Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

64.8. Содержание обучения в 7 классе

64.8. Содержание обучения в 7 классе.

64.8.1. Тематическое содержание речи.

64.8.1.1. Мир моего "Я".

Я и мои ровесники. Свободное время. Здоровый образ жизни. Старшие и мы.

64.8.1.2. Мир моих увлечений.

Мои любимые занятия на досуге. Путешествия. Походы.

64.8.1.3. Мир вокруг меня.

Знание и жизнь. Школа. Секреты хорошей учебы.

64.8.1.4. Моя Родина.

Моя малая родина. Географическое положение, климат, природа. Исторические и памятные места. Казань - столица Татарстана. Выдающиеся представители татарского народа.

64.8.2. Умения по видам речевой деятельности.

64.8.2.1. Аудирование.

Восприятие и понимание на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, умение выражать собственное отношение к прослушанному, восприятие и понимание на слух несложных адаптированных аутентичных текстов и умение извлекать содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи, умение определять основную тему (идею) услышанного текста, восстановление прослушанного текста по принципу "снежного кома".

Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера.

64.8.2.2. Говорение.

Диалогическая речь: диалог-побуждение к действию (умения обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения), диалог-расспрос (умения сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот).

Монологическая речь: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), пересказ основного содержания прочитанного или прослушанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Умения диалогической и монологической речи развиваются в стандартных ситуациях общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм татарского речевого этикета.

64.8.2.3. Чтение.

Чтение про себя учебных и несложных адаптированных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации, чтение с пониманием основного содержания текста с определением основной темы и главных фактов или событий в прочитанном тексте (игнорируя незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания), чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, сказка, научно-популярные тексты, сообщение информационного характера, сообщение личного характера, объявление, кулинарный рецепт, стихотворение, несплошной текст (таблица).

64.8.2.4. Письмо.

Написание словосочетаний, предложений, речевых клише в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, письменное выражение своего отношения к поступкам героев, к проблеме прочитанного текста, написание краткой характеристики литературного персонажа, составление и написание небольших текстов по обсуждаемым нравственным проблемам прочитанных текстов, написание в соответствии с языковыми нормами основных сведений о себе, написание личного письма с применением образца и без применения образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо).

64.8.3. Языковые знания и навыки.

64.8.3.1. Фонетика.

Различение на слух и произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение вслух адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из научно-популярного текста, рассказ, диалог (беседа).

64.8.3.2. Графика. Орфография. Пунктуация.

Правильное написание изученных слов, правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении, обращении, при вводных словах), пунктуационно правильное, соответствующее нормам татарского речевого этикета оформление электронного сообщения личного характера.

64.8.3.3. Лексика.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 700 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 7 класса, включая 600 лексических единиц, усвоенных в 1 - 6 классах, слов-названий предметов, их признаков, действий предметов; заимствованных слов, синонимов и антонимов изученных слов, производных (Рисунок 3700, максатчан), парных (дус-иш), сложных Рисунок 3701, составных (хуш исле) слов.

64.8.3.4. Морфология. Синтаксис.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций татарского языка: временные формы глаголов изъявительного наклонения, наречия образа действия (тиз, акрын Рисунок 3702, указательные (бу, теге, шул, шундый) и определительные (барлык, Рисунок 3703, Рисунок 3704, Рисунок 3705) местоимения, деепричастие на -гач Рисунок 3706, -кач Рисунок 3707, главные члены предложения, согласование подлежащего и сказуемого, предложения с простым глагольным сказуемым (Мин татарча Рисунок 3708), с именным сказуемым (Рисунок 3709 Рисунок 3710 тату) и составным глагольным сказуемым (Мин укырга яратам), союзы Рисунок 3711, да Рисунок 3712, та Рисунок 3713, яки, частицы гына Рисунок 3714, кына Рисунок 3715, предложения по цели высказывания, сложные предложения.

64.8.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование активных формул татарского речевого этикета в ситуациях общения, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания, знание основных сведений о Республике Татарстан (географическое положение, природа, исторические и памятные места), знание известных деятелей культуры татарского народа, знакомство с доступными в языковом отношении образцами татарской поэзии и прозы.

64.8.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной догадки, прогнозирование содержания текста на основе заголовка, по предварительно поставленным вопросам, использование в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевых слов, плана, использование синонимов, антонимов при дефиците языковых средств.