Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

85.7. Содержание обучения в 6 классе

85.7. Содержание обучения в 6 классе.

85.7.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Тема "Мин туспунан" ("Моя биография").

Тема "Мин иллээх дьиэ кэргэним" ("Моя дружная семья"): "Мин Рисунок 5625" ("Мои предки"), "Мин дьонум дьарыктара" ("Занятия моих родных").

Тема "Мин иллэн кэмим" ("Мое свободное время"): "Мин Рисунок 5626 дьарыгым" ("Мое увлечение"), "Мин спордунан дьарыктанабын" ("Спорт").

Тема "Саха сирин кэрэтэ" ("Красоты Якутии"): "Саха сирэ-мин дойдум" ("Моя Родина - Якутия").

Тема "Саха сирин куораттара" ("Города Якутии").

Тема "Саха сирин Рисунок 5627 уратыта" ("Природа Якутии").

Тема "Рисунок 5628 дойдубут сирин - уотун уратыта (хайалар, Рисунок 5629)" ("Наша Родина: горы, реки").

Тема "Саха сирин - ытык сирдэрэ" ("Священные места Якутии"): Рисунок 5630 ("Ленские столбы").

Тема "Мин сайдар эйгэм" ("Среда развития"): "Саха сирин музейдара" ("Музеи Якутии"), Рисунок 5631 ("В библиотеке"). "Спортивнай тутуулар" ("Спортивные сооружения").

Тема "Мин алтыhар эйгэм" ("Мое пространство"). "Киhи" ("Человек").

Тема "Киhи тас Рисунок 5632" ("Внешность человека").

Тема "Киhи сиэрэ - майгыта" ("Характер человека").

Тема "Мин Рисунок 5633" ("Мой друг"). "Интернет эйгэтэ" ("Интернет").

Тема "Мин уонна Аан дойду" ("Я и моя страна"): "Россия - мин дойдум" ("Россия - моя страна"), "Москва - Россия киин куората" ("Москва - столица России"), "Саха сирэ" ("Якутия)".

Тема "Мин олорор эйгэм" ("Мое окружение"): Рисунок 5634 ("В кино"), Рисунок 5635 ("На почте"), Рисунок 5636 ("В больнице. В аптеке").

Тема "Бырайыактыыр Рисунок 5637" ("Проектная деятельность").

85.7.1.1. Говорение.

Диалогическая речь. Правила речевого этикета (умения приветствовать, поздравлять, благодарить, просить о помощи, выражать готовность помочь, давать советы, принимать или не принимать советы, начинать поддерживать и заканчивать диалог).

Синтагматичность речи, произношение слов с удвоенными согласными, слов с долгими гласными, слов с дифтонгами, правильная интонация.

Эмоциональная оценка (удивление, радость, восхищение, одобрение, огорчение).

Монологическая речь. Рассказ по изученной теме в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, рассказ с использованием текста, речевого образца, ключевых слов.

Описание человека или литературного персонажа;

Передача содержания прочитанного текста с использованием вопросов, определенных клише.

Выступление с результатами проектной работы.

85.7.1.2. Аудирование.

Понимание речи учителя, небольших текстов или сообщений на изучаемом речевом материале (как при непосредственном общении, так и при восприятии аудио-, видеозаписи).

Определение основной мысли высказывания.

Различение на слух разных типов текста (диалоги, телефонные разговоры, прогноз погоды).

Догадка о значении звучащего слова с использованием контекста или созвучия.

85.7.1.3. Смысловое чтение.

Ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений.

Аутентичные тексты разных жанров и типов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание, в зависимости от цели или вида чтения (с пониманием основного содержания, с извлечением конкретной информации). Объем текстов для чтения - 80 - 90 (160 - 180) слов.

Догадка о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам, по контексту, иллюстрации.

Различные стратегии чтения (чтение с общим пониманием, чтение с детальным пониманием, чтение с целью нахождения необходимой информации).

Работа с печатными текстами разных типов и жанров.

Поиск значения незнакомых слов в двуязычном словаре учебного пособия.

85.7.1.4. Письменная речь.

Развитие письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, написание коротких поздравлений с праздниками (Новым годом, днем рождения);

заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в республике изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе, оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в республике.

Объем сообщения - до 30 слов.

85.7.2. Языковые знания и умения.

85.7.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различение слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: беседа или диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 80 слов.

85.7.2.2. Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, апострофа. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

85.7.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в языке саха нормы лексической сочетаемости.

Объем изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума).

Аффиксальный, синтаксический способы словообразования (наиболее продуктивным является первый, к последнему относятся сочетания слов, образующие неделимое смысловое единство, выражающие одно понятие и являющиеся одной лексической единицей).

85.7.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций саха языка. Якутские звуки и произношение слов, словосочетаний, предложений в текстах.

Особенности конструкции предложений и текста.

Формы послелогов, основных и вспомогательных частей речи.

Типы предложений, их сравнение с предложениями в русском языке.

Образование определенных форм слов и словосочетаний, использование различных окончаний.

Глагол настоящего времени. Имя существительное. Притяжательное имя.

Глагол прошедшего времени (давно прошедшее, недавно прошедшее время).

Имя прилагательное. Исконные прилагательные и производные прилагательные;

Окончание прилагательных (улахан, кэрэ, туhалаах, эмтээх).

Образование прилагательного с аффиксом -лаах.

Образование прилагательных с помощью окончания -лаах.

Парные слова.

Глагол настоящего и прошедшего времени (баар, Рисунок 5638, сайдар).

Имя числительное.

Парные слова.

Наречие.

Местоимение. Виды местоимений. Изменение по падежам.

Единственное и множественное число.

Разновидности окончаний имени существительного. Союзы.

85.7.3. Социокультурные знания и умения.

Использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе по темам "В семье", "В школе").

Использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

Знание социокультурного портрета родной республики: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (День Республики Саха (Якутия), Ысыах), с особенностями образа жизни и культуры республики (достопримечательности, выдающиеся люди), с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на языке саха.

Правописание имен собственных, топонимов.

Краткое представление родного края, некоторых культурных явлений (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

85.7.4. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.