Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

121.8. Содержание обучения в 7 классе

121.8. Содержание обучения в 7 классе.

121.8.1. Фольклор.

121.8.1.1. Народные песни. Календарно-обрядовые песни. "Акашка гур" ("Пасхальный напев"). "Гершыд сюан гур" ("Напев после окончания весенних полевых работ").

Свадебные песни. "Сюан гур" ("Свадебный напев"). Прославление родственных отношений, признания нераздельности совместного существования.

Рисунок 6661

Лирическое и эпическое в народной поэзии. Феномен возникновения лирических песен. Роль оценочных сравнений.

Проектная работа по сбору и систематизации народных песен своего населенного пункта или района (города).

121.8.2. Литература.

121.8.2.1. Образ, герой, характер. Отличия в содержании понятий.

121.8.2.2. Г.Е. Верещагин. Поэма "Зарни чорыг" ("Золотая рыбка"). Авторская сказка на основе заимствованного сюжета. Национальная специфика образов.

Исследовательская работа по сравнительно-сопоставительному анализу тематически близких произведений удмуртской и русской литературы (Г.Е. Верещагин "Зарни чорыг" ("Золотая рыбка"), К.П. Чайников (Кузебай Герд) "Гондыръес" ("Медведи"), А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке").

Проектная работа по выявлению мест, музеев или экспозиций, связанных с жизнью и творчеством Г. Верещагина. Подготовка презентации о нем.

121.8.2.3. К.П. Чайников (Кузебай Герд). Стихотворения "Чагыр инме" ("В голубое небо"), "Сяськаяськись Рисунок 6662" ("Цветущая черемуха"), "Шундыбергась" ("Подсолнечник"). Прием противопоставления двух миров в творчестве поэта. Семантика образов "грязная земля", "голубое небо", "золотая лестница", "река". Фольклоризм Герда.

Особенности поэтической композиции и сюжета. Лирический герой в поэзии Герда. Картины природы и цветовые образы. Изобразительно-выразительные средства (звукопись, сравнения и метафоры).

121.8.2.4. А.Г. Векшина (Ашальчи Оки). Стихотворения "Нюлэскы ветлыкум..." ("Когда хожу в лес..."), "Сюрес дурын" ("У дороги"). Философское звучание стихотворений, созданных на фольклорной основе. Доминанта параллелизма. Цветовые образы. Изображение пространства. Взаимосвязь с удмуртскими народными песнями.

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворения Ашальчи Оки "Сюрес дурын" ("У дороги") и удмуртской народной песни "Сюрес дурын..." ("У дороги...").

Рисунок 6663

Образы Дангыра и Дыдык. Особенности изображения любовных отношений героев. Художественные приемы изображения характеров. Проблема отцов и детей в романе. Сатирическое и комическое в романе. Приемы создания словесного портрета и интерьера. Соответствие произведения жанру исторического романа.

Творческая работа: создание иллюстрации к наиболее ярким эпизодам романа.

Групповая творческая работа: инсценировка наиболее ярких фрагментов произведения.

Творческая работа: написание письма от лица Дангыра его сыну, который должен родиться.

121.8.2.6. Ф.Г. Кедров. Повесть "Катя". Социальная проблематика произведения. Противопоставление прошлого и настоящего. Поляризация героев. Образы Кати и Койыка, их взаимоотношения. Сатирическое изображение богачей. Приметы времени. Символика новой жизни.

Творческая работа по прогнозированию дальнейшего развития сюжета в произведении.

Рисунок 6664

Рисунок 6665

121.8.2.7. В.Т. Чисталев (Тима Вень). Рассказ "Трипан Вась". Изображение характера коми крестьянина начала XX века. Взаимоотношения героя с природой. Драматизм рассказа. Пейзажные картины.

121.8.2.8. Н.С. Байтеряков. Стихотворения "Сюресэз сэрттыса" ("Разбирая дорогу"), "Анныкей". Отражение черт новой эпохи в стихотворении "Разбирая дорогу". "Новые" и "старые" приметы времени, семантика поэтического образа "огонь". Образ "святых" в стихотворении.

Личностное переживание душевной драмы одиноких женщин, вдов войны и матерей погибших солдат. Проклятие войны. Память о погибших как нравственная ценность человека.

Групповая проектная работа по написанию сценария мероприятия на тему "Николай Байтеряков - фронтовик".

Творческая работа по восстановлению слов-образов в стихотворении Н.С. Байтерякова "Туриос" ("Журавли") с учетом рифмы.

121.8.2.9. Ф.И. Васильев. Стихотворения "Ошмес синмын дунне шоры учке музъем..." ("Глазами родников глядит земля..."), "Меми, малы-о киосыд сюрмылэмын..." ("Мама, почему руки в мозолях..."), "Кызьпуын - пузкаръес, пузкаръес..." ("На березе - гнезда, гнезда..."). Сквозная тема взаимоотношений человека и природы, матери и детей в стихах поэта. Образная система поэтических произведений. Фольклоризм Ф.И. Васильева. Метафора в лирике поэта.

Групповая исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений Ф.И. Васильева "Ошмес синмын дунне шоры учке музъем..." ("Глазами родников глядит земля...") и "Меми, малы-о киосыд сюрмылэмын?.." ("Мама, почему твои руки в мозолях?..").

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений Ф.И. Васильева "Кызьпуын - пузкаръес, пузкаръес..." ("На березе - гнезда, гнезда...") и Г.С. Сабитова "Рисунок 6666 кыз" ("Черная ель").

121.8.2.10. В.В. Романов. Стихотворения "Ваебыж кар" ("Ласточкино гнездо"), "Атай" ("Отец"). Размышления о судьбах детей военной поры, безотцовщине. Психологизм и драматизм лирики, роль диалога. Сюжетность произведений. Образ лирического героя.

Групповая исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений В.В. Романова "Ваебыж кар" ("Ласточкино гнездо") и "Атай" ("Отец").

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений В.В. Романова "Атай" ("Отец") и Ф.И. Васильева "Пичи дыръям юай песятайлэсь..." ("В детстве спросил я у дедушки...").

Групповая творческая работа: заполнение таблицы с внесением информации, отражающей современные представления о мерилах настоящего человека.

121.8.2.11. В.Е. Владыкин. Стихотворения "Дуннеын вань куинь буел" ("Три цвета в мире"), "Кыдекысь кыдеке, Сибире..." ("Далеко далеко, в Сибирь..."). Поэтизация народной мудрости и философии. Символическое значение черного, белого, красного цветов. Противоречивость мира. Выражение чувства связи с домом, притяжения родной земли.

121.8.2.12. М.П. Петров (Михаил Покчи-Петров). Стихотворение "Кык сяськаос" ("Два цветка"). Идейное содержание произведения. Символическое значение образов - двух цветков. Контекст 1950-х годов. Позиция автора.

Творческая работа: написание эссе на тему "Кык сяськаос - кык улон амалъес" ("Два цветка - две жизненные позиции").

121.8.2.13. Т.Н. Чернова. Стихотворения "Выжыкыл дуннее" ("Мой сказочный мир"), "Гондыркуш - Рисунок 6667..." ("Гондыркуш - моя колыбель..."). Романтическая тональность стихов. Изображение вымышленного мира грез. Выражение чувства любви к малой родине, ощущение простора, полета. Пространственный рисунок стихотворений. Лирическая героиня Т. Черновой.

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений Т. Черновой "Гондыркуш - Рисунок 6668..." ("Гондыркуш - моя колыбель...") и М. Покчи-Петрова "Дор" ("Родная сторона").

Творческая работа: написание сочинения или стихотворения о родном доме, крае (понятие "дор").

Творческая работа: подбор иллюстрации к стихотворению Т. Черновой "Выжыкыл дуннее" ("Мой сказочный мир") из сети Интернет или создание собственной иллюстрации к стихотворению.

121.8.2.14. Р.Г. Валишин. Рассказ "Рисунок 6669 вай" ("Ветка черемухи"). Философская и нравственная проблематика рассказа. Черты психологизма в произведении. Роль художественной детали в создании образов героев. Место лейтмотива в рассказе. Особенности сюжета и композиции в произведении.

121.8.2.15. В.В. Сергеев (Ар-Серги). Рассказ "Кристя". Нравственно-психологическая проблематика в решении темы "человек и природа". Своеобразие конфликта. Мотивы сострадания, бескорыстия, доброты. Приемы авторской оценки героев.

Творческая работа: написание сочинения на тему "Быгатысал ке куака вераськыны..." ("Если бы ворона могла говорить...") или подготовка устного сочинения по предложенному в учебнике фрагменту из рассказа.

121.8.2.16. Г.Д. Красильников. Рассказ "Оксана". Размышления о сложном внутреннем мире человека. Психологизм и нравственная проблематика рассказа. Проблема выбора. Приемы создания образов героев. Особенности повествования. Образ рассказчика. Использование в стилистике рассказа жемчужин народной речи. Понятие художественной детали.

Творческая работа: описание символа-образа, с помощью которого можно изобразить образ Оксаны в рисунке.

Исследовательская работа по выявлению в рассказе выражений, похожих на пословицы, определение их значения и роли в поэтике произведения.

Творческая работа: написание лирического размышления на тему "Рисунок 6670" ("Тоска") или "Сюлэм шырпу" ("Сердечная заноза") или написание письма Оксане от имени Онтона в ответ на его телеграмму возлюбленной.

121.8.2.17. Е.В. Самсонов. Рассказ "Арама кузя" ("Вдоль березовой рощи"). Детство и становление личности человека искусства. Образ Петра Чайковского. Символика музыки. Лирическая интонация произведения. Содержание и роль удмуртской народной песни "Вдоль березовой рощи" в контексте рассказа.

Исследовательская работа по выполнению сравнительно-сопоставительного анализа литературного и музыкального произведений (рассказ Е. Самсонова "Арама кузя" ("Вдоль березовой рощи") и пьесы "Ноябрь. Тройка" из фортепианного цикла П. Чайковского "Времена года").

121.8.2.18. С.П. Широбоков. Драма "Чукдор". Тема экологии. Обрисовка характеров и поступков героев-антагонистов драмы. Основные жанровые признаки драмы. О природе конфликта в драме. Монолог и диалог.

Творческая работа: реконструкция внесценических действий драмы.

Групповая проектная работа по подготовке инсценировки отрывка из драмы С.П. Ширбокова "Чукдор".

Групповая творческая работа: составление социальной рекламы по сохранению природы или создание сценки по репродукциям картин Л.Р. Прозорова "Семья" или "Вал возьман" ("Пастьба лошадей").