Мин ситиhиилэрим" ("Мои успехи"), "Кылааспыт ситиhиитэ" ("Успехи моего класса"), "Оскуолабыт ситиhиитэ" ("Достижения моей школы").

Тема "Рисунок 5582 кэтээн Рисунок 5583. Кыhын" ("Наблюдение за природой. Зима"): "Рисунок 5584 Рисунок 5585" ("Зимняя природа"), "Кыыллар кыhын" ("Животные зимой"), "Рисунок 5586 куорат" ("Город зимой"), "Кыhын Рисунок 5587 кытта" ("С друзьями зимой"), "Кыhын туhунан хоhооннор" ("Стихи про зиму"), "Саха сирин кыhына" ("Зима в Якутии").

Тема "Кыhын ускуустубалыын алтыhыы. "Хоту дойду тыына" быыстапка" ("Искусство. Выставка "Дыхание Севера"): "Хоту дойду Рисунок 5588 ("Жизнь на Севере"), Рисунок 5589 Рисунок 5590" ("Зимние цвета"), "Саха сирин худуоhунньуктара" ("Художники Якутии"), "Хоту дойду худуоhунньуктара" ("Художники Севера"), "Нуучча худуоhунньуктара" ("Художники России"), "Кыhын туhунан хартыыналар" ("Картины про зиму").

Тема "Тыйаатыр" ("Театр"): "Тыйаатыр иhэ" ("Внутри театра"), "Испиктээкил" ("Спектакли"), "Театры Якутии", "Артисты театра", "История театра".

Тема "Рисунок 5591 дьыл - дьиэ кэргэн бырааhынньыга" ("Семейный праздник - новый год"): "Рисунок 5592 дьылы Рисунок 5593" ("Встреча Нового года"), "Араас омук Рисунок 5594 дьылы Рисунок 5595" ("Новогодние традиции разных народов"), "Маскараад устуоруйата" ("История маскарада"), "Рисунок 5596 ыйа" ("Святки").

Тема "Рисунок 5597 дьарыгым" ("Мое увлечение"): "Рисунок 5598 дьарыгым" ("Вечернее увлечение"), "Рисунок 5599 дьарыгым" ("Мой выходной день"), "Рисунок 5600 кэммэр дьарыгым" ("Свободное время"), "Ким буолуохпун Рисунок 5601. Рисунок 5602?" ("Кем хочу стать?"), "Рисунок 5603 дьарыкпар уhуйбут киhим" ("Мой наставник").

Тема "Дьокуускай куорат" ("Якутск"): Рисунок 5604 ("В парке"), "Болуоссакка" ("На площади"), Рисунок 5605 ("В музее"), "Дьокуускай куорат устуоруйата" ("История города Якутска"), "Дьокуускай куорат инники кэскилэ" ("Будущее Якутска").

Тема "Мин интэриэhим" ("Мои интересы"): "Рисунок 5606 кыттыы" ("Участие в конференции"), Рисунок 5607 ("В библиотеке"), "Учууталбын кытта" ("С учителем"), "Кыыллар" ("Животные"), Рисунок 5608 ("Растения"), "Отоннор" ("Ягоды"), "Тулалыыр эйгэ" ("Окружающая среда"), "Тэллэйдэр" ("Грибы"), "Тиэхиникэ" ("Техника"), Рисунок 5609 ("Самолеты"), Рисунок 5610 ("Насекомые"), "Саха сирин Рисунок 5611" ("Растения в Якутии"), "Саха сирин суруйааччылара" ("Писатели Якутии").

Тема "Саха литэрэтиирэтин Рисунок 5612 суруйааччылар"(А.Е. Кулаковскай, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев, А.А. Иванов-Кундэ, П.А. Ойуунускай) ("Основатели якутской литературы"): "Айымньылар" ("Произведения якутских писателей"), "Рисунок 5613 суруйааччым" ("Мой любимый писатель"); "Суруйааччы Рисунок 5614, айымньылара" ("Жизнь и произведения писателей").

Тема "Рисунок 5615 кэтээн Рисунок 5616. Саас" ("Наблюдение за природой. Весна"): "От-мас тыллыыта" ("Пробуждение леса"), Рисунок 5617 ("Ледоход на реке"), "Саас Рисунок 5618" ("Птицы осенью"), "Ньургуhун" ("Подснежник"), "Саас Рисунок 5619 кытта" ("Весной с друзьями"), "Сааскы куорат" ("Город весной"); Рисунок 5620 ("Прогноз погоды") "Саас туhунан хоhооннор" ("Стихи о весне");

Тема "Сахам сирин кэрэтэ. Ыhыах" ("Национальный праздник "Ыhыах"): Рисунок 5621 ("В день ыhыаха"), Рисунок 5622 ("Ыhыах Туймаады"); "Сахалыы Рисунок 5623" ("Национальный костюм"), "Сахалыы иhит" ("Национальная посуда"), "Саха сиэрэ-туома" ("Якутские традиции"), "Сахалыы оонньуулар" ("Якутские игры").

85.6.1.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования. Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника.

Диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника.

Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.

Объем диалога - до четырех реплик со стороны каждого собеседника.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи - описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Объем монологического высказывания - до четырех реплик.

85.6.1.2. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное;

при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты.

85.6.1.3. Смысловое чтение.

Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа или диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объем текста (текстов) для чтения - 150 слов.

85.6.1.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, написание коротких поздравлений с праздниками (Новым годом, днем рождения);

заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в республике изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в республике.

Объем сообщения - до 30 слов.

85.6.2. Языковые знания и умения.

85.6.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: беседа или диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 80 слов.

85.6.2.2. Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, апострофа. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

85.6.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в языке саха нормы лексической сочетаемости.

Объем изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума).

Аффиксальный, синтаксический способы словообразования (наиболее продуктивным является первый, к последнему относятся сочетания слов, образующие неделимое смысловое единство, выражающие одно понятие и являющиеся одной лексической единицей).

85.6.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных изученных морфологических форм и синтаксических конструкций языка саха.

Основные морфологические особенности языка саха в отличие от русского языка (отсутствие приставок, суффиксов, родовых окончаний и специфику аффиксального образования).

Синтаксические особенности языка саха в отличие от русского языка (постоянный, "твердый" порядок слов в словосочетании - предшествование определяющего слова (тымныы уу), в предложении - подлежащего (мин кэлэбин).

Основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные).

Грамматические формы: формы орудного, винительного, дательного падежей.

Настоящее, прошедшее, будущее время.

Имя прилагательное.

Послелог "кытта", форма винительного падежа без аффикса и с аффиксом, правила фонетических изменений заимствованных слов, вопросительные предложения, речевые модели купли-продажи.

Правила фонетических изменений заимствованных слов.

Имя притяжательное.

Единственное и множественное число глагола.

Имя собирательное, имя прилагательное с аффиксом -лаах.

Синтаксическая единица, согласование.

Отрицательная форма глагола.

Имя прилагательное с аффиксом - лаах, спряжение в 3 лице.

Однородные члены предложения, спряжение по лицам.

Послелоги, частицы, единственное, множественное число глагола.

Усилительные формы выражения, междометия, усилительная форма прилагательных.

Форма винительного падежа.

Положительная форма глагола: Рисунок 5624.

Имя существительное, производное существительное, имя собственное, простое предложение;

Количественное числительное, форма дательного падежа, виды предложений;

Собирательное имя, имя прилагательное с аффиксом -лаах, настоящее время, синтаксическая связь, согласование.

Личные и притяжательные местоимения.

Количественные числительные (1 - 100).

Предлоги.

Времена глагола.

85.6.3. Социокультурные знания и умения.

Использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе по темам "В семье", "В школе").

Использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

Знание социокультурного портрета родной республики: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (День Республики Саха (Якутия), Ысыах), с особенностями образа жизни и культуры республики (известные достопримечательности, выдающиеся люди), с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на языке саха.

Правописание имен собственных, топонимов.

Краткое представление родного края, некоторых культурных явлений (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

85.6.4. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование в качестве образца при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.