Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

28.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования

28.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования.

28.11.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (башкирском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (башкирском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (башкирского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (башкирского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (башкирскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном(ом) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

28.11.2. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

28.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

28.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

28.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

28.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (башкирском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

28.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

28.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

28.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

28.11.3. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

осознавать богатство и выразительность башкирского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;

иметь представление об основных разделах лингвистики, определять основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

участвовать в диалоге/полилоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге на основе жизненных наблюдений;

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

иметь общее представление о современном башкирском литературном языке;

иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

различать ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного), соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

определять роль звукописи в тексте;

соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов (в рамках изученного), употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости, употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного башкирского языка;

различать типичные речевые ошибки, выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи, различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы, выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;

соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации, современные формулы обращения к незнакомому человеку, соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета, соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

применять знание основных признаков текста (повествование, рассуждение) на практике;

создавать тексты-повествования с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

работать с прослушанным и прочитанным научно-учебным, художественным и научно-популярным текстами: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;

характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

проводить фонетический анализ слов;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;

распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь);

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы, правильно употреблять слова-паронимы;

характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов);

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

распознавать морфемы в слове, выделять основу слова;

находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука);

проводить морфемный анализ слов;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

проводить морфологический анализ имен существительных, частичный морфологический анализ имен прилагательных, глаголов;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

применять нормы правописания имен существительных, имен прилагательных и глаголов с изученными орфограммами;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять лексико-грамматические разряды имен существительных;

проводить морфологический анализ имен существительных, соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения;

применять нормы правописания собственных имен существительных, сокращенных имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

проводить частичный морфологический анализ имен прилагательных (в рамках изученного);

применять нормы правописания имен прилагательных с изученными орфограммами;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;

правильно употреблять глаголы в прошедшем, настоящем, будущем временах;

правильно употреблять глаголы в изъявительном, повелительном, условном, желательном наклонениях;

применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами, проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение), проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений, проводить пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений (в рамках изученного), применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, простые неосложненные предложения, простые предложения, распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные), определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного);

распознавать в предложении обращение, расставлять знаки препинания в предложениях с обращением;

соблюдать при письме пунктуационные нормы при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но), с обобщающим словом при однородных членах, с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да, оформлять при письме диалог;

проводить синтаксический анализ предложений (в рамках изученного).

28.11.4. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан;

иметь представление о башкирском литературном языке;

создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение), выступать с сообщением на лингвистическую тему;

участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями);

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в рамках изученного), различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

употреблять имена существительные, имена прилагательные, глагол, местоимения, числительные, наречия, причастия, деепричастия и служебные части речи в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать нормы ударения в вопросительных местоимениях, в усилительных частицах, в вопросительных местоимениях;

соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях;

употреблять служебные части речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания служебных частей речи;

выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и письменной речи;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного), корректировать свою речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения, использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения и других;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;

с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи, характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видовременную соотнесенность глагольных форм;

применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике, использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи, перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения, анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение);

применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

различать слова с точки зрения их происхождения: исконно башкирские и заимствованные слова, различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы), определять стилистическую окраску слова;

распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;

определять крылатые слова и афоризмы;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковые словари;

распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять производящую основу;

определять способы словообразования, проводить морфемный и словообразовательный анализ слов, применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных;

распознавать изученные орфограммы, проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания;

соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращенных слов;

характеризовать особенности словообразования имен существительных;

соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;

различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного);

распознавать числительные, определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных, характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

правильно употреблять собирательные имена числительные, соблюдать нормы правописания имен числительных;

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение, различать разряды местоимений, склонять местоимения, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности), соблюдать нормы правописания местоимений;

распознавать переходные и непереходные глаголы, разноспрягаемые глаголы, определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, различать безличные и личные глаголы, использовать личные глаголы в безличном значении;

распознавать инфинитив, имя действия, причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), модальные слова, междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции;

характеризовать инфинитив как особую группу слов;

характеризовать имя действия как особую группу слов;

характеризовать причастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, склонять причастия;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова;

определять роль причастия в предложении;

уместно использовать причастия в речи;

характеризовать деепричастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

определять роль деепричастия в предложении;

уместно использовать деепричастия в речи;

правильно строить предложения с деепричастиями;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием;

распознавать наречия в речи, определять общее грамматическое значение наречий, различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике;

соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий;

давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

характеризовать послелог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные послелоги;

употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных послелогов;

проводить морфологический анализ послелогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте (в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения);

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской, соблюдать нормы правописания частиц;

проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;

характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать группы модальных слов по значению, объяснять роль модальных слов в речи, характеризовать особенности модальных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический анализ модальных слов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

28.11.5. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

осознавать роль родного языка в жизни человека, государства, общества;

понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, приводить соответствующие примеры;

соблюдать в речи нормы современного башкирского литературного языка;

строить монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование (повторение);

создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;

различать виды диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации);

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, соблюдать нормы употребления паронимов;

анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного);

корректировать устную и письменную речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

употреблять слова с учетом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;

различать ударные и безударные гласные, определять логическое ударение (повторение);

учитывать в своей речи основные лексические нормы современного башкирского литературного языка (повторение);

распознавать типичные ошибки согласования и управления в башкирском языке, редактировать предложения с целью исправления синтаксических грамматических ошибок;

соблюдать синтаксические нормы современного башкирского литературного языка;

понимать особенности употребления сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений в речи;

понимать основные нормы построения словосочетаний, односоставных, двусоставных, предложений с однородными членами, предложений с обращениями, предложений с вводными словами и с вводными предложениями, предложений с обособленными членами;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре и так далее), соблюдать нормы башкирского невербального этикета;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре и так далее), соблюдать нормы башкирского невербального этикета;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические;

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационной переработки текста, извлекать информацию из различных источников (в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности);

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);

создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, оформлять деловые бумаги (инструкция);

владеть нормами построения текстов публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции;

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (повторение);

различать функции изученных знаков препинания;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные, определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, выявлять грамматическую синонимию словосочетаний;

применять в речевой практике нормы построения словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания;

распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения (повторение);

распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения, применять нормы построения простого предложения, использования инверсии, применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);

распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов, различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений, понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;

выделять предложения с обобщающими словами при однородных членах;

характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь), различать однородные и неоднородные определения, находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, распознавать простые неосложненные предложения (в том числе предложения с неоднородными определениями), простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах;

различать группы вводных слов по значению, понимать особенности употребления предложений с обращениями в речи;

иметь представление о нормах постановки знаков препинания при вводных словах и вводных предложениях;

различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения, понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями в речи, понимать их функции;

применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;

различать виды обособленных членов предложения (обособленные приложения, определения, дополнения, обстоятельства) и ставить знаки препинания при них;

распознавать сложные предложения с прямой речью и косвенной речью (в рамках изученного);

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

28.11.6. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление о башкирском языке как одном из тюркских языков;

создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных и стилистических вариантов современной орфоэпической нормы;

иметь представление об активных процессах современного башкирского языка в области произношения и ударения (в рамках изученного);

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);

анализировать типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов (в рамках изученного);

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

редактировать предложения с целью исправления синтаксических грамматических ошибок;

понимать особенности употребления сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений в речи;

понимать основные нормы построения сложносочиненного, сложноподчиненных и бессоюзных предложений;

использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках изученного), использовать приемы, помогающие противостоять речевой агрессии, соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную культуру общения;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов, грамматические словари и справочники (в том числе мультимедийные), использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические);

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи: (повествование, описание, рассуждение) (повторение), анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

работать с текстом: создавать тезисы, конспект, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте;

создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять деловые бумаги;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

классифицировать типы сложных предложений;

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;

понимать основные нормы построения сложносочиненного предложения;

понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части, средства связи частей предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;

выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;

понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи, применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

28.11.7. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

характеризовать язык как развивающееся явление (в рамках изученного);

объяснять причины изменений, происходящих в языке на современном этапе его развития;

осознавать роль башкирского языка в жизни человека, общества;

использовать диалектные названия предметов быта, определять значения слов, понятий, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и другие;

выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами;

объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

сравнивать наименования предметов и явлений окружающего мира в диалектах и литературном языке, использовать диалектные слова в художественной литературе;

создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, выступать с научным сообщением;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного), способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических словарях (повторение);

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного), употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного), распознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

различать термины в публицистическом, научном, разговорно-обиходном, художественном, официально-деловом стиле;

соблюдать синтаксические нормы современного башкирского литературного языка: построение словосочетаний, построение простых предложений, сложных предложений разных видов (повторение);

анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка;

использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи: (повествование, описание, рассуждение) (повторение), анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля, основные особенности языка художественной литературы, особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;

характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата;

составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

понимать смыслоразличительную функцию звука речи в слове, приводить примеры, распознавать звуки речи по заданным характеристикам, определять звуковой состав слова;

классифицировать звуки по заданным признакам;

различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;

объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов;

сравнивать звуковой и буквенный состав слова;

делить слова на слоги и правильно переносить слова со строки на строку;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова;

оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова, распознавать изученные орфограммы, применять знания по орфографии в практике правописания;

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря), распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

сравнивать прямое и переносное значения слова по заданному признаку, распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы (обобщение);

проводить лексический анализ слов, находить необходимую информацию в лексических словарях разных видов (толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов) и использовать ее;

анализировать и характеризовать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического;

распознавать самостоятельные части речи и их формы (в рамках изученного);

применять знания о части речи как лексико-грамматическом разряде слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач, распознавать части речи;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

характеризовать особенности словообразования имен существительных, проводить орфоэпический анализ имен существительных, анализировать особенности словоизменения имен существительных;

распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение местоимения;

различать разряды местоимений, характеризовать особенности склонения местоимений, словообразования местоимений, синтаксических функций местоимений, роли в речи;

распознавать переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы, определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, определять роль глагола в словосочетании и предложении, в речи;

определять функции знаков препинания;

выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);

определять средства связи слов в словосочетании;

определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.