Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

61.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (табасаранскому) языку на уровне основного общего образования

61.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (табасаранскому) языку на уровне основного общего образования.

61.11.1. В результате изучения родного (табасаранского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (табасаранском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (табасаранском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (табасаранского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (табасаранского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (табасаранскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (табасаранском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

61.11.2. В результате изучения родного (табасаранского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

61.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

61.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

61.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

61.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (табасаранском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

61.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

61.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

61.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

61.11.3. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

раскрывать понятия "государственный язык" и "родной язык";

осознавать роль родного языка в жизни общества и человека, красоту, богатство, выразительность табасаранского языка;

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;

характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

проводить фонетический анализ слов;

применять знания о правилах правописания (в том числе применять знание о правописании букв, обозначающих геминатов, букв ъ, ь, е, е, ю, я);

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);

использовать лексические словари (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов);

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

распознавать морфемы в слове (корень, суффикс, окончание), выделять основу слова;

находить чередование гласных и согласных звуков в морфемах;

проводить морфемный анализ слов;

применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и при правописания;

определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

распознавать имена существительные и глаголы;

проводить частичный морфологический анализ имен существительных и глаголов;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять лексико-грамматические разряды имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;

определять глаголы с классными показателями и без классных показателей;

соотносить начальную форму (масдар) и временные формы глагола;

распознавать временные формы глагола;

осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, общем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам;

проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

выделять словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетании;

определять границы предложения с использованием основных признаков;

распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое, и прямое дополнение;

находить второстепенные члены предложения и определять их типы;

находить обращение в тексте, объяснять его отличие от подлежащего;

различать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ;

составлять сложные предложения в соответствии с их схемами;

выделять прямую речь и слова автора;

расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

иметь представление о диалоге;

проводить синтаксический разбор предложения (в рамках изученного).

61.11.4. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции табасаранского языка как одного из государственных языков Республики Дагестан и языка межэтнического общения;

создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);

создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);

составлять план текста;

создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность;

характеризовать особенности официально-делового стиля;

создавать и анализировать тексты официально-делового стиля (заявление, расписка);

различать слова с точки зрения их происхождения: исконно табасаранские и заимствованные слова;

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы);

различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы);

распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари;

распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять производящую основу;

определять способы словообразования (суффиксальный, словосложение, переход из одной части речи в другую, метатония, дезаффиксация);

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, сложных и сложносокращенных слов;

распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа и имена существительные, имеющие форму только единственного числа;

определять падеж имени существительного;

иметь представление о правописании падежных окончаний имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;

распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные;

распознавать особенности склонение субстантированных прилагательных;

иметь представление о правилах написания прилагательных, заимствованных из русского языка;

производить морфологический разбор имен прилагательных;

распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, синтаксических функций числительных;

характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

правильно употреблять количественные числительные, распределительно-разделительные числительные, собирательные числительные, числительные приблизительного счета, дробные числительные;

соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных;

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений, склонять местоимения, характеризовать особенности их склонения, синтаксических функций, роли в речи;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями табасаранского речевого этикета, соблюдать нормы правописания местоимений;

характеризовать причастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

распознавать причастия прошедшего, общего и будущего времени;

выявлять путем наблюдений особенности склонения причастий;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

конструировать причастные обороты, определять роль причастия в предложении;

характеризовать деепричастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

распознавать деепричастия прошедшего и общего времени;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

61.11.5. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

характеризовать язык как развивающееся явление;

понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, приводить соответствующие примеры;

объяснять причины изменений, происходящих в языке на современном этапе его развития;

определять типы текстов;

создавать текст на основе исходного;

описывать предметную и сюжетную картины с использованием необходимых языковых средств;

распознавать тексты публицистического стиля;

называть грамматические свойства инфинитива (целевой формы) глагола, выделять его основу;

распознавать понудительные формы глагола, глаголы длительного вида; глаголы, обозначающие многократные действия;

осознанно употреблять составные (аналитические) формы настоящего, будущего и прошедшего времени;

определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, повелительном, вопросительном и условном наклонении;

применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами;

проводить морфологический разбор глаголов;

распознавать наречия в речи;

определять общее грамматическое значение наречий;

различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике;

применять правила слитного и дефисного написания наречий;

характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи;

различать разряды частиц по значению, по составу;

объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц;

проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;

характеризовать послелог как служебную часть речи;

определять падежную форму именных частей речи в составе послеложнопадежных форм;

анализировать послелоги в аспекте их строения и происхождения;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи;

проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике.

61.11.6. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление об табасаранском языке;

извлекать информацию из различных источников;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;

указывать способы и средства связи предложений в тексте;

анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

создавать тексты официально-делового стиля (объяснительная записка, автобиография, характеристика);

иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные;

определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи;

распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности;

распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, прямого дополнения, виды сказуемого и способы его выражения;

применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;

применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; косвенное дополнение, виды обстоятельств);

распознавать виды предложения по составу, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;

различать виды односоставных и двусоставных предложений (предложение без подлежащего, предложение без прямого дополнения, обобщенно-личное и назывное предложения);

характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;

понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь);

различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах;

распознавать предложения, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями;

характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений;

различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций, нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями;

проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

61.11.7. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать роль родного языка в жизни человека;

осознавать выразительность, богатство родного языка;

осознавать роль табасаранского языка в развитии национальной культуры;

определять основания для сравнения и сравнивать устную и письменную формы речи, монологическую и диалогическую речь;

создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной литературы;

анализировать текст: определять и тему, и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

определять основания для сравнения и сравнивать разные функционально-смысловые типы речи;

выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;

выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме;

характеризовать отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

выявлять отличительные особенности языка научного стиля в сравнении с другими функциональными разновидностями языка и другими функциональными стилями;

создавать тексты научного стиля;

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;

выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточными определения, подлежащего, прямого и косвенного дополнения, и обстоятельства (образа действия, места, времени, причины и цели, условия и уступки);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

распознавать типы сложных предложений с разными видами связи;

понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи;

применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;

цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;

применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.