Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

59.6. Содержание обучения в 5 классе

59.6. Содержание обучения в 5 классе.

59.6.1. Повторение пройденного материала.

59.6.1.1. Развитие речи.

Первый школьный день в новом учебном году. Радость встречи с учителем и одноклассниками. Задания, направленные на контроль лексического материала, монологической и диалогической речи по теме. Описание отношения к учебникам. Описание членов своей семьи (повторение лексики, изученной на уровне начального общего образования). Описание профессий.

59.6.1.2. Грамматический материал.

Повторение собственных и нарицательных имен существительных.

59.6.2. Летние каникулы.

59.6.2.1. Развитие речи.

Описание природы. Описание места отдыха. Описание примет лета. Информация для понимания на слух о проведенных летних каникулах. Вопросы собеседнику о проведении летних каникул. Речевые клише для рассказа о летних каникулах. Вопросы по теме "Рисунок 3473" ("Летние каникулы").

59.6.2.2. Грамматический материал.

Склонение имен существительных. Именительный падеж.

59.6.3. Из жизни животных.

59.6.3.1. Развитие речи.

Описание животных и птиц. Выражение чувства стыда и радости. Тексты "Рисунок 3474 род" ("Глупый теленок"), "Рисунок 3475" ("Трусливый зайчик").

59.6.3.2. Грамматический материал.

Знакомство с родительным падежом, изменение окончаний существительных в родительном падеже.

59.6.4. Книга - источник знаний.

59.6.4.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Информация для понимания на слух об описании книги. Знакомство с историей происхождения книги. Составление диалога с использованием предложений. Памятка о бережном отношении к книге.

59.6.4.2. Грамматический материал.

Имя существительное в дательном падеже. Повторение именительного и родительного падежей (падежные окончания, знакомство с дательным падежом; знакомство с окончаниями имен).

59.6.5. Устное народное творчество.

59.6.5.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Работа с пословицами, загадками, скороговорками. Знакомство с устным народным творчеством осетинского народа. Тексты "Сырдоны Рисунок 3476" ("Осел Сырдона"), "Рисунок 3477 рувас" ("Хитрая лиса"). Задания, направленные на контроль усвоения лексического материала, монологической и диалогической речи по теме.

59.6.5.2. Грамматический материал.

Знакомство с отложительным падежом, знакомство с окончаниями имен существительных в отложительном падеже.

59.6.6. Из сокровищницы предков.

59.6.6.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Тексты Рисунок 3478 ("Колыбельная песня"), "Нарты Рисунок 3479" ("Рождение нартов"), Рисунок 3480 ("Волк и барсук"). Знакомство с происхождением Нартов.

59.6.6.2. Грамматический материал.

Изменение окончаний существительных в направительном падеже. Закрепление лексики по пройденной теме, повторение именительного, родительного, дательного и отложительного падежей (падежные окончания).

59.6.7. Коста родился в Наре.

59.6.7.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Презентация "О жизни и творчестве Коста". Знакомство со стихотворениями Г. Чеджемова "Къоста" ("Коста"), "Иры Рисунок 3481" ("Главный певец об Осетии"). Знакомство со стихотворением К. Хетагурова "Рисунок 3482 фыййау" ("Безумный пастух").

59.6.7.2. Грамматический материал.

Изменение окончаний существительных во внешнеместном падеже. Закрепление лексики по пройденной теме, повторение именительного, родительного, дательного, отложительного и направительного падежей (падежные окончания).

59.6.8. Праздник в честь Коста.

59.6.8.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Тексты Рисунок 3483 ("Боярышник"); "Къостайы Рисунок 3484 баст Рисунок 3485 балц" ("Путешествие по местам, связанным с именем Коста"). Информация о памятных местах, связанных с именем Коста. Знакомство со стихотворением К. Хетагурова "Цъиу Рисунок 3486" ("Дети и птичка"). Знакомство с домом-музеем Коста в Наре по картинкам в книге и по презентации.

59.6.8.2. Грамматический материал.

Знакомство с изменениями окончаний имен существительных в союзном падеже. Повторение: закрепление лексики по пройденной теме, повторение именительного, родительного, дательного, отложительного направительного и внешнеместного падежей (падежные окончания).

59.6.9. Кто к чему стремится?

59.6.9.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Упражнения, нацеленные на систематизацию грамматического материала (падежи и их окончания). Тексты "Чи Рисунок 3487" ("Кто к чему стремится"), "Чысыл Рисунок 3488" ("Маленькая швея"). Прослушивание текста "Чи Рисунок 3489".

59.6.9.2. Грамматический материал.

Изменение окончаний существительных в уподобительном падеже. Повторение: закрепление лексики по пройденной теме; повторение именительного, родительного, дательного, отложительного направительного, внешнеместного и союзного падежей (падежные окончания).

59.6.10. Изменения осенью в природе.

59.6.10.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Памятка о названиях осенних месяцев на осетинском языке. Тексты Рисунок 3490 ("Осень"), Рисунок 3491 ("Туры"), "Диссаг та куыд Рисунок 3492 у" ("Это удивительно"). Информация об осенних работах в огородах и садах. Помощь младших старшим в уборке урожая. Информация о горных турах. Информация об удивительных событиях, связанных с насекомыми.

59.6.10.2. Грамматический материал.

Образование множественного числа имени существительного, склонение имен существительных во множественном числе.

59.6.11. Осень в горах.

59.6.11.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением К. Хетагурова Рисунок 3493 ("Осень"). Текст Рисунок 3494 ("Клен"). Характеристика персонажей сказки.

59.6.11.2. Грамматический материал.

Разновидности образования множественного числа имени существительного.

59.6.12. Животные и растения осенью.

59.6.12.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание овощей. Тексты Рисунок 3495 ("Звери и птицы осенью"), Рисунок 3496 ("Сорока"). Информация об изменениях в жизни животных и птиц с приходом осени. Сбор урожая осенью. Знакомство с жизнью и повадками сороки. Оказание помощи школьниками при уборке урожая. Информация об удивительных событиях, связанных с насекомыми и муравьями.

59.6.12.2. Грамматический материал.

Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.

59.6.13. Зимняя природа.

59.6.13.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Памятка о названиях зимних месяцев на осетинском языке. Описание изменений в природе. Описание зимнего села. Текст Рисунок 3497 ("Наступила зима"). Знакомство со стихотворением Г. Чеджемова Рисунок 3498 ("Зимние пейзажи").

59.6.13.2. Грамматический материал.

Второстепенные члены предложения.

59.6.14. Зимние пейзажи.

59.6.14.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание труда людей и зимних игр детей. Прослушивание аудиоматериала о прогнозе погоды гидрометцентра на ближайшие сутки.

Составление продолжение диалога о зимней погоде. Составление рассказа по картине Рисунок 3499 ("Детские игры зимой").

59.6.14.2. Грамматический материал.

Местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений в единственном числе.

59.6.15. Зимние пейзажи.

59.6.15.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание труда людей и зимних игр детей. Прослушивание аудиоматериала о прогнозе погоды гидрометцентра на ближайшие сутки. Составление продолжения диалога о зимней погоде.

Составление рассказа по картине Рисунок 3500 ("Детские игры зимой").

59.6.15.2. Грамматический материал.

Местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений в единственном числе.

59.6.16. Новый год.

59.6.16.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Знакомство со стихотворением Г. Чеджемова "Митын Рисунок 3501" ("Снежный великан"). Закрепление новой лексики в диалоге. Описание обычаев и традиций Рисунок 3502 ("Колядки"). Новогодние поздравления. Работа по картине. Знакомство со стихотворением Станислава Кадзаева Рисунок 3503 ("Наш подарок").

59.6.16.2. Грамматический материал.

Местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений во множественном числе.

59.6.17. В зимнем зоопарке.

59.6.17.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание диких животных. Описание зоопарка. Описание ухода за животными зоопарка. Текст "Сырддоны Рисунок 3504" ("Картины зоопарка"). Знакомство с переводом стихотворения Н. Сладкова "Рисунок 3505 арс" ("Белочка и медведь"). Работа над загадками о животных.

59.6.17.2. Грамматический материал.

Личные местоимения.

59.6.18. Наши далекие предки.

59.6.18.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Образование сложных слов. Информация о предках. Описание качеств. Описание старинных построек. Описание занятий, рода деятельности. Описание одеяния. Описание оружия.

59.6.18.2. Грамматический материал.

Глагол, окончания глаголов настоящего и прошедшего времени.

59.6.19. Старинный осетинский дом и старинная утварь.

59.6.19.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Объяснить многозначность слова къона (очаг), (ласковое обращение к детям). Текст "Рагон ирон Рисунок 3506" ("Старинный осетинский дом"). Описание современного жилья. Описание старинного жилья: жилого дома, башен. Описание старинной домашней утвари. Описание частей дома. Работа с загадками по теме.

59.6.19.2. Грамматический материал.

Окончания глаголов будущего времени.

59.6.20. Осетинские национальные блюда.

59.6.20.1. Развитие речи.

Скороговорки по теме. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Тексты "Рагон ирон хсеринсегтсе сехсырсей" ("Осетинские национальные блюда из молока"), "Рагон ирон Рисунок 3507" ("Осетинские национальные блюда"). Рецепт приготовления Рисунок 3508 ("приправа") из черемши. Названия национальных блюд. Описание рецептов национальных блюд. Фольклорные песни.

59.6.20.2. Грамматический материал.

Глаголы неопределенной формы.

59.6.21. Какая еда самая вкусная?

59.6.21.1. Развитие речи.

Знакомство со стихотворением Г. Чеджемова "Куыстуарзаг" ("Трудолюбивый"). Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Расспрос собеседника о национальных блюдах и о любимых блюдах. Выражение согласия или несогласия с чем-либо. Текст Рисунок 3509 ("Какая еда самая вкусная?") Знакомство с басней С. Гадиева "Давон, булкъ Рисунок 3510 мыд" ("Черемша, редька и мед").

59.6.21.2. Грамматический материал.

Синонимы, антонимы.

59.6.22. Благодатная весна.

59.6.22.1. Развитие речи.

Памятка о названиях весенних месяцев на осетинском языке. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст "Рисунок 3511 Ирыстоны" ("Весна в Осетии"). Описание изменений в природе весной. Описание птиц. Описание деревьев. Описание труда людей. Знакомство со стихотворением М. Козаева "Уалдзыгон Рисунок 3512" ("Весенний дождь").

59.6.22.2. Грамматический материал.

Имя числительное, классификация числительных.

59.6.23. Мир вокруг нас.

59.6.23.1. Развитие речи.

Повторение и закрепление лексики по пройденной теме. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением М. Дзасохова "Мартъийы Рисунок 3513" ("Мартовская шуба"). Описание явлений природы. Работа по картине.

59.6.23.2. Грамматический материал.

Дробные и собирательные числительные.

59.6.24. Самый красивый праздник весны.

59.6.24.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст Рисунок 3514 ("Печенье"). Расспросы о празднике. Формы поздравлений и пожеланий. Выражение разочарования, сожаления и чувства стыда. Проявление заботы младших о старших. Описание советов. Знакомство со стихотворением П. Урумова "Мад" ("Мать")

59.6.24.2. Грамматический материал.

Правописание числительного с именем существительным.

59.6.25. Материнское сердце.

59.6.25.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Образование сложных слов. Текст "Мады урс Рисунок 3515" ("Материнские седые волосы"). Работа с пословицами. Выражение разочарования, сожаления и чувства стыда. Проявление заботы младших о старших. Описание советов.

59.6.25.2. Грамматический материал.

Деление числительных по составу.

59.6.26. На природе.

59.6.26.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением М. Басиева "Сауцъиу" ("Скворец"). Текст "Тулдз Тала" ("Дубок"). Выражение радости, любви и бережного отношения к природе.

59.6.26.2. Грамматический материал.

Правописание составных числительных, правописание числительных с именами существительными в единственном и множественном числах.

59.6.27. Кто как встречает весну?

59.6.27.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст "Хъуг Рисунок 3516 цъиах" ("Корова и галка") Знакомство со стихотворением А. Царукаева Рисунок 3517 ("Дятел"). Описание поведения животных и птиц. Знакомство со считалочкой В. Царукаева "Рисунок 3518 нымад" ("Счет десятками").

59.6.27.2. Грамматический материал.

Правописание числительных.

59.6.28. Весна в лесу.

59.6.28.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением Харитона Плиева Рисунок 3519 ("Весна"). Тексты: Рисунок 3520 ("Барсук"), Рисунок 3521 ("Ежики"), Рисунок 3522 ("Весна"). Описание повадок диких животных. Уточнение сведений: об изменениях в природе, о птицах, о животных, о труде людей. Работа по картинкам.

59.6.28.2. Грамматический материал.

Склонение имен существительных с числительными.

59.6.29. Примерные младшие.

59.6.29.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением И. Айларова "Хорз Рисунок 3523" ("Хороший и плохой"). Текст Рисунок 3524 ("Кошелек"). Описание традиционных правил поведения.

Описание формы: традиционных обращений к старшим, выражение благодарности старшими, извинений, проявления дружбы и взаимопомощи.

59.6.29.2. Грамматический материал.

Наречие. Простые и сложные наречия.

59.6.30. Культура и этика нужна везде.

59.6.30.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст Рисунок 3525 ("Порядок, закон и умение вести себя по этикету"). Полилог по теме Рисунок 3526. Мини-тексты по теме Рисунок 3527. Этикетное поведение. Описание формы: традиционных обращений к старшим, выражение благодарности старшими, извинений, проявления дружбы и взаимопомощи.

59.6.30.2. Грамматический материал.

Наречие. Правописание наречий с глаголами.

59.6.31. Что может быть лучше настоящего друга?

59.6.31.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Полилог по теме. Текст Рисунок 3528 ("Настоящий друг"). Знакомство со стихотворением М. Айларова Рисунок 3529 ("Мальчики"), Работа с картинками. Проявления дружбы и взаимопомощи.

59.6.31.2. Грамматический материал.

Правописание сложных наречий.

59.6.32. Как же хорошо летом!

59.6.32.1. Развитие речи.

Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Описание природы. Описание фруктов и овощей. Описание явлений природы. Мини-тексты Рисунок 3530 ("Лето"), Рисунок 3531 ("Гроза"). Знакомство с традиционным летним праздником осетин Рисунок 3532 ("Праздник для годовалых мальчиков"). Песня "Сой" ("Благодать"). Письма детей.

59.6.32.2. Грамматический материал.

Имя существительное (повторение).