Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

64.7. Содержание обучения в 6 классе

64.7. Содержание обучения в 6 классе.

64.7.1. Тематическое содержание речи.

64.7.1.1. Мир моего "Я".

Помощь родителям. Общение с друзьями. Описание внешности и характера человека.

64.7.1.2. Мир вокруг меня.

Школьная жизнь. Книга - источник знаний. Мир Интернета.

64.7.1.3. Мир моих увлечений.

Наши увлечения. Здоровье и спорт. Посещение кружков. Экскурсии. Походы. Виды отдыха.

64.7.1.4. Моя Родина.

Дружба народов Татарстана. Достопримечательности Казани. Выдающиеся представители татарского народа. Детские писатели и поэты. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).

64.7.2. Умения по видам речевой деятельности.

64.7.2.1. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная или невербальная реакция на услышанное, восприятие и понимание на слух несложных адаптированных аутентичных текстов и умение извлекать нужное содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи, постановка уточняющих вопросов к прослушанному тексту.

Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера.

64.7.2.2. Говорение.

Диалогическая речь: диалог этикетного характера (умения начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника), вести диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения), вести диалог-расспрос (сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы).

Монологическая речь: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, внешности человека), в том числе характеристика реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), пересказ основного содержания прочитанного, краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Умения диалогической и монологической речи развиваются в стандартных ситуациях общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм татарского речевого этикета.

64.7.2.3. Чтение.

Смысловое чтение: чтение про себя с пониманием учебных и несложных адаптированных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации, чтение с пониманием основного содержания текста с определением основной темы и главных фактов или событий в прочитанном тексте, игнорируя незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания, чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, сказка, научно-популярные тексты, сообщение информационного характера, сообщение личного характера, объявление, кулинарный рецепт, стихотворение, несплошной текст (таблица).

64.7.2.4. Письмо.

Написание ответов на заданные вопросы с использованием изученного лексико-грамматического материала, письменная постановка вопросов по теме или к тексту для проверки понимания прочитанного, письменное составление минидиалога по данному образцу, написание в соответствии с языковыми нормами основных сведений о себе, краткая письменная передача содержания текста, написание краткой характеристики литературного персонажа, написание поздравительных открыток, приглашений.

64.7.3. Языковые знания и навыки.

64.7.3.1. Фонетика.

Различение на слух и произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения, ударение в глаголах повелительного наклонения, чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из научно-популярного текста, рассказ, диалог (беседа).

64.7.3.2. Графика. Орфография. Пунктуация.

Правильное написание изученных слов, правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении, обращении, при вводных словах, пунктуационно правильное, соответствующее нормам татарского речевого этикета оформление электронного сообщения личного характера.

64.7.3.3. Лексика.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 600 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 6 класса, включая 500 лексических единиц, усвоенных в 1 - 5 классах; слов-названий предметов, их признаков, действий предметов, заимствованных слов, синонимов и антонимов изученных слов, производных (сыйныфташ, дуслык), парных Рисунок 3675, сложных Рисунок 3676, составных Рисунок 3677 слов.

64.7.3.4. Морфология. Синтаксис.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций татарского языка: личные местоимения множественного числа в притяжательном, направительном падежах (безне - Рисунок 3678, Рисунок 3679 - Рисунок 3680, Рисунок 3681 - аларга), производные имена существительные с аффиксами -лык (-лек), -даш Рисунок 3682, -таш Рисунок 3683 (дуслык, сыйныфташ), парные, сложные и составные имена существительные (Рисунок 3684, бала-чага, Рисунок 3685, Рисунок 3686), производные имена прилагательные с аффиксами -гы (-ге), -кы (-ке) (Рисунок 3687, кышкы), глаголы прошедшего определенного и прошедшего неопределенного времени в утвердительной и отрицательной формах; глаголы будущего определенного времени I, II, III лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах, глаголы повелительного наклонения II лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах (бар! - барыгыз! - ба'рма! - ба'рмагыз!), конструкция "глагол повелительного наклонения II лица + частица Рисунок 3688" (булыш Рисунок 3689, Рисунок 3690), наречия меры и степени (Рисунок 3691, аз), времени (Рисунок 3692, башта, аннан Рисунок 3693), места (Рисунок 3694, сулда), аналитическая форма глагола, выражающая желание (барасым Рисунок 3695 (килми), уйныйсым Рисунок 3696 (килми)), глаголы условного наклонения I, II, III лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах (барса - бармаса, Рисунок 3697), вводные слова (Рисунок 3698, Рисунок 3699).

64.7.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета татарского языка в рамках тематического содержания в ситуациях общения, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания, знание традиций и основных национальных праздников, известных достопримечательностей, выдающихся представителей татарского народа, знакомство с доступными в языковом отношении образцами татарской поэзии и прозы. Краткое представление России и Республики Татарстан (национальные праздники, традиции).

64.7.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной догадки, использование собеседником жестов и мимики при непосредственном общении, умение переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов.