Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

65.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне основного общего образования

65.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне основного общего образования.

65.11.1. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (тувинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (тувинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (тувинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (тувинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (тувинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (тувинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

65.11.2. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

65.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

65.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

65.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

65.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (тувинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

65.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

65.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

65.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

65.11.3. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

определять тувинский язык как средство общения, понимать значимость его изучения;

ориентироваться в основных разделах лингвистики;

характеризовать основные единицы системы тувинского языка;

давать характеристику основным типам речи;

определять термины "фонетика" и "орфоэпия";

объяснять смыслоразличительную роль звуков, объяснять, что такое фонема;

объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;

характеризовать систему тувинских гласных звуков (гласные краткие, долгие, фарингализованные, гласные переднего ряда (мягкие) и заднего ряда (твердые), губные и негубные);

характеризовать систему тувинских согласных звуков (звонкие, глухие, сонорные, сильные, слабые, сверхслабые);

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных;

анализировать звуко-буквенный состав слов;

объяснять закон сингармонизма, приводить примеры;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;

описывать основные этапы истории тувинского языка;

определять разницу между латинизированным тувинским алфавитом и тувинским алфавитом на основе кириллицы;

определять орфографию как систему правил правописания, правильно писать слова с различными орфограммами;

пользоваться лингвистическими словарями;

объяснять значение письменности в жизни общества;

определять основные понятия лексикологии, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;

распознавать фразеологизмы по основным признакам, выявлять в текстах и объяснять их значение, использовать фразеологизмы для составления синонимичного ряда, подбирать аналоги тувинским фразеологизмам среди фразеологизмов русского языка, находить синонимичные фразеологизмы, составлять предложения с фразеологизмами;

заменять в речи табуизмы эвфемизмами;

объяснять происхождение тувинской лексики (приводить примеры общетюркской лексики, заимствованной лексики из монгольского, китайского, тибетского, русского языков);

различать и употреблять в речи общеупотребительные слова, различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы);

отличать литературный язык от диалекта;

различать, находить в тексте и приводить примеры топонимов, антропонимов, этнонимов, зоонимов и космонимов;

оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;

определять главное и зависимое слова в словосочетании;

определять логическое ударение в предложении;

находить в тексте простое предложение, приводить примеры простых распространенных и нераспространенных предложений;

определять виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное) и по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);

проводить полный синтаксический разбор, определять, какими частями речи выражены главные члены предложения;

различать устную и письменную, диалогическую и монологическую речь;

развивать собственную речь в процессе написания сочинений (повествование, рассуждение), составлять устный диалог (диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями), строить монолог (повествование, описание, рассуждение);

соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях.

65.11.4. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

объяснять понятие языкового родства, перечислять тюркские языки;

объяснять разницу между живыми и мертвыми языками;

определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;

определять состав слова, выделять морфемы (корень слова, аффиксы, основу слова), проводить морфемный разбор слова;

применять на практике правило чередования глухих и звонких согласных в корне слова;

определять способы словообразования;

образовывать именные части речи с помощью аффиксов;

определять словоизменительные аффиксы (аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имен существительных, числа, лица, времени глаголов);

определять формообразующие аффиксы (уменьшительно-ласкательные аффиксы имени существительного, аффиксы форм сравнения качественных имен прилагательных, аффиксы отрицательной формы глагола, аффиксы форм глагола, несущие дополнительные значения), объяснять употребление аффиксов -лыг, -зыг, -кыр, -кы (и их фонетических вариантов) в образовании имен прилагательных;

выделять основу слова, определять вид основы (исходная или словообразующая);

определять основные понятия морфологии, распознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) по грамматическому значению и морфологическим признакам;

определять конкретные и абстрактные имена существительные;

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

склонять существительные и прилагательные;

определять синтаксическую роль имени существительного;

объяснять связь существительного с глаголом;

использовать существительные именительного падежа в роли обращения и подлежащего;

различать простые, сложные и составные имена существительные;

образовывать прилагательные от существительных;

определять и употреблять в речи производные и непроизводные, качественные и относительные прилагательные;

определять формы сравнения качественных прилагательных (положительная (нейтральная) форма, формы, выражающие ослабление и усиление качества, их значения);

образовывать прилагательные с помощью аффиксов -лыг, -зыг, -кыр, -кы;

определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, различать, правильно произносить и писать простые, сложные и составные числительные, количественные и порядковые числительные, собирательные, дробные, разделительные числительные, числительные приблизительного счета, объяснять роль числительных в образовании сложных слов и фразеологизмов, образовывать сложные слова и фразеологизмы;

правильно употреблять слова, обозначающие единицы измерения в тувинском языке;

определять синтаксическую роль существительных, прилагательных, числительных, местоимений;

проводить морфологический разбор именных частей речи;

характеризовать местоимение как часть речи, определять разряды местоимений (личные, вопросительные, указательные, определительные, неопределенные), склонять местоимения;

правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи;

выполнять морфологический разбор местоимений;

соблюдать лексические нормы тувинского литературного языка;

понимать основную и подтекстовую информацию;

осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;

воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме (краткий письменный пересказ);

создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом цели и ситуации общения.

65.11.5. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

объяснять функции, статус и роль тувинского языка в Республике Тыва, рассуждать о взаимосвязи тувинского языка с культурой народа;

определять глагол как часть речи, характеризовать морфологические признаки и синтаксическую роль глагола;

определять простые, сложные и составные глаголы, положительные и отрицательные формы глагола, начальную форму глагола, образовывать и объяснять способы образования сложных и составных глаголов, образовывать глаголы с помощью аффиксов;

выделять глагольные формы причастия и деепричастия, определять грамматическое значение, характеризовать морфологические признаки, синтаксическую роль причастий и деепричастий;

определять время причастий (прошедшее, будущее, будущее ожидаемое);

различать деепричастия тувинского языка: слитное, соединительное, прошедшее, отрицательное, сопроводительное, предельное;

определять, находить в тексте, обособлять причастные и деепричастные обороты, определять синтаксическую роль причастных и деепричастных оборотов;

проводить морфологический разбор причастий, деепричастий;

определять наклонение глаголов: изъявительное, повелительное (желательное), условное, желательно-согласительное, предельное;

распознавать аффиксы наклонений глагола, времен изъявительного наклонения (прошедшее время: давнопрошедшее, недавно прошедшее и фактическое прошедшее, подтверждающее прошедшее, настоящее время: определенное, и неопределенное, будущее время и будущее ожидаемое время), отрицательной формы глагола, также аффиксы, обозначающие дополнительное значение глаголов;

определять времена изъявительного наклонения: прошедшее время (давнопрошедшее, недавно прошедшее и фактическое прошедшее, подтверждающее прошедшее), настоящее время (определенное, неопределенное), будущее время (будущее ожидаемое время);

характеризовать наречие как часть речи; определять разряды наречий (времени, места, цели, причины, способа действия, меры);

образовывать наречия (в том числе от других частей речи) и правильно их писать;

различать подражательные слова, объяснять их значение, распознавать разновидности подражательных слов, образовывать подражательные слова, образовывать с помощью подражательных слов составные глаголы, определять роль подражательных слов в словообразовании, а также их синтаксическую роль;

различать послелоги и служебные имена, определять грамматические функции послелогов, строить сравнительные обороты с послелогами дег и ышкаш, различать послелог и союз биле;

распознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, разряды сочинительных союзов, использовать синонимичные союзы;

распознавать частицы и использовать их в речи, различать разряды частиц по значению (вопроса, утверждения, сомнения, усиления или различения, предположения), употреблять синонимичные частицы;

проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц;

распознавать междометия, различать виды междометий, определять логическое ударение в предложениях с междометиями, правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями;

развивать собственную речь через написание сочинений (передавать свои воспоминания в сочинениях-повествованиях, писать сочинения-описания по картине, размышлять над заданной проблемной темой и высказывать свое мнение в сочинении-рассуждении);

определять тему и основную мысль текста, составлять подробный и краткий план текста;

извлекать из источников и систематизировать материал на определенную тему;

соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

65.11.6. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

оценивать роль родного языка в жизни каждого народа;

различать язык устного народного творчества и язык художественной литературы;

определять способ связи слов в словосочетании (управление, притяжание, примыкание), проводить синтаксический разбор словосочетания;

строить предложение, учитывая правильный порядок слов;

распознавать главные члены предложения;

различать двусоставные и односоставные предложения;

различать и называть виды сказуемого (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое), распознавать модальные слова в составе сказуемого;

распознавать второстепенные члены предложения: дополнение (прямое и косвенное), определение, приложение, обстоятельство (места, времени, причины, цели, образа действия);

различать распространенные и нераспространенные предложения;

различать виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные), образовывать односоставные предложения;

различать полные и неполные предложения;

употреблять в речи слова-предложения;

распознавать и различать однородные члены, обособленные члены, причастные, деепричастные и сравнительные обороты, обращения, вводные слова, вставные конструкции, определять средства связи однородных членов (интонационное и союзное соединение с помощью сочинительных союзов болгаш (и), база (и), биле (и);

находить обобщающие слова при однородных членах предложения;

определять однородные и неоднородные определения;

выделять нераспространенное и распространенное обращение в предложении;

различать вводные слова и вводные конструкции;

определять осложненные и неосложненные предложения, различать осложненные предложения по характеру осложняющих конструкций, соблюдать правила пунктуации в осложненных предложениях;

различать виды обособленных второстепенных членов предложения;

проводить синтаксический разбор предложения;

составлять монологи и диалоги разных типов, выступать с научным сообщением.

65.11.7. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

определять значение и функции тувинского языка;

различать петроглифы, иероглифы, характеризовать орхоно-енисейскую письменность тюрков и руническое письмо, тибетскую и старомонгольскую письменные системы;

определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю и по контексту;

находить информацию об исследователях тувинского языка;

определять способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, слова автора), соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании, распознавать чужую речь в тексте;

употреблять цитаты в устной и письменной речи;

определять вид синтаксической связи в словосочетании и предложении;

распознавать сложное предложение и отличать его от простого предложения, различать средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения (аффиксы, союзы, союзные слова, послелоги, служебные слова, частицы, интонация);

определять и характеризовать бессоюзные сложные предложения;

различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, определять средства связи частей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образовывать и употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

определять главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении, определять и различать виды придаточных предложений;

распознавать сложную синтаксическую конструкцию, различать синтаксические отношения между частями синтаксической конструкции;

проводить синтаксический разбор сложного предложения и сложной синтаксической конструкции;

расставлять знаки препинания в осложненном, сложном предложении, в предложениях с прямой речью и цитированием;

различать условия употребления тире и дефиса;

анализировать текст с точки зрения его темы, идеи, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение);

делить текст на смысловые части, выделять микротемы, основную мысль текста, составлять план текста (простой, сложный, тезисный), конспект, аннотацию;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

оценивать и редактировать письменное речевое высказывание с учетом требований к построению связного текста;

владеть правилами построения монолога, диалога, полилога;

различать тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей, различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы и других функциональных разновидностей речи;

создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи;

различать лексические и грамматические синонимы;

соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) тувинского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

оценивать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения их соответствия коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать с небольшим сообщением, докладом, рефератом.