Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

35.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (долганскому) языку на уровне основного общего образования

35.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (долганскому) языку на уровне основного общего образования.

35.11.1. В результате изучения родного (долганского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (долганском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (долганском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (долганского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (долганского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (долганскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (долганском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

35.11.2. В результате изучения родного (долганского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

35.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

35.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

35.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

35.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (долганском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

35.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

35.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость, выраженную в речевом этикете;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

35.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

35.11.3. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

объяснять понятия язык и речь, родной язык и неродной язык, осознавать единство долганского народа, дисперсно живущего в разных административно-территориальных образованиях Российской Федерации (край, область, республика), и наличие общенародного языка со всеми его формами и диалектами;

понимать, что в языке нашла отражение кочевая жизнь охотников-оленеводов;

определять роль органов речи в образовании звуков, место образования звуков;

давать характеристику звуковой системы долганского языка, классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам и делить слова на слоги;

проводить сопоставительный анализ гласных и согласных звуков в долганском и русском языках;

осуществлять устно и письменно фонетический разбор слова, записывать транскрипцию слова;

актуализировать знания долганского алфавита, пользоваться долганско-русским и русско-долганским словарем;

давать определение значения слова с помощью словаря;

объяснять разницу однозначных и многозначных слов;

объединять слова в родо-видовую группу;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики, их классифицировать;

выделять морфемы в словах: корень и аффиксы, подбирать однокоренные слова и находить в слове формообразующие и словообразовательные аффиксы;

осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ слов;

понимать разницу знаменательных и служебных слов долганского и русского языков в сопоставлении и находить эти слова в тексте;

различать формообразующие аффиксы падежей имен существительных;

склонять существительные (простое склонение) в единственном и множественном числах;

образовывать и находить в тексте аффиксы субъективной оценки имен существительных (уменьшительно-ласкательные, увеличительные);

правильно писать гласные и согласные буквы в аффиксах имен существительных;

строить предложения в зависимости от цели высказывания и объяснять постановку знаков препинания;

строить предложения с учетом порядка слов;

создавать устные и письменные тексты с учетом норм долганского языка и речевого этикета;

слушать и читать поэтически и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как в устной, так и в письменной речи;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.4. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

различать понятия говор, диалект, общенародный язык, диалектный язык, литературный язык;

иметь представление о семейно-родовых ценностях и строить генеалогическое древо семьи;

определять понятия однозначность и многозначность, прямое и переносное значение слова;

подбирать синонимы и антонимы к однозначным и многозначным словам;

выявлять диалектные слова;

распознавать устаревшие слова, неологизмы;

объединять слова на основе ассоциативных связей;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики, их классифицировать;

давать характеристику морфемного состава имен существительных долганского и русского языков в сопоставлении;

создавать продуктивные словообразовательные модели имен существительных;

проводить морфемный и словообразовательный анализ имен существительных;

склонять существительные (простое и притяжательное склонения) в единственном и множественном числах и сравнивать два вида склонения имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

распознавать словообразовательные аффиксы имен качественных и относительных прилагательных;

проводить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;

распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределенные, определительные и лично-возвратные местоимения;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции числительных;

распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные);

иметь общее представление о склонении количественных числительных;

правильно писать гласные и согласные буквы в аффиксах имен существительных, прилагательных, местоимений;

иметь представление о предложении как единице синтаксиса;

строить простые распространенные предложения и объяснять постановку знаков препинания;

находить в предложении главные и второстепенные члены;

создавать тексты, как устной речи, так и письменной, с учетом норм литературного языка и речевого этикета;

слушать и читать поэтические и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как в устной, так и в письменной речи;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.5. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

объяснять понятия государственный язык, язык межнационального общения;

распознавать и отличать языки соседних народов, живущих издавна рядом;

выявлять синонимы, строить синонимический ряд слов, подбирать в зависимости от контекста синоним;

различать понятия об исконном и чужом в словарном составе языка долган;

строить синонимический ряд, привлекая заимствования и диалектные слова;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики, их классифицировать;

распознавать словообразовательные и формообразующие аффиксы глагола;

проводить морфемный и словообразовательный анализ глагола;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глаголов;

образовывать временные формы глагола;

распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, сослагательное наклонение);

различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени в положительном и отрицательном аспектах;

определять общее значение, употребление в речи повелительного, сослагательного наклонений глагола;

образовывать отрицательные формы глагола с помощью вспомогательных глаголов;

правильно писать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, в аффиксах глаголов;

строить утвердительные и отрицательные предложения;

строить предложения с прямой речью и диалогически неполные предложения;

создавать тексты, как устной речи, так и письменной, с учетом норм долганского языка и речевого этикета;

слушать и читать поэтически и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как в устной, так и в письменной речи;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.6. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать и различать по языковому своеобразию тексты фольклорных жанров;

распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение и роль в создании выразительных текстов;

находить в фольклорных текстах разных жанров фразеологизмы;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики и использовать их в тексте;

определять служебные части речи: послелоги, частицы, союзы и междометия;

различать пространственные и временные послелоги и иметь представление об их написании, послелогах сравнения и сопоставления;

распознавать союзы и их роль в предложении;

распознавать частицы по значению в тексте, иметь представление об их написании;

иметь представление о словосочетании как единице синтаксиса;

строить словосочетания с сочинительной и подчинительной связью;

иметь представление о грамматических способах подчинения: управлении, отражении, согласовании и примыкании;

находить предложения с однородными членами, иметь представление о согласовании однородных членов предложения и самостоятельно составлять с ними предложения, правильно расставлять знаки препинания;

строить предложения с прямой речью и диалогически неполные предложения;

создавать устные и письменные тексты с учетом норм долганского языка и речевого этикета;

слушать и читать фольклорные тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.

35.11.7. Предметные результаты изучения родного (долганского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать и различать по языковому своеобразию художественные тексты как поэтические, так и прозаические;

подбирать слова изучаемой этнокультуроведческой и повседневной речевой тематики и использовать их в тексте;

находить в тексте причастия и давать им характеристику, классифицировать причастия по значению и грамматическим признакам;

определять формообразующие аффиксы причастий и проводить морфемный анализ;

находить в тексте деепричастия и давать им характеристику, различать деепричастия по значению: предшествующего действия, одновременного действия или следующее за ним, готовое свершиться, действия непосредственно перед другим действием, определять формообразующие аффиксы каждого из видов деепричастия;

определять общее грамматическое значение наречий, объяснять употребление их в речи;

образовывать разряды наречий, степени сравнения наречий;

распознавать союзы и союзные слова, участвующие в образовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

проводить морфологический анализ изученных служебных слов речи;

распознавать междометия и определять их роль в составлении эмоционально-оценочных слов-предложений;

выделять грамматическую основу простого предложения;

разбирать предложения по членам, определять синтаксическую связь между членами предложения;

различать односоставные и двусоставные, полные и неполные предложения;

различать простые и сложные предложения;

строить сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения в устной и письменной речи, соблюдать необходимую интонацию при их произношении, правильно расставлять знаки препинания при письме;

строить предложения с прямой и косвенной речью, правильно интонировать их;

определять понятие сложного предложения, сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

проводить синтаксический анализ простого предложения;

ставить знаки препинания в сложных бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

читать поэтические и прозаические тексты в соответствии с интонационно-произносительными нормами языка;

создавать диалоги и монологи в рамках этнокультурной и повседневной речевой тематики, как устно, так и письменно;

систематизировать языковой материал и самостоятельно анализировать языковые явления в рамках заданной учебной задачи.