Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

44.10. Содержание обучения в 9 классе

44.10. Содержание обучения в 9 классе.

44.10.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

44.10.1.1. Тематическое содержание речи.

Учебные предметы, важные для будущей профессии. Образовательная карта высших учебных заведений или средних специальных учебных заведений Республики Коми.

Взаимоотношения в семье. Конфликты и их решения.

Забота о здоровье. Правильное питание. Вредные привычки в молодежной среде и борьба с ними. Спортивный лагерь.

Декоративно-прикладное искусство народа коми. Увлечения родных и друзей.

Популярные и перспективные профессии. Необычные профессии. Выбор будущей профессии.

Защита окружающей среды в Республике Коми. Заповедники или национальные природные парки Республики Коми.

Роль и влияние средств массовой информации на жизнь человека.

Финно-угорские языки. Финно-угорские республики, страны. История письменности Республики Коми.

44.10.2. Говорение.

44.10.2.1. Диалогическая речь.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос); диалог-обмен мнениями.

Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника;

диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

диалог-обмен мнениями - выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие или несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и другое).

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий или без их использования с соблюдением норм речевого этикета, принятых в коми языке.

Объем диалога - 10 - 11 реплик.

44.10.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование или сообщение;

рассуждение;

выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному или прочитанному;

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного или прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

составление рассказа по картинкам;

изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц или без их использования.

Объем монологического высказывания - 10 фраз.

44.10.3. Аудирование.

При непосредственном общении: понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально (невербально) реагировать на услышанное, использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной (интересующей или запрашиваемой) информации предполагает умение выделять нужную (интересующую или запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - 100 - 110 секунд.

44.10.4. Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные); прогнозировать содержание текста по заголовку (началу) текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий; разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части; озаглавливать текст (его отдельные части); игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания; понимать заимствованные слова.

Чтение с пониманием нужной (интересующей или запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

Чтение несплошных текстов (таблиц, схем) и понимание представленной в них информации.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления пропущенных фрагментов.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, схема).

Объем текста (текстов) для чтения - 500 - 600 слов.

44.10.5. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

составление плана (тезисов) устного или письменного сообщения;

написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, излагать различные события, делиться впечатлениями, выражать благодарность, извинения, просьбу, запрашивать интересующую информацию, оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения (объем сообщения - до 120 слов);

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста (объем письменного высказывания - до 120 слов);

заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного (прослушанного) текста;

преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации;

письменное представление результатов выполненной проектной работы (объем - 100 - 120 слов).

44.10.6. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах.

44.10.7. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Правильное использование знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными.

Правильное использование знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

44.10.8. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в коми языке нормы лексической сочетаемости.

Объем изучаемой лексики: до 1200 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1050 лексических единиц, изученных ранее) и 1350 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1200 лексических единиц продуктивного минимума).

Сокращения и аббревиатуры.

44.10.9. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций коми языка.

Сложноподчиненные предложения с придаточными:

изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, Рисунок 3281 (Висьтав, кор мунан гортад. Рисунок 3282 висьталiс, кыдзи Рисунок 3283 Рисунок 3284. Тэ аддзылiн, Рисунок 3285 Рисунок 3286 Рисунок 3287?), мый, кодi, Рисунок 3288 и его падежными формами (Рисунок 3289 висьталiс, мый Рисунок 3290 Рисунок 3291. Рисунок 3292 Рисунок 3293, Рисунок 3294 Рисунок 3295 Рисунок 3296. Рисунок 3297 висьталiс, мыйысь Рисунок 3298-ны Рисунок 3299. Ме Рисунок 3300, кодi ветлiс Рисунок 3301. Ме аддзылi, Рисунок 3302 Рисунок 3303 мунiс. Ме юалi, кодлы Рисунок 3304 сетiс Рисунок 3305. Рисунок 3306, Рисунок 3307 Рисунок 3308 Рисунок 3309. Талун висьталiс, Рисунок 3310 аски мунас. Рисунок 3311, кытысь Рисунок 3312 Рисунок 3313.);

определительными с союзными словами кор, кодi (Пыр кута казьтывны Рисунок 3314 Рисунок 3315, кор Рисунок 3316 Рисунок 3317. Морт, кодi ена Рисунок 3318, унатор Рисунок 3319.).

Бессоюзные сложные предложения (Павел Рисунок 3320: ставыс Рисунок 3321 ас Рисунок 3322.).

Прямая и косвенная речь. Трансформация прямой речи в косвенную речь.

Имена прилагательные с суффиксом -Рисунок 3323 (Рисунок 3324, Рисунок 3325, Рисунок 3326, Рисунок 3327).

Деепричастия с суффиксом -Рисунок 3328 (Рисунок 3329, Рисунок 3330, Рисунок 3331 вылын Рисунок 3332).

Типы частиц: вводная (Рисунок 3333), определительная (Рисунок 3334).

44.10.10. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своей республики, основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в комиязычной среде, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания.

Знание социокультурного портрета родной страны и родной республики: символики, достопримечательностей, культурных особенностей (заповедники (национальные природные парки) Республики Коми, декоративно-прикладное искусство народа коми), образцов поэзии и прозы, доступных в языковом отношении.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Соблюдение норм вежливости в межкультурном общении.

Развитие умений:

правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в коми языке;

кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании);

кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах);

кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.10.11. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки; при говорении и письме перифраз или толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.