Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования

70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования.

70.11.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (хакасском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (хакасского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (хакасского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (хакасскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

70.11.2. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

70.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

70.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

70.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

70.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (хакасском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

70.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

70.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

70.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

70.11.3. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

использовать богатство и выразительность родного (хакасского) языка, приводить соответствующие примеры;

характеризовать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);

объяснять различия между устной и письменной речью, диалогом, монологом, полилогом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 4 - 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге или полилоге на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 - 3 реплик;

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

применять различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 80 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 100 - 120 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 80 слов, для сжатого изложения - не менее 100 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом, использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности хакасов;

соблюдать при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 80 - 90 слов, словарного диктанта объемом 15 слов, диктанта на основе связного текста объемом 80 - 90 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями), пользоваться разными видами лексических словарей, соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности), с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

использовать знания об основных признаках текста, особенностях функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностях языка в практике создания текста (в рамках изученного);

создавать тексты-повествования с использованием жизненного и читательского опыта, тексты с использованием сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений, сочинения объемом не менее 60 слов);

восстанавливать деформированный текст, осуществлять корректировку восстановленного текста с использованием образца;

работать с прослушанным и прочитанным научно-учебным, художественным и научно-популярным текстами: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

иметь общее представление об особенностях хакасской разговорной речи, функциональных стилей хакасского языка, языка художественной литературы;

характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

различать гласные переднего и заднего ряда, понимать закон гармонии гласных, употреблять гласные и и ии в твердых и мягких словах, употреблять долгие гласные, иметь представление об их правописании, произносить гласные Рисунок 5113, Рисунок 5114, i;

различать звонкие и глухие согласные звуки, понимать правило ассимиляции согласных, правильно писать согласные буквы, произносить и писать парные (двойные) согласные, а также согласные Рисунок 5115, Рисунок 5116, Рисунок 5117,

проводить фонетический анализ слов;

выделять слоги в словах, расставлять ударение в соответствии с правилами, владеть правильной интонацией;

применять основные правила хакасской орфографии: правильно писать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, долгие и краткие гласные звуки, писать прописную букву в именах собственных и кавычки в названиях, писать удвоенные согласные в разных частях речи, писать буквы, обозначающие йотированные гласные е, е, ю, я в хакасских словах, правильно писать и произносить слова, заимствованные из русского языка, переносить слова в соответствии с правилами;

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы, правильно употреблять слова-паронимы;

характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться лексическими словарями (толковым, синонимов, омонимов);

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

распознавать морфемы в слове (корень, аффикс, окончание), выделять основу слова, находить однокоренные слова, различать аффиксы падежа и числа существительных, лица и числа глагола, аффиксы принадлежности и сказуемости, отрицания;

применять способы образования новых слов в хакасском языке (аффиксация, словосложение, чередование, перевод слов из одной части речи в другую (конверсия), сокращение слов (аббревиация);

находить чередование звуков в морфемах;

проводить морфемный анализ слов;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в хакасском языке для решения практико-ориентированных учебных задач, распознавать самостоятельные и служебные части речи;

определять имя существительное как часть речи, характеризовать морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, роль имени существительного в речи, различать лексико-грамматические разряды имен существительных по значению, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные, выделять аффиксы словообразования имен существительных, образовывать имена существительные путем словосложения, определять число, падеж имени существительного в тексте, склонять имена существительные, выделять категорию принадлежности имени существительного, различать фонетические варианты аффиксов падежей и категории принадлежности, выделять формообразующие аффиксы имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением, проводить морфологический анализ имен существительных;

определять имя прилагательное как часть речи, характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, определять роль имени прилагательного в речи, выделять аффиксы словообразования прилагательных, различать разряды имен прилагательных, образовывать степени сравнения прилагательных, правильно писать имена прилагательные, проводить морфологический анализ имен прилагательных;

определять глагол как часть речи, характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, роль глагола в речи, определять начальную форму глагола, образовывать глаголы при помощи аффиксов -ла, -ле, -на, -не, -та, -те, -а, -е, различать глаголы совершенного и несовершенного вида, глагольные формы причастия, деепричастия, определять время глагола (настоящее, будущее, прошедшее), изменять глаголы в настоящем времени по лицам и числам, образовывать формы будущего и прошедшего времени и изменять их по лицам и числам;

определять синтаксис как раздел грамматики, характеризовать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

выделять признаки словосочетания, различать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слов, определять средства связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания;

определять предложение и называть его признаки, различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, понимать их смысловые и интонационные особенности, выражать вопрос и побуждение;

находить главные члены предложения, определять подлежащее и морфологические средства его выражения, сказуемое и морфологические средства его выражения, корректно ставить тире между подлежащим и сказуемым;

различать предложения распространенные и нераспространенные, выделять второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение), выстраивать правильный порядок слов в предложении;

находить предложения с однородными членами, указывать средства связи однородных членов, объяснять интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами, различать однородные и неоднородные определения;

находить предложения с обращениями, определять место обращения в предложении, указывать функции и способы выражения обращения, выделять интонационно предложения с обращением, ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

70.11.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции хакасского языка как государственного языка Республики Хакасия и языка хакасского этноса, приводить примеры использования хакасского языка в качестве государственного (в рамках изученного), иметь представление о хакасском литературном языке, понимать диалектную основу хакасского литературного языка и принципы, определяющие выбор диалекта в качестве основы литературного языка;

создавать устные монологические высказывания (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение) объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы, выступать с сообщением на лингвистическую тему, участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объемом не менее 3 - 4 реплик;

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи, владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 160 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 150 слов, для сжатого изложения - не менее 155 слов);

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, пользоваться двуязычными словарями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковые словари;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90 - 100 слов, словарного диктанта объемом 18 - 20 слов, диктанта на основе связного текста объемом 90 - 100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями), соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи, характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видовременную соотнесенность глагольных форм;

применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике, использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с использованием жизненного и читательского опыта, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений, сочинения объемом не менее 90 слов с учетом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

редактировать собственные тексты с использованием знаний норм современного хакасского литературного языка;

характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи, перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения, анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение);

применять знания об официально-деловом и научном стилях при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

характеризовать лексику хакасского языка с точки зрения ее происхождения (исконная лексика и ее тематические пласты), понимать законы образования новых слов и принципы заимствования как основные пути пополнения словарного состава современного хакасского языка, выделять заимствованные слова, называть основные причины их заимствования, различать архаизмы и неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные слова;

различать лексику хакасского языка с точки зрения сферы употребления (общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы);

определять понятие о фразеологических оборотах хакасского языка, различать фразеологию нейтральную, разговорную, книжную, понимать особенности ее употребления, различать свободные сочетания слов и фразеологические обороты, использовать фразеологический словарь хакасского языка;

определять число имен существительных, изменять существительные с аффиксами принадлежности, изменять существительные по падежам в единственном и множественном числе, отмечать стилистические различия в использовании аффиксов падежа и принадлежности, объяснять категорию именной сказуемости;

выделять аффиксы словообразования прилагательных, различать качественные прилагательные для обозначения цвета, вкуса, размера, выделять случаи перехода прилагательных в существительные (субстантивация) и наречия и изменения их синтаксической функции, выделять несклоняемые прилагательные, образовывать степени сравнения прилагательных синтаксическим способом, различать прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы, понимать текстообразующие возможности прилагательных;

определять значение и грамматические признаки имен числительных, различать разряды числительных по значению и строению, отмечать неизменяемость числительного в сочетании с существительным и изменяемость по падежам при одиночном употреблении в роли дополнения, объяснять синтаксическую функцию числительных;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений, изменять по падежам личные, указательные, притяжательные, определительные, вопросительные и относительные, неопределенные и отрицательные местоимения;

определять начальную форму глагола, выделять аффикс отрицания в отрицательных формах глаголов, изменять глаголы по лицам и числам, определять залог глагола (основной, возвратный, совместно-возвратный, страдательный, понудительный), выделять аффикс залога, определять наклонение глагола (изъявительное, повелительное, условное, предположительное, желательное, сослагательное), его морфологические показатели, определять формы возможности и невозможности, образовывать повелительное наклонение глаголов, изменять их по лицам и числам, образовывать изъявительное наклонение, учитывая времена (настоящее время данного момента и настоящее - будущее, будущее время категорическое и неопределенное, прошедшее время категорическое, неочевидное, давно прошедшее, будущее в прошедшем), различать вспомогательные глаголы для передачи способов действия;

выделять сложное предложение с союзами, ставить запятую в сложном предложении перед противительными союзами че, Рисунок 5118, а.

70.11.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

иметь представление о хакасском языке как развивающемся явлении;

осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории хакасов с тюркскими народами Сибири (приводить примеры);

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 4 - 5 реплик;

владеть различными видами диалога: диалог-запрос информации, диалог-сообщение информации;

владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не менее 110 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 210 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 160 - 170 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 180 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 100 - 110 слов, словарного диктанта объемом 20 - 25 слов, диктанта на основе связного текста объемом 110 - 120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания, соблюдать при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием собственного жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений, сочинения объемом не менее 130 - 140 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационной переработки текста, извлекать информацию из различных источников и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты, редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с использованием знаний норм современного хакасского литературного языка;

характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы;

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);

создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, оформлять деловые бумаги;

владеть нормами построения текстов публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности);

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

определять значение и грамматические признаки причастий, выделять признаки глагола и прилагательного в причастии, образовывать временные формы причастий при помощи аффиксов прошедшего, будущего, настоящего времени, отмечать переход причастий в существительные, изменять их по падежам и числам, объяснять синтаксические функции причастий, выделять причастный оборот, в том числе с особым подлежащим при причастии, проводить морфологический анализ причастий;

определять деепричастия как особую группу слов с признаками глагола и наречия, выделять аффиксы деепричастий, объяснять синтаксические функции деепричастий, выделять деепричастный оборот, проводить морфологический анализ деепричастий, строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, ставить знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

различать разряды наречий по значению, выделять аффиксы словообразования наречий, образовывать степени сравнения наречий, объяснять синтаксические свойства наречий, проводить морфологический анализ наречий, пользоваться правилами написания наречий (слитное, раздельное, дефисное);

выделять модальные слова как переходный этап между отдельным словом и частицей, различать типы модальных слов;

различать служебные части речи, объяснять их отличие от самостоятельных частей речи;

определять послелог как неизменяемую часть речи, объяснять морфологические и синтаксические признаки послелогов, различать виды послелогов (послелоги-слова, управляющие послелоги, изафетные послелоги);

определять союз как служебную часть речи, объяснять роль союза в организации речи, различать союзы простые и сложные, одиночные и повторяющиеся, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять союзные слова, употреблять союзы для связи членов предложения и предложений;

определять частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению и употреблению, правильно писать частицы, объяснять их роль в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, употреблять частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской, выделять интонационно предложения с частицами;

определять междометия как особую группу слов, различать разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия), междометия производные и непроизводные, проводить морфологический анализ междометий;

выделять подражательные слова, различать разряды подражательных слов (звукоподражательные и образоподражательные);

использовать междометия и подражательные слова в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии, интонационно и пунктуационно выделять их в предложении;

выделять случаи омонимии слов разных частей речи, понимать грамматическую омонимию, использовать грамматические омонимы в речи;

определять порядок слов в простом предложении, понимать коммуникативные функции порядка слов, видеть обособленные члены предложения;

выделять прямую речь, ставить знаки препинания при прямой речи;

составлять этикетный диалог для выражения приветствия и прощания, пожелания, извинения, совета, согласия, несогласия, запрещения;

распознавать сложное предложение с союзами че, Рисунок 5119, ставить знаки препинания в сложных предложениях с союзами че, Рисунок 5120.

70.11.6. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление о тюркской группе языков и хакасском языке как одном из тюркских языков, в грамматическом строе которого сохранились все черты тюркских языков;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 - 7 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы, выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объем не менее 5 реплик);

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 130 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 260 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 220 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 240 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110 - 120 слов, словарного диктанта объемом 25 - 30 слов, диктанта на основе связного текста объемом 120 - 140 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания, понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи, объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета, соблюдать в устной речи и при письме правила хакасского речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте;

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи, анализировать их, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта, тексты с использованием произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений, сочинения объемом не менее 190 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: создавать тезисы, конспект, извлекать информацию из различных источников и использовать ее в учебной деятельности;

редактировать тексты: собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему);

создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять деловые бумаги;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

характеризовать синтаксис как раздел лингвистики;

характеризовать пунктуацию как систему правил постановки знаков препинания, объяснять функции знаков препинания;

выделять основные признаки словосочетания, различать виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные) и типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), проводить синтаксический анализ словосочетаний, выделять случаи грамматической синонимии словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения (смысловая и интонационная законченность, грамматическая оформленность), различать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные), выделять их интонационные и смысловые особенности;

употреблять языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;

использовать средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое ударение, знаки препинания);

различать виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные), виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные), виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные, нераспространенные), различать предложения полные и неполные, употреблять неполные предложения в диалогической речи, соблюдать в устной речи интонацию неполного предложения;

понимать нормы построения простого предложения, использования инверсии;

различать способы выражения подлежащего, способы выражения и виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, именное, составное именное);

характеризовать определение, дополнение как второстепенные члены предложения, приложение - как особый вид определения, различать дополнения прямые и косвенные;

характеризовать обстоятельство как второстепенный член предложения, различать виды обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия, уступки);

распознавать односоставные предложения, указывать их грамматические признаки и понимать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, различать виды односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения), выделять случаи синтаксической синонимии односоставных и двусоставных предложений, употреблять односоставные предложения в речи;

распознавать простое осложненное предложение, предложения с однородными членами, различать однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов, выделять предложения с несколькими рядами однородных членов, ставить запятую между однородными членами, выделять обобщающие слова при однородных членах;

выделять предложения с обособленными членами, различать виды обособленных членов предложения (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения);

выделять уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные конструкции;

ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом, обособлять приложения, дополнения, обстоятельства, уточняющие члены, пояснительные и присоединительные конструкции, понимать стилистическую роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций;

выделять предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, понимать основные функции обращения, способы выражения обращения, различать распространенное и нераспространенное обращение, определять место обращения в предложении, интонировать предложения с обращением, ставить в нем знаки препинания при письме;

распознавать вводные конструкции, понимать их роль и место в предложении, различать группы вводных конструкций по значению, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, ставить знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями;

распознавать вставные конструкции, понимать особенности их употребления, ставить знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями;

применять знания о нормах построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями на практике.

70.11.7. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать роль хакасского языка в жизни хакасского этноса, Республики Хакасия, общества, понимать внутренние и внешние функции хакасского языка и рассказывать о них;

создавать устные монологические высказывания разного типа объемом не менее 70 - 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы, выступать с научным сообщением;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные темы (объем не менее 5 реплик);

владеть различными видами аудирования научно-учебных, художественных, публицистических текстов и различными видами чтения;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 140 слов;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 130 - 150 слов, словарного диктанта объемом 30 - 35 слов, диктанта на основе связного текста объемом 130 - 150 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

анализировать текст: определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

определять принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи;

находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;

создавать высказывание на основе текста: выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме;

создавать тексты с использованием жизненного, читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5 - 7 предложений сложной структуры, сочинения объемом не менее 230 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников и использовать ее в учебной деятельности;

подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 260 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 280 слов);

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля, основные особенности языка художественной литературы, особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;

характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата и рецензии;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение;

распознавать сложные предложения, классифицировать их, понимать смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выделять сложносочиненное предложение, различать виды сложносочиненных предложений, определять средства связи частей сложносочиненного предложения (союзы, союзные слова, частицы), понимать интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными смысловыми отношениями между частями, употреблять сложносочиненные предложения в речи, выделять случаи грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами, использовать нормы построения сложносочиненного предложения и правила постановки знаков препинания в нем, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

распознавать сложноподчиненное предложение, выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, различать типы сложноподчиненных предложений по структуре (синтетические и аналитические), определять место придаточной части по отношению к главной, выделять способы связи главной и придаточной частей с помощью союзов, союзных слов, послелогов, аффиксов;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между структурами, различать сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемостными, определительными и дополнительными, обстоятельственными (времени и места, образа и степени действия, причины и цели, условия и уступки), выделять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с соподчинением и последовательным подчинением), различать однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей, различать грамматическую синонимию сложноподчиненных предложений и других типов сложных предложений, применять нормы построения сложноподчиненного предложения и постановки знаков препинания в них на практике, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

распознавать бессоюзное сложное предложение, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, различать виды бессоюзных сложных предложений, употреблять бессоюзные сложные предложения в речи, отмечать грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, выделять бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, ставить запятую и точку с запятой в бессоюзном сложном предложении, различать бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения, ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, различать бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения, ставить тире в бессоюзном сложном предложении, проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

распознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, различать типы сложных предложений с разными видами связи, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;

выделять прямую и косвенную речь, применять способы включения цитат в высказывание, использовать нормы построения предложений с прямой и косвенной речью и постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.